Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Ткаченко Виктория Александровна

Конспект урока по литературе в 7 классе. 

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;
  • доказать влияние одного произведения на другое;

Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей, аналитического мышления, устной речи, навыков анализа текста;

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к истории русской литературы;
  • воспитание человека культуры как гуманной, творческой личности;

Тип урока: творческая лаборатория

Методы обучения: метод проблемного обучения, беседы, инструктажа.

Методы учения: исполнительский, частично – поисковый, репродуктивный, работа с первоисточником.

Оборудование: проектор для проецирования презентации к уроку, сеть Интернет (работа по поиску переводов текстов), индивидуальные карточки с заданиями, тексты в бумажном варианте, репродукции картин к произведению «Слово о полку Игореве».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_slovu_i_zadonshchine.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;
  • доказать влияние одного произведения на другое;

Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей, аналитического мышления, устной речи, навыков анализа текста;

Воспитывающие:

  • воспитание интереса к истории русской литературы;
  • воспитание человека культуры как гуманной, творческой личности;

Тип урока: творческая лаборатория

Методы обучения: метод проблемного обучения, беседы, инструктажа.

Методы учения: исполнительский, частично – поисковый, репродуктивный, работа с первоисточником.

Оборудование: проектор для проецирования презентации к уроку, сеть Интернет (работа по поиску переводов текстов), индивидуальные карточки с заданиями, тексты в бумажном варианте, репродукции картин к произведению «Слово о полку Игореве».

План урока:

  1. ОНУ
  2. Целеполагание
  3. Систематизация изученного материала
  4. Подведение итога урока

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь письмена

И нет у нас иного достоянья!

И.А.Бунин

  1. ОНУ
  2. Актуализация знаний.

Чтение учителем строк И.А.Бунина.

  • Ребята, как вы понимаете строки эпиграфа и почему именно с них мы начинаем нашу работу?
  • Эти произведения составляют великое достояние русской литературы. Не знать их – значит не знать и не понимать произведения современности. Давайте вспомним, с какими произведениями XI-XVII века мы уже знакомы (обучающиеся перечисляют произведения).

Многие ребята писали творческие работы по произведениям XI-XVII века, сегодня мы еще раз вернёмся к ним и попытаемся проанализировать основные моменты.

  1. Целеполагание:

Сегодня мы совершим экскурсию в XV век и постараемся почувствовать дух свободы, нравственности и патриотизма, который царил в то время. А поможет нам в этом памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и не менее значимое произведение «Задонщина». Наша задача состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть тесную связь между ними.

  1. Систематизация изученного материала.

В течение всего года в классе работала историческая группа экспертов, которая собирала сведения о времени и причине создания произведений. Слово предоставляется экспертам по изучению произведения «Слово о полку Игореве».

  • В чем состоит историческая основа произведения?

 «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.

 Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.

    Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.
 Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.

    Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

  • Слово предоставляется экспертам по изучению произведения «Задонщина».

Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников этого эпохального события в истории Руси, но долго интересовала и волновала русских людей и после 1380 г. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников, созданных в разное время, которые переписывались и перерабатывались древнерусскими книжниками на протяжении нескольких столетий.

Произведения Куликовского цикла различны по своему характеру и стилю. Поэтическая «Задонщина», документально-историческая первоначальная летописная повесть, остро публицистическая Пространная редакция летописной повести и, наконец, наполненное воинской героикой, отзвуками фольклора, подробно освещающее все события «Сказание о Мамаевом побоище».

 «Задонщина» уже упоминалась выше в связи со «Словом о полку Игореве». Помимо самостоятельного литературного значения и того факта, что этот памятник посвящен столь знаменательному событию в истории Руси, как Куликовская битва, «Задонщина» важна для нас и как неоспоримое свидетельство древности и подлинности «Слова о полку Игореве».

Наиболее вероятное время создания «Задонщины» — 80-е — самое начало 90-х гг. XIV в. «Задонщина» это возникший под непосредственным влиянием события отклик на Куликовскую битву 

«Задонщина» дошла до нас в шести списках, самый ранний из которых (список Ефросина) датируется 1470-ми гг., а поздний— концом XVII в. «Задонщиной» названо рассматриваемое произведение в списке Ефросина. В других списках оно называется «Словом о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его князе Владимире Андреевиче». Ефросиновский список представляет собой сокращенную переработку недошедшего первоначального пространного текста, в остальных списках текст пестрит ошибками и искажениями. Ниже мы будем прибегать к реконструкции текста «Задонщины», составленной на основе данных всех списков произведения. 

 «Задонщина» - небольшое произведение, которое прославляет Куликовское сражение, пользуясь образцами «Слова о полку Игореве», противопоставляя печальное прошлое радости победы.(5)

  • Для того, чтобы доказать  положительное влияние необходим сопоставительный анализ. Послушаем начала текстов.(1-я гр. -  «Задонщина», 2-я гр. -  «Слово о полку Игореве»)
  • Какие события  различают произведения? («Слово…» - печальное, событие «Задонщина»- похвальная повесть).
  • В чем сходство?

1 – обращение к слушателям (обучающиеся подтверждают текстом)

2 – достоверность (обучающиеся подтверждают текстом)

На экране спроецированы две репродукции Фаворского

  • Какая гравюра из двух подходит к «Слову о полку Игореве», какая к «Задонщине»? Поясните свой ответ.
  • Что моно сказать об образе Бояна? (изображение спроецировано на доске).

Такие сходства пронизывают композицию произведения. А теперь обратите внимание на язык повествования. Каждая группа должна определить сходства на языковом уровне, то есть найти одинаковые или схожие фразы и высказывания. На выполнение работы даётся 5 минут.

Таблица заполняется одним из членов экспертных групп.

«Слово о полку Игореве»,

«Задонщина»

Подведение итога урока:

  • Действительно ли «Слово о полку Игореве» стало образцом для «Задонщины»?
  • Какая идея их объединяет?
  • Какие черты русского характера раскрывают неизвестные авторы?
  • О чём говорит тот факт, что авторы не подписывали свои имена под произведениями?

Вопросом неизвестного авторства занимались несколько человек из класса. (Зачитываются доклады и сочинения на тему: «Каким я представляю себе автора «Слова»?»).

Кроссворд «Слово о полку Игореве»

По вертикали:

1. Академик, переводчик и комментатор «Слова».
2 .«Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи повреждённые, ибо лишились вы славы дедов». Имя героя?
4. «И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя…?.. ковать»
6. Литературный памятник, где также рассказывается о походе Игоря.
7. «Тут копьями изломиться, тут саблями побиться о шлемы половецкие на реке на...?.., у Дона великого!»
14. Город, где была найдена А.И. Мусиным-Пушкиным рукопись «Слова».
15. «Лучше девицей красной опутаем соколёнка» О каком соколёнке идёт речь?
16. «Пусть начнётся же песнь эта по ..?.. нашего времени, а не по замышлению Бояна».
18. Жена Всеволода.
19. «О том ли..?.. кукуешь, зегзица, что некому раны мои остудить?» Арсений Тарковский.
21. Славянский языческий бог, чьи внуки – ветры.
23. Денежная единица Древней Руси, равная 1/2 гривны.
25. «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих тьмою прикрытых». Явление природы?
26. «А Святослав..?.. сон видел в Киеве на горах».
27. «О Боян,..?.. старого времени!»
28. «О Русская земля! Уже ты за..?..!»
30. «Тут…?.. вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую»

По горизонтали:

3. «Истинно», да будет так» на церковнославянском языке.
5. «Прилетай же, господин, моего милого ко мне, чтоб не слала я к нему слёз…». Имя героини.
8. «Тут Игорь пересел из седло злато в седло…?..»
9. Олицетворение кары, скорби, плача.
10. «Тогда Святослав изронил…?...слово».
11. «О дружина моя! Лучше быть убитым, чем пленённым». Имя героя.
12. Ласковое обращение к любимому, любимой.
13. «Один брат, ты, Игорь, оба мы – …?...»
16. «Ни хитрому, ни умелому суда …?.. не миновать».
17. Славянский языческий бог.
20. «Потоптали они полки поганые…?...».
22. «Русичи поля …?.. щитами перегородили».
24. «Холм», «возвышенность» по- древнерусски.
29. Половецкий хан.
31. Город, название которого стало обозначать неизвестные края, глухомань.
32. «Сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим на …?.. Дон».
33. «Красивый», «прекрасный» по-древнерусски.
34. «Слава Игорю Святославовичу, буй-тур…?...»

Ответы по вертикали:

1. Лихачёв. 2 Святослав. 4. Крамолу. 6. Летопись. 7. Каяле. 14. Ярославль. 15. Владимир. 16. Былинам. 18. Глебовна. 19. Путивле. 21. Стрибог. 23. Ногата. 25. Затмение. 26. Смутный. 27. Соловей. 28. Холмом. 30. Кровавого. 

Ответы по горизонтали:

3. Аминь. 5. Ярославна. 8. Рабское. 9. Желя. 10. Злато. 11. Игорь. 12. Лада. 13. Святославичи. 16. Божьего. 17. Даждьбог. 20. Половецкие. 22. Червлеными. 24. Шеломя. 29. Кончак. 31. Тмуторокань. 32. Синий. 33. Красный. 34. Всеволоду.

Список литературы:

  1. Артамонов С.Д. Литература средних веков: Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Слово о полку Игореве: Сборник. – Л.: Советский писатель, 1985.
  3. Литературные памятники. Слово о погибели земли Русской // Югов А., За землю Русскую. Ист. Отечества. – М., 1983 год – с. 373.
  4. [2] - А.С. Сахаров. История России с древнейших времён до конца Х??? в. - М, Просвещение, с. 107
  5. История русской литературы X — XVII вв.
    Под ред. Д. С. Лихачева
    Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
  6. Книга для ученика и учителя «Древнерусская литература» Л.Д.Страхова

Домашнее задание:

Составить кроссворд по любому из двух текстов.

Приложение №1 

Кроссворд «Слово о полку Игореве»

18

16

16

10

13

14

17

1

11

15

3

19

2

4

12

5

 

22

9

7

20

Урок по древнерусской литературе

Тема: «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы.

Его влияние на произведение «Задонщина».

Класс: 9а

Учитель: Ткаченко В.А.

        2010-2011 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово  о  полку  Игореве» – величайший  памятник  древнеру...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова

Конспект урока Литература  Древней  Руси.      «Слово  о  полку  Игореве»  -  величайший  памятникдревнерусской  литер...

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...