Конспект урока литературы в 9 классе «Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Цели урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.

-углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

Задачи:

- работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему

   -продолжить работу по воспитанию гордости за родную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

«Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека».

Цели урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

-познакомить учащихся с учебной программой и задачами курса литературы в 9 классе.

-углубить представления учащихся о литературе как искусстве слова, о её роли в духовной жизни человека;

Задачи:

- работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему

   -продолжить работу по воспитанию гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник литературы 9класса.

                                                          Ход урока.

1Организационный момент.

1)Вступительная беседа.

–Какие книги вы прочитали за лето?

-Какие из них заинтересовали вас? Почему?

-Как знания ,умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?

2.Изучение нового материала.

                                                                   «Литература- учебник  жизни.»

                                                                                                         А.М.Горький.

- Вдумайтесь в тему урока и попробуйте сформулировать его цели.

1.Учитель об основной задаче курса и его программе.

Основная задача курса литературы 9 класса –познакомить вас с богатством русской литературы, с многообразием ее форм. Обратимся к  учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.

Запись в тетради: Основные разделы курса литературы 9 класса:

  1. Древнерусская литература.
  2. Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
  3. Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
  4. Литература XX века.

2)Беседа

-Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию?

-Что нового  в содержании учебника?

-По какому принципу расположен учебный материал?(хронология)

-Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

3)Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам»(Учебник  для 9 класса в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной,с.3)

-Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?

-Какого чтения потребуют изучаемые произведения?

Слово учителя.

. В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события,  отражающие историю нашей Родины. А у нас  достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях идет речь? (Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война,  Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, правду и ложь.

Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание М.Горького?(Подвести учащихся к итогу , что главное назначение литературы –воспитывать духовность в человеке и развивать его лучшие качества).

  1. Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература». Опираясь на этимологию слова, дайте ему определение.(Литература(лат.)-«написанное»
  2. Мы с вами изучаем художественную литературу. А какой ещё может быть литература?
  3. Что является характерной особенностью художественной литературы?
  4. Кто является создателем художественной литературы? Какие задачи решает писатель, работая над книгой? Какому читателю он её адресует?

-. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии  Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

- Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль литературы в духовной жизни человека. . Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.

1 Древнерусская литература.

Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны считать конец X века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия.

Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит.Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность... «Слово...» - драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.

2 Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради).

Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова - реформатора русского литературного языка и стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития - путь сближения литературного языка с языком народным».

3 Литература 19 века.

А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А, Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!

 4 Литература XX века

XX век - век военных и революционных потрясений -вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.

Идет «перекличка» тем и имен.

До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе - И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.

После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей русского зарубежья -И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Адамович и др.

В советской литературе 20-х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930-х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий - в произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А. Твардовского.

С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.

В литературе 50-70-х гг. происходит переосмысление многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.

Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других произведений.

4. Завершающее слово учителя.

Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы XX века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль.

Итог урока: Итак, нам предстоит познакомиться с удивительными творениями русской литературы, играющей большую роль в духовной жизни человека. «Литература-это трибуна…»Писатель-пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей».

5 Рефлексия: - какова роль литературы в духовной жизни человека?

                              _ почему литературу называют учебником жизни?

6 Комментарий оценок.

7 Домашнее задание: повторить жанры древнерусской литературы, прочитать статью учебника «Древнерусская литература».