Статья «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)
статья по литературе (9 класс)

Петренко Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

     

Петренко Ольга Михайловна,

учитель русского языка и литературы 1 кв. категории

МБОУ «СОШ №25» г. Абакана

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРЫ (НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»)

        Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения была и будет актуальной. Задача вырастить его  добрым, честным, трудолюбивым - одна из главных задач современной школы. Воспитание нравственного человека – это, прежде всего, воспитание любви к Родине.

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Эти вопросы не раз задавал себе каждый из нас.

Да, мы живем в бурный век информатизации, но есть вечные истины, которые не надо искать и которые живут всегда, в любые времена. Добро всегда было и остается добром, любовь - любовью, милосердие – милосердием...

Духовно-нравственное воспитание направлено на создание человека, ориентированного на добро и противостоящего злу.

Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности.

 В связи с этим, на мой взгляд, велика воспитательная  роль учебных предметов, в частности,  литературы. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

Уроки литературы должны воспитывать личность, влиять на духовный мир, на выбор «нравственных ориентиров».

Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки по изучению древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни.

Литература Древней Руси – это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточением русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание истории и культуры, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека. Поэтому эти произведения открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.

Литература Древней Руси вместе с ее искусством представляет собой необыкновенную духовную целостность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением.

Цель изучения древнерусской литературы: способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, которое понимается  как процесс содействия духовно-нравственному становлению человека.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

формирование у учащихся:

  1.   Нравственных чувств (совести, чести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  2. Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
  3. Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению заботы и любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); 
  4. Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

Нельзя переоценить уроки литературы, так как они способствуют воспитанию подрастающего поколения в национальном духе, т. е помогают развить в человеке такие душевные качества, которые особенно присущи данному народу.

В 9-м классе школьники знакомятся с вершиной поэтического искусства древней Руси  «Словом о полку Игореве» [1, с.8].

 «Слово о полку Игореве» - своеобразная святыня русской литературы, потому что в нём заложены традиции любви к родной земле, её «свычаям и обычаям» к её людям, передано преклонение перед «дедовской славой», доблестью русского народа. В нём и плач, и молитва о единстве родины, и призыв к покаянию – всё, что мы можем найти в любом православном храме…

Изучая «Слово о полку Игореве» мы, как правило, больше говорим о гражданской позиции неизвестного автора, о патриотизме, о любви русского народа к своей Земле, зачастую упуская рассуждения о тщеславии и человеческой гордыне, потере ответственности за свои поступки, приводящие к огромной человеческой трагедии.

 Изучая «Слово о полку Игореве», обращаем внимание не только на идею государственного единства Русской земли, но и на характеры князей Игоря, Всеволода, Святослава: их любовь к Русской земле, братскую помощь друг другу, мужество и воинскую доблесть как качества, воплощающие добро в борьбе против зла, олицетворённого в «поганых полках половецких». Не забудем и Ярославну – первый в русской литературе идеал женщины, не только верной и любящей, но и горячей патриотки, проявляющей любовь и милосердие к ближнему – молящей силы природы о «воинах моего милого».

          «Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет читателей «Слова». Чувство это пронизывает собой всё произведение, проступает в каждой строке…Любовь к родине и русскому народу определила выбор художественных средств в «Слове», близких к народному творчеству, усилила наблюдательность её автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению».  Д.С. Лихачев  [3]

         Это подлинно патриотическое произведение имело в то время большое значение, сохранило оно свою ценность и до наших дней. Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё «Слово». Она раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, изображенных в «Слове», она определяет композицию произведения и его язык. К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все чувства автора.    

        На уроках ученикам предлагается составить словарик моральных качеств, о которых идет речь в тексте, обратиться к одноклассникам от лица древнерусского автора, поучаствовать в составлении кроссвордов, их решении, ответить на вопросы викторины [2, с. 15 - 16] .

Список литературы

  1. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на элетрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 под ред. Коровиной.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2013.
  2. Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова. Приложение к журналу «Школьная библиотека» - серия 2. Выпуск 1. – М.: Школьная библиотека. -2005.
  3. http://liter.30nar-s2.edusite.ru/DswMedia/dr-russ.htm 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Слово о полку Игореве..."

Презентация к "Слову о полку Игореве..."...

Презентация к уроку литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 9 классе по теме: "Древнерусская литература". «Слово  о  полку  Игореве» – величайший  памятник  древнеру...

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

Конспект урока литературы в 9 классе. Слово о полку Игореве

Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучения...

Урок литературы в 9 классе «Слово о полку Игореве» в истории, литературе, живописи, музыке.

Урок творческая мастерская, в которой  пять отделов: исторический, литературный, художественный, музыкальный, творческий.  Каждый из учеников проводил исследование в выбранной области....

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс.

Урок литературы. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря. 9 класс....