Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кафедра словесности Гимназии им. Е.М. Примакова

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личност

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_uroka_.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока 

"Образ Е. Пугачева в истории и творчестве А.С. Пушкина". 

Ход урока:

Вступительное слово учителей (4-5 мин)

Учитель литературы

  Сегодня у нас необычный урок. В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век.

Учитель истории

  А18 век вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.   В 1762 году произошел еще один переворот, был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр 3. На трон взошла его жена – Екатерина 2.

  Сама Екатерина была ярой противницей крепостного права. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась. 

  Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

  Ответом на окончательное закрепощение крестьян стали многочисленные бунты. Наиболее массовым и кровавым из них стал бунт под предводительством Емельяна Пугачева.

Учитель литературы

  Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор. Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834 году «Историю Пугачева», а в 1836 году повесть «Капитанская дочка», посвященную событиям конца 18 века. Литературный герой, который в качестве прототипа имеет реальную историческую личность, всегда остается литературным героем, и автор использует свое право на художественный вымысел. Поэтому историческая личность Емельян Пугачев и литературный герой не всегда один и тот же человек.

 

Учитель истории

  Сегодня мы попытаемся разграничить историческую действительность и художественный вымысел.

  1. Задание для родителей
  2. Переход на блиц

  Следующий фрагмент будет проходить параллельно с тем, что ученики работают в группах. Получается, что каждый будет чем-то занят.

Учитель литературы

Далее мы задаем вопрос: «А какими же еще источниками можно пользоваться, чтобы дать характеристику историческому персонажу?» 

(ребята должны назвать живопись, архитектуру, кинематограф)

 - Дальше мы обратимся к картинам (у каждой команды будут распечатанные картины а4 плюс на экране они тоже будут). Каждая команда должна написать по 3 прилагательных, описывающих Пугачева на каждой картине, и объяснить, почему именно такие слова. 3-5 мин

 История

3.   Умение применить знания на практике  

      Раздел «Выводы и причинно-следственные связи»

 Учитель истории

На задание около 7-9 минут, включая время на ответы детей.

Возможные варианты выводов:

- Пушкин, симпатизируя Пугачеву в «Капитанской дочке», скрыто симпатизирует декабристам.

- Пушкин, на страницах «Капитанской дочки», скрыто говорит действующему императору Николаю I о необходимости отмены крепостного права.

Просим их подвести выводы. 

1.     Про Пугачева 

2.     Про взаимосвязь многих исторических фактов

Разные исторические источники по-разному характеризуют деятельность Пугачева.

Нельзя отдельное событие выдергивать из контекста.

Для формирования собственной объективной точки зрения необходимо изучить как можно больше разных источников.

Для грамотного анализа исторического источника необходимо знать его происхождение (авторство), датировку, условия создания.

Если нет возможности ознакомления с широким кругом источников, необходимо рассматривать наиболее репрезентативные из них.

Художественный или литературный, изобразительный и кинематографический материал запоминается гораздо лучше, чем письменный.
Можно и нужно привлекать источники из разных областей знаний.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Конспект интегрированного урока на тему: "Вклад выдающихся английских ученых в истории мировой физики".

Данный материал можно использовать на уроках страноведения, фрагмента открытого урока....

Конспект интегрированного урока новейшая история + англ.язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"

Конспект интегрированного урока новейшая история + английский язык для 8 класса по теме "Расцвет и падение могущества Великобритании в 19 веке"  представляет собой набор заданий по истории и англ...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....