Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
методическая разработка по литературе (9 класс)

Бушуева Татьяна Борисовна

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В презентации наглядно отражены главные моменты, которые помогут изучить произведение "Слово о полку Игореве". 

Для удобства прилагается материал к презентации в текстовом виде.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Слово о полку Игореве» Бушуева Т.Б. Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Величайший памятник древнерусской литературы О походе князя Игоря против половцев в 1185 году Первый текст, приближенный к художественной литературе (есть средства выразительности)

Слайд 3

Жанр произведения – слово История открытия произведения – находка А.И. Мусина-Пушкина

Слайд 4

Автор произведения неизвестен

Слайд 5

Композиция произведения

Слайд 6

Основные герои произведения

Слайд 7

Идея произведения – призыв к объединению русских княжеств. Актуальность текста заключается в том, что призыв к объединению Руси будет всегда звучать убедительно и правомерно. Сила любого государства перед опасностью – в единении народа.

Слайд 8

Самостоятельная работа по произведению «Слово о полку Игореве» Назовите жанр произведения. Назовите три версии существования авторства произведения. Назовите год совершения похода. Напишите, какова идея произведения. Кто является основными героями «Слова...»? Кому принадлежит открытие данного произведения? Почему текст данного произведения можно считать приближенным к художественной литературе? В чем заключается актуальность данного произведения?



Предварительный просмотр:

Конспект к презентации

«Древнерусская литература.

Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга

Бушуева Татьяна Борисовна

Цели: осмысление уникальности жанра «Слово»; ознакомление с историей создание произведения; развитие навыков анализа текста.

Планируемые результаты:

Личностные – воспитание у учащихся чувства уважения и любви к нашей Родине, ее истории.

Метапредметные – развитие умения использования средств выразительности; развитие умения составлять схемы, выделять основные тезисы для решения учебных задач; развитие у учащихся умения записывать основные положения лекции учителя.

Предметные – осознание роли изучения древнерусской литературы для понимания личностью основного смысла произведения; развитие в читателе умения участия в обсуждении прочитанного текста.

Слайд № 1.

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о величайшем памятнике древнерусской литературы, а именно, о «Слове о полку Игореве».

Слайд № 2.

Данное произведение по праву можно считать величайшим памятником древнерусской литературы. Это первый текст в истории, который приближен к художественной литературе. Таковым его можно считать, потому что в нем автор используют средства выразительности.

Слайд № 3.

Жанр данного произведения – слово. Как мы можем с вами заметить, жанр упоминается в самом названии произведения. Слово – это то, что мы произносим, то, что предназначено для устной речи. Мы можем дать следующее определение данного жанра. Слово – это произведение, написанное в форме обращения к читателям, включает в себя элементы ораторской речи, проповеди или послания; повествование.

Интересна история открытия произведения. Спустя четыре века после написания «Слова…» был составлен сборник, известный как «Спаско-Ярославский хронограф», в состав которого входило «Слово…». Это говорит о том, что в течение четырех веков это произведение было известно читателям, оно жило своей жизнью. Однако, далее следы, которые могли бы сказать нам о данном произведении, теряются. Только в конце восемнадцатого века «Слово…» вновь становится доступным русскому обществу благодаря находке А.И. Мусина-Пушкина. А.И. Мусин-Пушкин является известным собирателем русских древностей. Он купил рукописный хронограф у архимандрита Спасского монастыря Ярославля. В этом хронографе он и обнаружил произведение «Слово о полку Игореве». Интересный факт – прежде чем художественно произведение могло быть представлено широкой публике, ему предстояло пройти огромную подготовку к печати. Текст необходимо было расшифровать, ведь ранее текст, написанные на древнерусском языке, не был даже разделен на слова, как это было принято в те времена. Три года специалисты работали над расшифровкой текста произведения и уже тогда понимали огромную ценность и красоту «Слова…»

Слайд №  4.

Как мы с вами говорили ранее, «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. В произведении автор рассказывает нам о событии, которое действительно произошло в истории нашей страны, а именно о походе новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. К сожалению, автор произведения остается для нас неизвестным. Существуют различные версии авторства – это мог быть как сам князь Игорь, так и другой участник похода или же монах, который жил в то время и мог наблюдать за происходящими событиями. Так или иначе, можно сделать вывод, что автор был действительно образованным человеком, входил в ближайшее окружение князя Игоря, имел полное представление о его жизни, знал, как обстоят дела в политике Руси, хорошо знал ее историю.

Слайд № 5.

Композиция произведения:

Вступление

Первый бой. Победа.

Второй бой. Поражение Игорева войска.

«Золотое слово» Святослава

Плач Ярославны

Бегство Игоря из плена

Возвращение Игоря на Русскую землю. Слава князьям и дружине.

Слайд № 6.

Основные герои произведения: князь Игорь и его дружина, Всеволод (брат князя Игоря), Ярославна (жена князя Игоря), Святослав (отец Игоря и Всеволода).

Слайд № 7.

Идея произведения – призыв к объединению русских княжеств.

Актуальность данного текста заключается в том, что призыв к объединению Руси будет всего звучать убедительно и правомерно. Сила любого государства перед опасностью состоит в единении народов. В самые страшные времена наш народ объединялся, и именно это помогало ему выстоять перед бедой.

Слайд № 8.

Самостоятельная работа по произведению «Слово о полку Игореве».

Назовите жанр произведения.

Назовите три версии существования авторства произведения.

Назовите год совершения похода.

Напишите, какова идея произведения.

Кто является основными героями «Слова...»?

Кому принадлежит открытие данного произведения?

Почему текст данного произведения можно считать приближенным к художественной литературе?

В чем заключается актуальность данного произведения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Об авторе «Слова

Конспект урока Литература  Древней  Руси.      «Слово  о  полку  Игореве»  -  величайший  памятникдревнерусской  литер...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» - ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...