Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc40 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (Изо – Музыка)

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобрази-

                         тельного искусства».

Цели урока: образовательная – знакомство учащихся с творчеством художников В.Вас-

                       нецова и П.Корина и композиторов А.П.Бородина и С.С.Прокофьева;  

                       развивающая – развивать творческое мышление и воображение учащихся;        

                       воспитательная – воспитывать нравственные качества личности: любовь к

                       Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

                                                                                             

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, пианино, краски.

Зрительный ряд:  репродукции картин В.М.Васнецова, П.Корина., эпиграф.                                                                                                              

Ход урока.

1.Организационная часть.

2. Объяснение нового материала.

3.Постановка художественной задачи.

4. Подведение итогов. Выставка работ.

5.Домашнее задание.

План-конспект

Учитель ИЗО объявляет тему и эпиграф урока.

 - Ребята, как вы понимаете слова русского композитора М.П.Мусоргского

«Звать через прошлое настоящее»?

Ничто не показывает нам так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времен, как искусство.

   - К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории? /исторический жанр/

Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.

   - Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?

(половцы, татаро-монголы)

   Учитель музыки.

Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины.

- Вспомните, в каких жанрах русской народной песни воспевались подвиги богатырей?

(былины)

- Какие вы помните былины о русских богатырях?

(«Про Добрыню», «Про Вольгу и Микулу»)

- Каких богатырей вы знаете?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

   Учитель ИЗО. 

Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри». Картины В.М.Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.

- Назовите их. («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»)

Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она  появилась в Третьяковской галерее.

- Что изображает художник на картине?

- События, какого периода русского государства отражены в картине?

- Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

- Какой характер у главных героев?

Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины:    

«…картина моя «Богатыри» - Добрыня, Илья, и Алеша на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».

Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

 

 Учитель музыки.  

Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин по-

сетил крупнейший музей русского искусства – Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного,   он сочиняет симфонию, которую русский музыкальный критик Стасов назвал «Богатырской». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.

   - Почему он дал такое название симфонии?

- Какой характер этого произведения?

- Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания                

   музыкального образа?

               /Слушание «Богатырской» симфонии А.П.Бородина/

Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина:

                      На нем одежда славянина

                      И на бедре славянский меч.

   

Учитель ИЗО.

Следующее произведение в нашей галерее – картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение Корин нарисовал в годы Великой Отечественной войны в 1942-43гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

   - Каким предстает перед нами А. Невский?  

Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и, правда, мужественных защитников Родины.

- Какие черты характера и поступки присущи русского воину?

/Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим/

- Как вы считаете это нравственные поступки?

 Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и в под-тверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны  русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. И именно события 40-х годов нашего XX века вызвали к жизни это произведение, а не XIII в.

Учитель музыки.

А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» - кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» - кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варваровское вторжение в страны Европы. Фильм

был создан в 1938 году, а кантата в 1939г. Они прозвучали, как решительное

предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину.

Вы сейчас прослушаете один эпизод из кантаты С.С.Прокофьева – хоровую песню «Вставайте, люди русские!» Это уже такой открытый, действенный зов к защите родной земли. (Слушание хора «Вставайте, люди русские!» С.С.Прокофьева)

Чувствуется, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи. И что уже поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь с другой могучей песней, созданной впервые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»

   Учитель ИЗО. Постановка художественной задачи.

- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря,

война-защитника.

- Можно ли в наши дни встретить «богатыря»?

Практическая работа.

 Сегодня вам предстоит создать образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.

Это будет портрет. Вид портрета определите самостоятельно: нагрудный или в полный рост.

  Подведение итогов: Выставка работ учащихся на доске.

Учитель ИЗО. 

Глядя, на произведения В. Васнецова и П. Корина мы можем сделать вывод, что и сами художники обладали огромными нравственными качествами. Это, прежде всего, любовь и уважение к своей Родине, народу.

Учитель музыки.

- Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканты и живописца,  с которыми вы познакомились сегодня на уроке?

 /Любовь к своей земле, доблесть, честь, благородство, мужество/.

И мы бы хотели, чтобы вы, ребята,  росли достойными защитниками своей Родины. Давайте закончим наш урок песней. (Исполнение «Песни о России» Локтева.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка"

Интегрированный урок английского и французского языков в 7 классе на тему "Музыка", предполагает знакомство учащихся с основной лексикой по теме, высражениями. Позволяет использовать изученную на урок...

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

Общешкольное мероприятие "Традиционная одежда народов Севера " методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Сценарий общешкольного познавательно- развлекательного мероприятия "Традиционная одежда народов Севера " включает в себя презентацию, где наглядно знакомит с традиционной о...