Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Цели:

1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

3  Воспитывать любовь к литературе.

4 Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве» как величайшем памятнике древнерусской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_klass.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Конспект урока литературы в 9 классе.

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:

1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;

2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.

3  Воспитывать любовь к литературе.

4 Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве» как величайшем памятнике древнерусской литературы.

Оборудование:

- Компьютер,

- Учебник литературы для 9 класса.

- Фотографии и рисунки к теме

Ход урока:

1Организационный момент.

2 Опрос домашнего задания:

- Скажите ,ребята, какова роль литературы в духовной  жизни человека?

3 Повторение изученного в 5-8 классах.

Слово учителя.

      -  Ребята, сегодня на уроке, прежде чем начать новую тему, мы повторим жанры, с которыми вы познакомились в5- 8 классах.

-Какие жанры древнерусской литературы вам известны? Назовите.

-Летопись- это исторические повествования по «летам», т.е. годам. («Повесть временных лет»), воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергий Радонежский» Б.Зайцева).

Поучение – это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Воинская повесть, как правило, повествует о важных исторических событиях, деяниях князей-воинов.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В житии дается жизнеописание государственных и религиозных деятелей, кого церковь «признавала святым. Автор жития давал такой образ святого, который примером своей жизни утверждал истинность основных положений христианского вероучения. Жития по характеру были назидательными.

 - Вспомните, какие произведения Древней Руси вы читали? Кто их автор?

(«Повесть временных лет» (монах Нестор), «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,»Житие Сергия Радонежского»,(Епифаний Премудрый) и др.

4 Объяснение темы. Постановка цели.

 Работа  со статьей «Древнерусская литература»

 - Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу 10 века, когда с принятием на Руси христианства как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковно-славянском языке.)(Запись в тетради)

Слово учителя.

Первыми книгами ,появившимися на Руси, были переводные церковные книги.

В начале 11в появляются первые собственно русские произведения, написанные либо высокообразованными монахами, либо знатными людьми. Первые книги были буквально

прорисованы. Древнерусская литература просуществовала вплоть до конца XVII века.

- Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

Основные периоды развития древнерусской литературы.(Запись в тетради)

XI-XIII в. - литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.) Литература этого периода

создавалась для элитарного читателя (монаха-книжника, просвещённого знатного князя), так как грамотой владели лишь высоко просвещённые монахи и родовитая знать. Цель написания произведений этого периода - призвать русских князей к объединению.

XIV-XVIIв. - литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.) развивается в сторону демократичности читателя; тематика произведений становится более разнообразной.

Слово учителя .Лекция.

- Одним из образцов древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве».Мы познакомимся с сюжетом , идейной направленностью произведения.

 Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы.

Рукописный список «Слова» был найден в начале 90-х годов XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А.И. Мусиным-Пушкиным. С рукописи были сняты копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. В 1800 г. «Слово» было издано Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными. В 1812 г. сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре, сохранился экземпляр Екатерины II.

В «Слове было много непереведенных мест, так как писали все слова слитно и не ставили знаков препинания. «Слово изучалось литературоведами, поэтами, лингвистами и историками. Переводили А.С.Пушкин, но не успел, В.Жуковский, А.Майков и другие. Пушкин верно почувствовал связи «Слова» с устной народной поэзией. Поэтические элементы «Слова» отразились в русской поэзии и в русской прозе на протяжении двухсот лет. Оно было переведено на большинство западно-европейских языков.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило главное бедствие своего времени – отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость обороны от кочевых соседей Руси. Единое древнерусское государство распалось в XII веке. Смерть Ярослава Мудрого вызвала дальнейшее разделение Русской земли.

          «Слово о полку Игореве» в основном посвящено походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского, предпринятого им в 1185 году против половцев.

 5  Композиция «Слова о полку Игореве»

Автор как бы переходит от темы к теме, постоянно меняет место действия. Так же быстро меняется и время действия. Автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. Перед читателем проходит целая гамма ощущений:  от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; она сменяется лирической, а все произведение завершается радостным и торжественным финалом. В «Слове» - своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельная  по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части  гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение. Главная тема – тема родины, и это главное чувство  – чувство любви к родине. 

 Историческая основа

В начале1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185г., не предупредив никого, отправился в половецкую степь князь Новгород-Северский Игорь Святославович, вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение. Но, несмотря на грозное знамение, Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение. Князей берут в плен - впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на русскую землю: они осаждают Переяславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Вскоре Игорю удается бежать из плена

 Поражение Игоря для автора неотделимо от общего состояния раздираемой усобицами Руси. Черниговская земля подверглась нападению половцев и застонала от «напастей».

  Далее автор обращается к тому, как  Святослав узнал о поражении Игоря и Всеволода. В неясном сне томят Святослава предчувствия. Его одевают в погребальное одеяние, сыплют на грудь жемчуг (символ слез). С новой силой возникает тема поражения Игоря.

    Узнав о поражении Игоря, Святослав произносит «золотое слово». он упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности и в нарушении феодального послушания. И автор присоединяет свой голос к голосу Святослава. Он зовет поочередно всех русских князей вместе встать на защиту Русской земли.

    Как бы высоко не поднималась мысль автора – до осмысления общих судеб родины, он  не может расстаться с читателем, не сообщив ему о судьбе своего героя Игоря. Тема личной судьбы Игоря вводится плачем его жены Ярославны. Повествование  становится лирическим: оно насыщено атмосферой народной лирической песни. Но тема родины не отходит на второй план. Плач Ярославны – это плач русской женщины, жалеющей не только Игоря, но и его воинов. Она ищет сочувствия у русской природы.

   Горе Ярославны находит облегчение. Игорь бежит из плена. Природа помогает ему.

  Но в плену остался сын Игоря. Между ханом Гзаком и Кончаком происходит спор, как поступить с сыном. Автору было известно, что Владимир женат на половчанке, и это давало право предполагать, что ничто теперь не помешает «птицам» бить половцев в степи половецкой.

   Теперь «Слово» переходит к радостной заключительной части. Князь Игорь нужен Русской земле. Автор провозглашает славу русским князьям – старым и молодым. «Слово» глубоко оптимистично по своей сущности. Оно зовет к действию, а не к пассивной скорби. 

Современники по-разному оценивали события 1185 года. Сохранилось два летописных повествования о походе Игоря – в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах причинил много страданий Русской земле.

В Лаврентьевской летописи – резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.

6 Закрепление темы.

- Кому посвятил автор «Слова…» вступительную часть?

-Какова познавательная ценность «Слова»?

-Как автор «Слова относится к походу Игоря?

7 Итог урока.

  «Слово о полку Игореве» возвышается уединённым памятником в пустыне нашей древней словесности», - писал А.С.Пушкин. С тех пор представления о древнерусской литературе изменились. «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Задонщина» и «Повесть о горе-злосчастии», «Житие» протопопа Аввакума – яркие и значительные страницы русской литературы допетровского времени. И всё же не было в древнерусской литературе ничего равного «Слову...» по поэтической мощи, красоте, мудрости. И, наверное, поэтому внимание следующих поколений к «Слову…» стало постоянным. Как справедливо заметил Д.С.Лихачёв, «протекшие столетия не приглушили его патриотического звучания и не стёрли его ярких красок». Произведение, написанное в XII веке, осталось вдохновительной силой для русского искусства и продолжает быть живым спутником его до наших дней.

8 Рефлексия.

-Что же узнали мы сегодня на уроке?

-Над чем бы вы хотели поразмышлять в дальнейшем?

9 Оценка работы учащихся.на уроке.

10 Домашнее задание.

  1. Подготовить выразительное чтение понравившихся эпизодов.
  2. Составить план по композиционным частям «Слова».

Используемая литература:

1Д.С.Лихачев « Слово о полку Игореве»- историко-литературный очерк.

2 Учебник – хрестоматия для 9 класса по литературе под редакцией В.Я.Коровиной.