Конспект урока литературы в 9 классе. Слово о полку Игореве
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Студенихина Ольга Ивановна
Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучения: базовый Тема урока: Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова … Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 час Место урока в системе уроков по теме: 1. Цель урока: дать общую характеристику древнерусской литературы, показать ее своеобразие; познакомить с произведением древнерусской литературы – «Словом о полку Игореве»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока 3-4.

Автор урока: Студенихина О.И., учитель русского языка

                                                                               и литературы МОБУ «Барабановская СОШ»

                Новосергиевка

Учебный  предмет:  литература

 Класс: 9

Автор  УМК  «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: «Центральные образы «Слова…». Основная идея и поэтика «Слова…»»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 час

Место урока в системе уроков по теме: 2

Цель  урока: проанализировать образ князя Игоря, сравнить собственные представления о князе Игоре с представлениями художников и композитора, попробовать дать оценку действиям князя Игоря.

 Планируемые результаты:

Познавательные УУД: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; формировать навыки погружения в текст художественного произведения; развитие умения сопоставлять «Слово…» с произведениями других искусств, развивать навыки работы различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения, рефлексировать собственную деятельность, 

Личностные УУД: воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, на примере героев «Слова…» прививать ученикам любовь к Родине, пробуждать стремление к заботе о судьбе родной земли.

 Регулятивные УУД: целеполагание, постановка учебной задачи, управление своей деятельностью, контроль и оценивание достигнутых результатов;

Коммуникативные УУД: осуществление  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

развитие ИКТ-компетенции и умения записывать основные положения лекции учителя, создавать таблицы и схемы для решения  учебных задач.

Межпредметные связи:  история, музыка, живопись.

Оборудование: мультимедийная доска с проектором, компьютерная презентация; видеофрагменты; музыкальное сопровождение; текст поэмы «Слово о полку Игореве» в переводе Н.А.Заболоцкого, ария князя Игоря из оперы А.Бородина «Князь Игорь», репродукции картин И.Глазунова, Н.Рериха, В.Фаворского.

Интернет источники: http://lib.rin.ru/doc/i/5103p83.html

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA

http://studydoc.ru/doc/3899733/urok-N-3        https://text.ru/rd/aHR0cDovL2RvY3BsYXllci5ydS8yNjQ1OTY0MS1OYS1vYmxvemhrZS1yZXByb2R1a2NpeWEta2FydGlueS1pLWktbGV2aXRhbmEtem9sb3RheWEtb3Nlbi5odG1s

Ход урока:

I.Вызов

Слово учителя.

 Русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР Владимир Чивилихин в своем романе-эссе « Память» писал: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм "Слова о полку Игореве"! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIV века...»

-Что такое «патриотизм» в вашем понимании? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его уникальность?

Чтобы ответить на эти и другие столь же важные вопросы, мы проведем урок-погружение и для более эффективной работы разделимся на мобильные  группы. Каждая группа собирает материал по одному ключевому слову.

II. Осмысление темы.

1. Погружение первого уровня «Поход Игоря» (работа с текстом «Слова…» часть 1)

Ключевые слова, словосочетания

Их толкование

природа

Солнце тьмою путь ему закрыло…

Стон и скрежет в сумраке ночном…

Птицы, животные

Свист зверей несется…, птицы …реют с криком жалобным…, волки завывают…

Города, народы

Сула, Сурож,  Поморье

Автор

О, Русская земля! Ты уже за холмом. Рассуждает о давних временах, когда

Игорь

Вспала князю…мысль на ум

Искусить неведомого края…, знаменьем небес пренебрегая…Святославич смелый…

Воины

«Куряне славные-

Витязи исправные… всегда готовые к борьбе…» «изготовились к борьбе»

Князья, участвующие в походе

Славный яр-тур Всеволод! В обороне крепко ты стоишь…    и т.д.

Рефлексия: Каждая группа зачитывает  цитатный материал, делает выводы по

содержанию. (Природа, птицы и животные  предвещают поражение, они сочувствуют  Игорю и его воинам, которые бились храбро, но не смогли противостоять половцам («дикой орде»). Князья смелы, Всеволод показан как былинный богатырь, а  Игоря автор осуждает за непродуманное решение, не умаляя его храбрости. Автор показывает битву как бы изнутри, но потом  в разгар битвы он как бы поднимается над полем сражения и в лирическом отступлении вспоминает о прежних междоусобицах. Поражение Игоря можно рассматривать как следствие княжеских раздоров. Образ Русской земли представлен автором настолько зримо, что мы понимаем, что подлинный герой поэмы – русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Раскинувшаяся на необъятных просторах, Русь страдает от междоусобных войн и набегов степных племен. Автор первым избрал главным героем произведения Русскую землю.)

  1. Самостоятельная работа: письменный ответ на один из вопросов (3-5 предложений):

1.Чем схожи и различны образы Игоря и Всеволода?

      2.Каким вы представляете себе автора «Слова…»?

      3. Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли?

            Обсуждение ответов, оценивание.

      3. Динамическая пауза. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

2. Погружение второго уровня.  Анализ части 2-3. Провести сравнение поможет таблица,  разработанная  Даньшиной Натальей Петровной, учителем русского языка и литературы Первомайская средняя общеобразовательной школы Оренбургского района. Но прежде чем мы начнем работать с таблицей, предлагаю послушать плач Ярославны в древнерусском звучании, это поможет почувствовать уникальность текста.

1. Прием «Сводная таблица»: заполнить таблицу по линиям сравнения.

Золотое слово

Линия сравнения

Плач Ярославны

Святослав Всеволодович

Кто произносит

Ефросинья Ярославна

Отец

Родство с Игорем.

Жена

К великим князьям

К кому обращается.

К силам природы

Ответа нет, только призыв

Есть ли ответ, реакция.

Природа смягчается и помогает Игорю

Торжественное

Настроение.

Печальное

Слово

Жанр.

Плач

Призыв к объединению

Почему это центр «Слова».

Горечь всей  русской земли

Князь, летописец, приближенный

Предположения об авторе.

Женщина

Рефлексия: Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос или выполнение заданий по тексту:

1.Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?

2.Составить план  и выполнить  письменный анализ фрагмента «Золотое слово» Святослава.

(представление результатов самостоятельной работы начать с чтения наизусть подготовленных дома фрагментов)

3 Погружение третьего уровня.  Анализ основной идеи произведения.

1. - Какие темы звучат в  произведении? (эпическая – судьба Русской земли, лирическая – судьба князей.)

- Какова же идея «Слова о полку Игореве»? Кто является ее выразителем?

(Идеал автора- могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.)

-Мы начали урок с вопросов о том,  что такое «патриотизм»? Может ли быть актуальным произведение ХII века? В чем его ценность для современного человека? Изменились ли ваши представления о патриотизме и актуальности произведения? (обсуждение ответов  учащихся)

2.   «Слово о полку Игореве» в изобразительном искусстве и музыке. Презентация  выполнения индивидуальных заданий учащихся (презентация, сообщение, прослушивание фрагментов оперы «Князь Игорь»

«Слово…» в живописи:

А) Владимир  Фаворский;

Б) Иван Билибин;

В) Николай Рерих;

Г) Василий Васнецов.

Д) Илья Глазунов.

«Слово в музыке»:

Александр Бородин и его опера «Князь Игорь»

III. Рефлексия

• Что же узнали мы сегодня на уроке?

• Что показалось наиболее интересным?

• Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

• Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

Система оценивания на уроке.

Фамилия, имя

Индивидуальные задания

Письменные творческие работы

Самооценка

Оценка работы ученика группой

Оценка Учителя

IV. Домашнее задание.

Домашняя контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
1.Чем привлекательны образы русских князей в «Слове…»?
2.Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?
3.Каким предстаёт в «Слове…» образ Русской земли?
4.Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове…»?
Проект. Составление электронной презентации «Классицизм в изобразительном искусстве».



Предварительный просмотр:

Приложение 1.  «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЖИВОПИСИ.

 (краткая справка для учащихся)

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Поэтическим переводом произведения занимались многие художники слова: В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий.

«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след и в русской живописи. Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В.А. Фаворского. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышав в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность помы в полные величавой красоты зримые образы. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал К.Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами". Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев. «Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце». Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу.

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося Боян«, Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.



Предварительный просмотр:

Приложение 2.  «СЛОВО…» В МУЗЫКЕ.

(краткая справка для учащихся)

Александр Порфирьевич Бородин, был и гениальным композитором, известным химиком и выдающимся педагогом. Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

Этой мечте суждено было осуществиться. Но прежде чем приступить к созданию оперы он переработал множество исторических источников. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.



Предварительный просмотр:

Приложение 3. Система оценивания на уроке.

Фамилия, имя

Индивидуальные задания

Письменные творческие работы

Самооценка

Оценка работы ученика группой

Оценка Учителя