Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Старикова Тамара Леонидовна

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследовательской работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc59.5 КБ
Office presentation icon slovo_o_polku.ppt1.14 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Старикова Тамара Леонидовна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 39 г. Севастополя

Интегрированный урок литературы и МХК

в 9 классе на тему

«Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

Место урока в учебном плане:  Последний в теме «Древнерусская литература»  в изучении  «Слова о полку Игореве»

Тип урока:   Урок общеметодологической направленности

Планируемые результаты:

Личностные: повышение мотивации к изучению предмета, проявление личностных качеств, способствующих успешной социализации.

Метапредметные: умение проводить  аналитическую работу с текстом, анализировать, делать выводы, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Предметные:  умение понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, осмысление связи разных видов искусства.

Методы обучения: эвристическая беседа, наблюдения, работа с учебником.

Оборудование:  электронная презентация

                           интерактивная доска,

                           мультимедийный проектор,

                           компьютер

                           отрывки из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»

                 текст «Слова о полку Игореве» в переводе Н.А. Заболоцкого                                       (Любое издание)

Программное обеспечение:  Microsoft Office PowerPoint ,

                                                   Windows 2000|  XP

Цифровые ресурсы:   Электронная презентация к уроку

Предварительная подготовка:  учащиеся заранее получают задание (по группам или индивидуально) подготовить сообщения об опере А.П. Бородина «Князь Игорь», о картинах В.М. Васнецова, В. Фаворского, И. Глазунова, написанных по сюжету «Слова о полку Игореве»

Ход урока

  1. Слайд 1.  Тема урока: «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

Вступительное слово учителя.

Более двух веков одно из интересных и загадочных произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» находится в поле зрения исследователей, поэтов, композиторов, художников. Образы «Слова» встречаются в стихотворениях А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А. Блока, к сюжету «Слова» обращались художники В.М. Васнецов, В. Фаворский, И. Глазунов и другие. На нескольких уроках мы с вами тоже стали исследователями идейно-художественных особенностей «Слова о полку Игореве». Вспоминаем содержание этого произведения.

  1. Слайд 2. План «Слова…»

Задание: Восстановить последовательность частей. Обучающиеся на интерактивной доске нумеруют части по порядку.

              Вступление (1)

              Сборы в поход (2)

              Первый бой (4)

              «Золотое слово» Святослава (7)

               Солнечное затмение (3)

               Плач Ярославны (8)

               Второй бой (5)

               Ранение и пленение Игоря (6)

               Побег Игоря (9)

               «Слава  Игорю Святославичу!» (10)

  1. «Слово о полку Игореве» в музыке.

1) Сообщение ученика о биографии и разносторонних интересах  А.П. Бородина.

                     Слайд 3. Александр Порфирьевич Бородин
                                                       (1833 – 1887)

  • Химик – создал первые органические соединения (изобретение пластмассы)
  • Композитор – автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других произведений
  • Поэт – писал тексты к собственным музыкальным сочинениям
  • Медик – академик Медико-хирургической академии

2) Сообщение ученика о работе над оперой.

Опера «Князь Игорь» - наиболее значительное произведение Александра Порфирьевича Бородина. Она стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над либретто оперы, изучая труды по русской истории, летописи, народные сказания и песни. Опера писалась в течение 18 лет (с 1869 года), но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  его друзья Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш. Премьера «Князя Игоря» прошла в Петербурге в Мариинском театре в 1890 году с большим успехом.

 3) Слайд 4. Работа с музыкальными терминами

Либретто (ит. libretto) – текст музыкально-драматического произведения   (оратории, кантаты, оперы).

Каватина (ит. cavatina) – небольшая оперная ария, обычно  лирико-повествовательного характера.

Речитатив (ит. recitativo) – род вокальной музыки, близкий к напевной декламации.

4) Слайд 5. Содержание оперы «Князь Игорь"

  • Увертюра
  • Хор «Солнцу красному слава!»
  • Сцена солнечного затмения
  • Речитатив и песня Владимира Галицкого
  • Каватина Кончаковны
  • Речитатив и каватина Владимира Игоревича
  • Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича
  • Ария князя Игоря
  • Ария Кончака
  • Половецкая пляска с хором
  • Плач Ярославны
  • Заключительный хор

Вопросы для беседы: Как отличается содержание оперы от содержания «Слова…»? Есть ли знакомые герои? Кто? Какие образы были созданы А.П.Бородиным?

  1. «Слово о полку Игореве» в живописи.

Слово учителя.  Когда мы читаем книгу, особое внимание обращаем на иллюстрации. Какую роль они играют в книге?  (Помогают представить образы, картину происходящего и т. д.) Лучшим иллюстратором «Слова…» можно назвать Владимира Андреевича Фаворского.

Слайд 6. Сообщение ученика о В.А. Фаворском

Владимир Андреевич Фаворский
(1886-1964)

Оформил книгу «Слово о полку Игореве» в технике ксилографии – гравюры на дереве.

Считал, что все художественные элементы книги – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты составляют единый образно-стилистический ансамбль.

  1. Просмотр слайдов с репродукциями и записью отрывков из оперы «Князь Игорь», сопровождаемый комментариями учителя и  беседой с учениками.

Слайд 7. В. Фаворский «Затмение солнца».

 Какие строки из произведения можно подписать под этой иллюстрацией? (Выборочное чтение текста «Слова о полку Игореве»).

Слайд 8.   В. Фаворский «Затмение солнца» (2 вариант гравюры)

                 Отрывок из оперы «Князь Игорь»  «Сцена солнечного затмения»

Слайды 9,10.  В.А.Фаворский «Разворотная иллюстрация сцены битвы».

Какие эпизоды в «Слове» побудили художника к созданию этих гравюр? Только ли о князе Игоре эти отрывки?

Слайд 11. В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год)

Прочитайте, пожалуйста, строки, иллюстрированные Васнецовым. (Выборочное чтение текста «Слова о полку Игореве»).

Что мы видим на картине? Ваши впечатления от картины?

На поле боя царит безмолвие. Степь покрыта телами погибших русских воинов и половцев. В центре картины - два образа, которые определяют ее идею. Могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками и юноша, пронзенный стрелой. Эти образы говорят о величии, благородстве, красоте совершенного подвига. Природа на картине играет особую роль, помогает передать скорбь от потери. Пейзаж мрачен, надвигаются мрачные грозовые тучи, тревожно-сумрачный облик луны подчеркивает печальное настроение.

Слайд 12. В. Фаворский «Плач Ярославны».

                 Отрывок из оперы «Плач Ярославны».

Слайд 13. И.Глазунов «Плач Ярославны»

                 Отрывок из оперы «Плач Ярославны» (продолжение)

На картинах удачно переданы близость человека к природе, поклонение ее силам. На гравюре Фаворского слова Ярославны находят отклик в заречных кущах, в водах Днепра. А у Глазунова Ярославна оказывается как бы в центре воздушного потока, когда обращается к ветру.

Во всех произведениях: и в литературном, и в музыкальном, и на картинах плач Ярославны – это живой голос женщины, в котором звучит вековечное горе многих матерей и жен. Это стон, который так и будет актуально  звучать до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битвы, войны.

     Слайд 14. И. Глазунов Портреты Ефросиньи Ярославны.

Обратить внимание на глаза, полные тоски, ожидания и надежды на возможное возвращение Игоря и на счастье.

Слайд 15. И.Глазунов. Князь Игорь      

       Ария князя Игоря из оперы Бородина.

Вспомните, какие качества ценит в князе Игоре автор «Слова»? (Смелость, стойкость, преданность брату, своим воинам во время боя,  стремление вырваться из плена, вернуться на родину).

Перед вами портрет князя Игоря, выполненный И. Глазуновым. Сумел ли передать черты Игоря художник. Что нового в его образе мы видим? (Грусть в глазах, скорбь, решительность)

В центре оперы Бородина тоже князь Игорь, мужественный и благородный воин. Он тяжело переживает поражение и плен, мечтает вернуть себе свободу, чтобы снова пойти на врага. С любовью и нежностью вспоминает он о своей верной подруге Ярославне, которая в трудные минуты проявляет большую силу дух. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

А.П. Бородин увидел в князе Игоре не только отдельного человека. Этот образ выражает волю многих тысяч русских народов. Так в опере происходит расширение пространственных и временных границ: неудавшийся поход северского князя – это  только один эпизод многовекового столкновения народов Руси и кочевого востока.

Слайд 16. И. Глазунов «Штурм града».

                Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»

Очень выразителен музыкальный портрет предводителя половцев хана Кончака, жестокого, властного и вместе с тем по-своему великодушного. Кончак сумел увидеть в Игоре не просто пленного врага, а мужественного, преданного родине человека.

В опере больше, чем в тексте «Слова» уделяется внимания врагам, противникам Игоря. Передовой человек своего времени, А.П. Бородин понимал, что только на путях взаимного уважения наций может успешно осуществляться общественный прогресс.

  1. Выводы по уроку.

«Слово о полку Игореве» создано в 12 веке. Но до сих пор оно живет в произведениях искусства, оно учит любви к родине, заражает поэтов, художников творческой энергией. Возможно, кто-то из вас в недалеком будущем тоже раскроет тайны темных мест этого древнерусского и вечно молодого произведения.

  1. Проверьте свои знания. Найдите соответствия. Ученики (используя возможности  интерактивной доски) соединяют линиями определения.

Слайд 17.

А.П. Бородин

В.М.Васнецов

И.Глазунов

В.А.Фаворский

Ксилография

Либретто

Портреты Ярославны

Гравюра на дереве

Иллюстратор книги, создатель ксилографии

Текст музыкально-драматического произведения

Опера «Князь Игорь»

 «После побоища Игоря Святославича с половцами»

  1. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве

Слайд 2

План «Слова о полку Игореве» Вступление Сборы в поход Первый бой «Золотое слово» Святослава Солнечное затмение Плач Ярославны Второй бой Ранение и пленение Игоря Побег Игоря «Слава Игорю Святославичу!»

Слайд 3

Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887) Химик – создал первые огранические соединения ( изобретение пластмассы) Композитор – автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других произведений Поэт – писал тексты к собственным музыкальным сочинениям Медик – академик Медико-хирургической академии

Слайд 4

Либретто ( ит. libretto ) – текст музыкально-драматического произведения (оратории, кантаты, оперы) Каватина ( ит. cavatina ) – небольшая оперная ария, обычно лирико-повествовательного характера Речитатив (ит. recitativo ) – род вокальной музыки, близкий к напевной декламации

Слайд 5

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» Увертюра Хор «Солнцу красному слава!» Сцена солнечного затмения Речитатив и песня Владимира Галицкого Каватина Кончаковны Речитатив и каватина Владимира Игоревича Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича Ария князя Игоря Ария Кончака Половецкая пляска с хором Плач Ярославны Заключительный хор

Слайд 6

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964) Оформил книгу «Слово о полку Игореве» в технике ксилографии – гравюры на дереве. Считал, что все художественные элементы книги – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты составляют единый образно-стилистический ансамбль

Слайд 7

В. Фаворский «Затмение солнца»

Слайд 8

В. Фаворский «Затмение солнца»

Слайд 9

В.А.Фаворский

Слайд 10

В.А.Фаворский

Слайд 11

В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Слайд 12

В. Фаворский «Плач Ярославны»

Слайд 13

И.Глазунов «Плач Ярославны»

Слайд 14

И.Глазунов. Ефросинья Ярославна

Слайд 15

И.Глазунов. Князь Игорь

Слайд 17

Проверьте свои знания А.П. Бородин В.М. Васнецов И.Глазунов В.А. Фаворский Ксилография Либретто Портреты Ярославны Опера «Князь Игорь» Иллюстратор книги, создатель ксилографии Гравюра на дереве Текст музыкально-драматического произведения «После побоища Игоря Святославича с половцами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Слово о полку Игореве..."

Презентация к "Слову о полку Игореве..."...

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово  о  полку  Игореве» – величайший  памятник  древнеру...

Конспект урока литературы в 9 классе. Слово о полку Игореве

Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучения...

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения...

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс.

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс....