Конспект урока литературы в 9 классе: «Литература и ее роль в духовной жизни человека»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Студенихина Ольга Ивановна

Автор УМК: «Литература». 9 кл.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Введение. «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1

Цель урока: знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 9 класса, выявление круга читательского интереса, подготовка к восприятию курса литературы 9 класса, выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны.

Задачи урока: ввести учащихся в мир литературы, изучаемый по курсу 9 кл.; наметить ведущие проблемы русской и советской литературы и некоторые возможности их разрешения, представляя книги русских и советских писателей; вызвать у школьников интерес к программным и внепрограммным произведениям и потребность в их чтении; развивать логическое мышление уч-ся, их речь, умение отбирать главное, анализировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор урока: Студенихина О.И., учитель русского языка

и литературы МОБУ «Барабановская СОШ»

Новосергиевка

           Учебный  предмет:  литература

           Класс: 9

           Автор  УМК:   «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.

           Уровень обучения: базовый

           Тема урока: Введение. «Литература и ее роль в духовной жизни человека»

           Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

           Место урока в системе уроков по теме: 1

           Цель урока: знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 9 класса, выявление круга читательского интереса, подготовка к восприятию курса литературы 9 класса, выявление значения художественного произведения в культурном наследии страны.

            Задачи урока: ввести учащихся в мир литературы, изучаемый по курсу 9 кл.;  

            наметить ведущие проблемы русской и советской литературы и некоторые возможности их разрешения, представляя книги русских и советских писателей;

            вызвать у школьников интерес к программным и внепрограммным произведениям и потребность в их чтении;                                                                                                                                  

            развивать логическое мышление уч-ся, их речь, умение отбирать главное, анализировать.

            Планируемые результаты: после изучения данной темы у учащихся должно сложиться  общее представление о курсе «Литература», появиться желание познакомиться с художественными произведениями, составляющими этот курс.

           Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и  культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя.

            Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения.

            Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

            Техническое обеспечение урока: учебник «Литература 9 класс» под редакцией Коровиной В.Я., мультимедийная презентация, листы для заполнения информационной таблицы,  смайлики для оценки впечатлений от урока.

            Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):http://znaika.ru/catalog/9-klass/literatura/literatura-i-ee-rol-v-dukhovnoy-zhizni-cheloveka, http://manger.ru/ot/12/sl5.htm; http://bayda.biz/publ/2-1-0-177).

            edkayakniga.ru/biblioteki/item/f00/s00/z0000015/st026.shtml

               http://avstatus.ru/assets/images/vebinar/raznozvetie.jpg

               http://pandia.ru/text/80/147/images/image001_356.gif

               https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d215b63cba6039300b607060de57636e&n=33&h=215&w=304

            Содержание урока.

1.  Оргмомент.  «Подари улыбку».

            Стадия «Вызов». Слайд 1.

            Цель: актуализировать    знания,    активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

            Вступительное слово учителя: Из всех учебных предметов мы, взрослея, постепенно вырастаем, если они не становятся нашей специальностью. Но есть предмет особенный, который “впору” нам всегда, который мы изучаем постоянно, независимо от возраста. Потому что этот предмет  не просто учит нас жить на земле, но  подсказывает, как это сделать, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (Н.А.Островский).  И имя этому предмету – литература.

            Запись эпиграфа урока:

                                                                                         «Русская литература… всегда была совестью народа.       Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным.

Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

                                                                                                                                   Д. С. Лихачёв (Слайд 2.)

  1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»

            - учитель пишет  на доске «Литература и ее роль в духовной жизни человека».

            -Какие ключевые слова вы бы выделили в названии темы? (литература - душа) (Слайд 3.)

            - Как эти слова соотносятся с эпиграфом урока?

            - Запишем  слова-ассоциации, связанные с названием темы. (Учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель и помощник из учеников  записывают их на доске). Ассоциации обсуждаются в классе. Ученики делают предположение относительно содержания уроков литературы в 9 классе.

            Чего вы ожидаете от курса литературы в 9 классе? Запишите в двух-трех предложениях. (Слайд 4.)

           (Художественная литература – один из видов искусства,  искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни.  С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.)

             2. Работа с текстом.

            - Книга - это фундамент духовной культуры народа, она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

           1) Прочитайте обращение к девятиклассникам (учебник - стр.3),  обратите внимание на цели, которые ставят  авторы учебника. (Обсуждение).

           - Как бы вы определили цель урока?

           (Познакомиться со школьным учебником и программой курса, ответить на вопрос, какова роль литературы в духовной жизни человека?)

            3. Работа в группах. Метод «Шесть шляп». (Слайд 5)

            -   Познакомиться с учебником нам поможет метод «Шесть шляп».  Посмотрите на задания и выберите то, с которым вам будет интересно сегодня работать. Разделитесь на 5 групп по цвету шляп. (Слайд 6))(учащиеся выбирают шляпу, получают задания)

           «Белая шляпа» -  проанализировать содержание   учебника, заполнить  информационную таблицу

Век

Автор

Название произведения

Основные темы

            «Зеленая шляпа» - выполнить творческое задание (презентация, стихи, иллюстрация, эмблема, фронтиспи́c , памятник, плакат и т.п.)

            «Красная шляпа» - прочитать отрывки произведений, написать эссе, выразив свои чувства, эмоции по поводу исследуемого  материала.

            «Черная шляпа» - учащиеся раскрывают сложности и проблемы, предполагаемые при изучении курса - (форма представления – устное выступление с аргументацией собственного мнения).

            «Желтая шляпа» - учащиеся обобщают все положительные аспекты изучения курса литературы, как   литература влияет на человека. (форма представления – вступительное эмоциональное слово к курсу литературы 9 класса или мини - сочинение «Любимые страницы русской литературы» с опорой на читательское восприятие. Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и

            в личной жизни человека.)

            «Синяя шляпа» - это шляпа учителя, который играет  роль куратора, помогает, фиксирует, обобщает, корректирует и т.д.

           Инструктаж по выполнению проблемных заданий.

            II.Стадия осмысления.

  1. Групповая работа:

Цель – формирование потребности  к личностному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.

             План работы:

             а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

             б) распределение заданий внутри группы;

             в) индивидуальное выполнение задания;

             г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

               д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

               е) подведение итогов группового задания;

               ж) составление отчета о результатах выполнения задания.

         2) Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.

               Цель-установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

 3) Презентация  результатов работы групп. (Слайд 7-10) (для иллюстрации содержания         заполненной таблицы)

Цели - продемонстрировать умение строить связную речь; умение отвечать на поставленный вопрос

  1. Оценка работы «Шляп».
  2. Самооценка  в  группе.

               III. Рефлексия.

               Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным       записям и предположениям, внести изменения и дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала.

               Прием «Синквейн».

               Синквейн–   это стихотворение, из 5 строк, где:

               Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

               Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

               Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

               Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

               Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

              (Составление синквейна на тему «Литература» Обсуждение.)          

               - Вернитесь к своим первоначальным записям. Какие изменения и дополнения  вы бы внесли?

     В заключение можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических  взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразила в своем стихотворении «Ода книге» Ирина Снегова.

            Книги пахнут временем

            И тленьем,

            А на их источенных

            Страницах

            Тленью неподвластное

            Хранится.

            Прахом, пылью полок,

            Прелью талой

            Пахнут книги... Славой и опалой!...

               Вы, что в муке писаны,

               Для добра,

               Исступленьем истинного Пера!

               В вас дорогой вечности

               Держит путь

               Совесть человечества -

               Наша суть.

               IV.Домашнее задание.1) Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе».  2)Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого), читая, постарайтесь отыскать эту связь литературы с жизнью, приведите хотя бы 1-2 примера из поэмы, которые доказывали бы что это произведение о жизни прошлой, но и отвечает на некоторые вопросы нашей сегодняшней жизни. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (см. http://manger.ru/ot/12/sl5.htm; http://bayda.biz/publ/2-1-0-177).

            - Оцените свои впечатления  от урока смайликами.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Информационная таблица.

Задание: проанализировать содержание   учебника, заполнить таблицу примерами.

Век

Автор

Название произведения

Основные темы



Предварительный просмотр:

Приложение 2.  Плач Ярославны.

Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землей

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой:

"Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой,

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь".

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру…

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем мое веселье

В ковылях навек развеял ты?"

На заре в Путивле причитая,

Как кукушка раннею весной,

Ярославна кличет молодая,

На стене рыдая городской:

"Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слезы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!"

Далеко в Путивле, на забрале,

Лишь заря займется поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

"Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?"

А. С. Пушкин. Письмо Татьяны к Онегину (отрывок)

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... Ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.

 (***)

…Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Михаил Лермонтов.  ДУМА (отрывок)

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы…

«Мне голос был. Он звал утешно…» Анна Ахматова

Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,-

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.


Предварительный просмотр: