Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"
методическая разработка (история, 11 класс) по теме

 

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР»

(Планируемый урок в 11 классе)

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР»

(Планируемый урок в 11 классе)

   Цель урока: Учащимся, показать, как проявляется в романе противоречивость авторской позиции в изображении социалистического переустройства села; помочь в осмыслении сложностей человеческих отношений в период коллективизации.

   Задачи: 

   Воспитательные: Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали главные шедевры мировой культуры. Продолжать воспитывать в детях чувство собственного достоинства и ответственности за собственный выбор.

   Образовательные: Научить выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в тетрадях.

   Развивающие: Развивать у учащихся интерес к литературе, истории страны и истории края; Продолжить формирование умений изучать исторические источники, анализировать исторические факты.

   Средства обучения: Учебник по истории России, учебник по литературе. Иллюстрации к роману, портрет М.А. Шолохова;  фрагменты фильма «Поднятая целина»; схемы «Цели коллективизации в СССР», «Темпы сплошной коллективизации», «Итоги коллективизации».

   Оборудование урока:

   Перед уроком на интерактивной доске (создаем в программе Power Point презентацию) портрет М.А. Шолохова, фрагмент фильма «Поднятая целина», схемы «Цели коллективизации в СССР», таблицу «Экономические и социальные последствия сплошной коллективизации»,  которую необходимо будет заполнить учащимся, кроссворд.

Опережающее задание: Прочитать роман М.А. Шолохова «Поднятая целина» и соответствующий материал в учебниках истории и литературы.

План урока.

  1. История создания романа «Поднятая целина».
  2. Сюжет романа.
  3. Сцена раскулачивания.
  4. «Бабий бунт».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Учитель истории.

   Россия в  продолжение нескольких веков оставалась аграрной страной. Еще в начале ХХ века численность крестьян составляла около 80% . После реформ премьер-министра П.А. Столыпина сельский труженик стал более свободным: он мог выйти из общины, выбрать место жительства или согласиться на переезд за Урал и в Сибирь за небольшую ссуду.

   В результате реформы П. А. Столыпина должны были привести к созданию института собственников на землю. Однако они не были завершены. С приходом к власти в 1917 г. большевиков земельный вопрос стал еще острее. Политика «Военного коммунизма» выкачивала из села для нужд государства почти весь урожай сельского труженика, а НЭП оказался временным явлением.

   Новая власть по-своему начала решать земельный вопрос в конце 20-х в начале 30-х гг. ХХ столетия, когда в стране началась коллективизация, ставшая трагедией для крестьянина-труженика. В 1923 г. Была опубликована статья В.И Ленина «О кооперации». В ней он развернул программу кооперирования сельского хозяйства, используя исключительно мирные способы вовлечения крестьянина в крупное сельскохозяйственное производство. После смерти вождя победила позиция «Силовиков»,  сделавших ставку на уничтожение и ограбление крестьянства. ХV съезд  ВКП (б) принял курс на коллективизацию, а вслед за публикацией в 1929 г. Статьи И.В. Сталина «Год великого перелома» ее темпы стали резко усиливаться. После принятия постановления ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» 5 января 1930 года началась сплошная коллективизация. Основными ее задачами были: уничтожение зажиточной части сельского населения, обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, которое привело, в конечном счете, к безвозмездному и беспрепятственному изъятию хлеба.

   Вопросы учащимся

  1. Какие реформы и преобразования проводились в нашей стране после отмены крепостного права в 1861 г?
  2. Какие последствия для крестьян имела коллективизация?

   Учитель литературы. Художественным открытием в советской литературе стал роман «Поднятая целина», первую книгу которого опубликовали в 1932 году О замысле романа М Шолохов говорил так: «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам событий, в 1930 г., когда еще были свежи воспоминания о событиях, проходивших в деревне, коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы». Первая книга была воспринята читателями как завершенное произведение. Рукопись, которую М.А. Шолохов написал перед войной, погибла. Вновь к роману писатель вернулся в 1950-е гг., в 1959 г. Была напечатана вторая книга. В 1960г. М Шолохову за роман «Поднятая целина» была присуждена Ленинская премия. Первоначально автор назвал произведение «С кровью и потом», но редакция журнала «Новый мир», где печатался роман, такое название не приняли. Шолохов изменил его на «Поднятую целину», но оно ему не нравилось, он писал в одном из писем: «На название до сих пор смотрю враждебно».

Вопросы учащимся

  1. Как вы думаете, правдиво ли М.А. Шолохов изобразил процесс коллективизации в романе?
  2. Действия, каких героев вызвали у вас одобрение, отрицание?
  3. В каких художественных произведениях вы увидели подобную страшную картину новой, колхозной деревни?
  1. Учитель истории. Коллективизация и развитие колхозного строя в Кузбассе.

   Можно предложить подготовить данный вопрос 2 учащимся, один из которых подготовит сообщение, другой слайды на которых разместит в виде таблицы «Формы кооперации, разработанные советским правительством», Диаграмму «Хлебозаготовка в 1927, 1928, 1929».

   Примерное сообщение.

Советское правительство разработало график проведения сплошной коллективизации, а также определило 3 формы кооперации.

  1. Коммуна (полное обобществление производства и даже быта);
  2. Артель (общие средства производства – земля, скот и инвентарь);
  3. ТОЗ (товарищество по обработки земли).

Факты

    По решению партии для проведения коллективизации были привлечены рабочие-коммунисты (двадцатипятитысячники), которые представляли крупные советские города: Ленинград, Москву и др.

    Отсутствие законодательной базы для проведения коллективизации привело к административному произволу на местах.

    К 1927 году в Кузбассе было 5 ТОЗов (Товариществ по совместной обработке земли) 13 артелей и 9 коммун. Государственные ассигнования на развитие сельского хозяйства в Кузнецком округе на 1928 год были увеличены вдвое по сравнению с предыдущем годом. Крестьяне образовали кредитные кооперативы для приобретения сельхозинвентаря, коллективно содержали мельницы и маслобойни. К осени 1928 года в округе было 342 общества взаимопомощи, которые объединили 48 тысяч крестьян.

   Но государственные заготовительные цены на хлеб были низкими, в,  то время как на промышленные товары – высокими. Частнику было невыгодно продавать хлеб за бесценок. Новорожденные колхозы товарного хлеба имели мало. Зимой 1927-1928 гг. в стране разразился хлебозаготовительный кризис. Всего было заготовлено на 128 миллионов пудов хлеба меньше, чем требовалось. По Кузнецкому округу на 25 января 1928 года план был выполнен только на 7, 6 процентов.

   На месте последовала директива ЦК ВКП (б), которая обязывала парторганизации в недельный срок добиться решительного перелома в хлебозаготовках. Для руководства «большевистским нажимом» в регионы выехали руководители партии и правительства. В Сибирь выехал сам И.В. Сталин. Он посетил Новосибирск, Барнаул, Рубцовск, Омск, Красноярск, 18 января 1928 года вождь принял участие в заседании бюро Сибкрайкома ВКП (б). В постановлении бюро было санкционировано применение в отношении кулаков, не сдавших хлеб, уголовной статьи, карающей за спекуляцию. Было принято также решение об учреждении чрезвычайной окружной тройки по руководству хлебозаготовки.

   Тройки, которые были созданы в районах, включали секретаря райкома, председателя райисполкома, уполномоченного УГПУ. Этим органам предписывалось закончить все сборы к 1 февраля 1928 года. Были намечены жестокие меры борьбы с держателями хлеба. У «особо злостных» зерно подлежало конфискации, в каждом районе предполагалось наметить кулаков для уголовного преследования за спекуляцию.

   Зажиточные крестьяне по-своему реагировали на конфискационные меры. Хлеб закапывали в ямы, перегоняли на самогон.

   Поскольку мелкие крестьянские хозяйства не давали достаточного количества хлеба, было решено активизировать их объединение в колхозы. Первым пятилетним планом предусматривалось вовлечь в них 20 процентов крестьян. Это означало сохранение в сельском хозяйстве нэповской многоукладности. Считалось, что колхозы дадут необходимое стране количество хлеба.

   Вместе с тем параллельно с коллективизацией шли хлебозаготовки. В их проведении и в 1929 году применялись чрезвычайные меры. В Кузнецком округе на конец 1929 года были осуждены по делам о хлебозаготовках – 245 кулаков (57,9 %), 118 зажиточных крестьян (26,7 %), 48 середняков (15? 2 %)? 1 бедняк (0,2 %). Вместе с бедняками с осени 1929 года в колхозы пошли середняки. И.В. Сталин назвал это «великим переломом». В помощь многим создавшимся колхозам образовались машинно-тракторные станции (МТС)

  Вопрос учащимся

  1. К чему могла привести ликвидация крепких единоличных хозяйств?

   Учитель литературы. Сюжетная основа романа – события социально-исторического характера, а именно организация колхоза в казачьем хуторе Гремячий Лог. Коллективизация в деревне протекала в условиях острой классической борьбы. Критик А. Хватов, исследуя творчество писателя, подчеркивал: «Шолохову, исследующему сознание и настроение миллионов, подошедших к новому историческому рубежу, важнее всего было выяснить, как начавшиеся преобразования согласуются с органическими началами и потребностями народной жизни».

   Перед нами сцена «Собрание гремяченской бедноты». Ответьте на вопросы, подтверждая ответы цитатами из романа.

Вопросы для беседы с учащимися.

  1. Каково настроение людей?
  2. Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у руководителей будущего колхоза?
  3. Какова реакция собрания на слова рабочего краснопутиловского завода?
  4. На чьей стороне автор произведения?
  1. Учитель истории.  Одной из главных задач коллективизации партия провозгласила ликвидацию кулака как класса и 30 января 1930 г. Утвердила постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации».

  «Кулаки»  были разделены на 3 категории:

1 категория – участники антисоветских выступлений и контрреволюционный актив.

2 категория – кулаки, выступающие против коллективизации, но не замеченные в антиколхозных выступлениях;

3 категория – оставшиеся кулаки.

   Против «кулаков» применялись следующие меры:

Конфискация имущества, высылка, выселение и арест.

   Для удовлетворения возросших потребностей в хлебе и видя, что вместе с бедняками в колхозы стали вступать середняки, ЦК ВКП (б) 5 января 1930 года решили провести в деревне сплошную коллективизацию. В Кузбассе наметили к концу 1930 года вовлечь в колхозы 99,9 % крестьян. Одновременно на базе сплошной коллективизации было решено ликвидировать кулачество как класс. Поступление государству хлеба из-за ликвидации кулацких хозяйств значительно сократились. Но считалось, что оно будет компенсировано за счет массового создания колхозов, которые дадут достаточное количество хлеба для форсирования индустриализации и укрепления обороны страны.

   У кулаков всех категорий безоговорочно конфисковался скот, жилые и хозяйственные постройки, инвентарь, зернопродукты, фураж, семена и так далее. Изымались также озимый посев, огнестрельное оружие, денежные вклады, ценные бумаги. Все хозяйство раскулаченных передавалось в колхозы. Высылаемым оставляли один плуг – на три семьи, одну борону – на четыре семьи, сбрую – одну на две семьи, серпов по два на семью.

   В Кузбассе всеобщее «раскулачивание» началось после выхода постановления бюро Сибирского краевого комитета ВКП (б) от 2 февраля 1930г.

   11 февраля дополнительным постановлением Сибкрайкома которое имело гриф «Совершенно секретно», устанавливались задания по раскулачиванию. В нем сообщалось, что в Сибири будет перемещено в «отдельные необжитые районы» 30 000 кулацких хозяйств 2-й категории. В их числе – 725 хозяйств Кузнецкого округа, члены которых должны перемещаться в Приангарский район Канского округа (ныне – Красноярского края). В Кузбассе была невысокая плотность кулачества.

   Под страхом раскулачивания и вследствие применения административно – нажимных методов и угроз крестьяне пошли в колхозы. Многие из них перед вступлением резали скот. К весне 1930 года в колхозах Кузбасса, как и в стране в целом, оказалось до 60 % крестьян. В Кузбасс прибыла 61 тысяча раскулаченных спецпереселенцев с западных районов страны.

   Вопросы учащимся

1.Как влияла коллективизация на развитие сельского хозяйства?

 2. Изменился ли уклад жизни жителей Кузбасса в годы коллективизации?

   Учитель литературы.  Насколько жестока была борьба, мы видим в сцене раскулачивания. Перед нами фрагмент из видеофильма «Поднятая целина», который помогает нам оценить поступки героев. (Просмотр фрагмента фильма)

Вопросы для беседы с учащимися.

  1. Кто прав: Размётнов, отказавшийся от раскулачивания, или Давыдов, убеждающийся, что это дело нужное?
  2. Каково позиция Нагульнова?
  3. Какова точка зрения автора по вопросу раскулачивания? Как она выражается?
  1. Учитель истории.  Жесткие меры государства в проведении коллективизации и раскулачивания вызвали сопротивление крестьян. В Кузнецком округе было совершено 5 убийств, 9 активистов были избиты, произошло 14 поджогов колхозного имущества. В ряде мест вспыхивали вооруженные выступления групп крестьян, которых называли бандами. Одна из таких банд в 97 человек действовала на территории г. Мариинска, сел Чумай и Усманка. Банда была ликвидирована в марте 1930 года. Еще одна, более крупная «контрреволюционная группировка» состояла из 230 человек. В ее составе были заключенные Сибирского управления лагерей особого назначения (СИБУЛОНа). Деятельность отряда охватывала весь север Кузбасса – Мариинский, Малонесчанский, Ижморский, Троицкий и Анжеро-Судженский район.

   В условиях массового недовольства и сопротивления крестьян в марте 1930 года И.В. Сталин выступил со статьей «Головокружение от успехов», а ЦК ВКП (б) осудил «искривление партлинии в колхозном строительстве», в том числе нарушение принципа добровольности, обобществление домашнего инвентаря, коров и мелких животных, ликвидацию рынков и церквей. Колхозники получили право по своему желанию выходить из колхозов. К октябрю 1930 года в колхозах Кузбасса осталось только 14,4 5 крестьян.

   А затем смягчение методов коллективизации стало сопровождаться широкой агитационно-организационной работой, повышением налогов на единоличников и льготами для колхозов и колхозников. Одновременно в Западной Сибири была проведена «вторая волна» раскулачивания, по которой намечалось выселить в течение мая 1931 года 40 тысяч «твердо установленных» кулаков-одиночек из сельских и городских местностей.

   Ликвидация кулачества опережала процесс коллективизации. Но новые раскулачивания, льготы для колхозников, помощь колхозам МТС, активная агитационная и организаторская работа парторганизации вновь повернули крестьян к колхозам. Уже к концу мая 1931 года в колхозах состояло 39,9 % крестьян Кузбасса. Процесс коллективизации продолжался. В основном он завершился к 1933 году, когда от 57 до 78,5 % крестьянских хозяйств различных районов состояли в колхозах.

    В ходе проведения коллективизации были проигнорированы хозяйственные и национальные традиции коренного населения Кузбасса. В Горной Шории высокогорная местность затрудняла использование сельскохозяйственного инвентаря. Мелкая вспашка земли, ручной способ посева, отсутствие удобрений приводили к крайне низкому урожаю. Примерно половину посевных площадей приходилось убирать вручную. Обрабатывать землю можно было только отдельными лоскутками. Большинство колхозников не могли заготовлять пушнину, так как период ее заготовки совпадал с основным сезоном сельскохозяйственных работ.

   В целом кузбасское село представляло собой множество мелких колхозов. Даже в деревне численностью в 20-30 дворов создавался отдельный колхоз. В крупных селах нередко было 2-3 колхоза. В 1937 году на территории Кузбасса их насчитывалось 1 646, объединяли они 83 946 крестьянских хозяйств. На долю колхозов приходилось 80 процентов всех посевных площадей.  Материальное положение крестьян стабилизировалось. В среднем на один трудодень выдавалось по 2 килограмма зерна и 83 копейки деньгами.

   Прежде чем приступить к работе с документами, необходимо провести физ. минутку.

   Работа с документами

Сводка ТО ОГПУ о вывозе раскулаченных в места высылки по состоянию на 15 апреля 1930 г.

15 апреля 1930г.

Вывозка эшелонов с кулаками 1-й очереди 14 апреля 1930 года закончена.

Всего вышло эшелонов -170. Из УССР -52, СВК – 17, ЦЧО – 24, НВК – 23, БССР – 25, СКК – 29.

Всего вывезено кулаков 301 167, из них семей – 61 271, мужчин – 94 882, женщин – 91 575,

Детей – 114 710.

Отдельно по областям и республикам:

Наименование района

Всего вывезено кулаков

Из них семей

Мужчин

Женщин

Детей

УССР

93 461

19658

31 956

28 014

33 491

СВК

29 211

5566

8 394

8 521

12 296

ЦЧО

42 835

8237

12 264

13 472

17 099

НВК

40 001

7931

11 417

12 192

16 392

БССР

44083

9231

15 073

14 143

14 867

СКК

51 577

10 595

15 778

15 233

20 566

Всего снято больных – 320 чел., из них мужчин – 25, женщин – 147, детей – 148.

Бежало – 7 чел., мужчин – 6, детей – 1.

Умерло – 51 чел., мужчин – 9, женщин – 1, детей – 41.

Арестовано – 10 чел, мужчин – 9, женщин – 1.

    Вывезенные эшелоны направлены: Архангельск – 92, Котлас – 37, Григорьевская – 4, Тавда – 3, Тюмень – 3, Соликамск – 13, Надеждинский завод – 18.

   Из назначенных к перевозке эшелонов с кулаками 2-й очереди вывезено за март – апрель всего 11 эшелонов с общим количеством 19 317 чел., из них: семейств – 4274, мужчин – 5968, женщин – 5741, детей – 7608.

   Отдельно по областям и республикам вывезено: Крым – 8 эшелонов, УССР – 3 эшелона.

    Снято больных – 53 чел., из них мужчин – 8, женщин – 20, детей – 25. Бежало – 1 мужчина.

   Умерло – 7 чел., Женщин – нет, мужчина – 1, детей – 6.

   Вывезенные эшелоны направлены:

   Надеждинский завод – 7, Архангельск – 1, Нижнеудинск – 2, Томск -1.

   Из назначенных к вывозке эшелонов с контрреволюционным элементом особого назначения вышло 8 эшелонов.

    Отдельно по областям и республикам: УССР – 8 эшелонов.

   Всего вывезено контрреволюционного элемента – 14 894, из них: мужчин-одиночек – 14 569, женщин – одиночек – 194, членов семьи: мужчин – 55, женщин – 68 и детей – 8 чел., или 32 семьи. Вывезены эшелоны, направлены к разгрузке: Сибирь: Мариинск 2., Красноярск -2., Канск – 1, Тяжин – 1, Нижнеудинск – 1, Томск 1.

   Всего снято больных 17, из них мужчин – 16, женщин – 1. Бежало 3 мужчины. Убито: при побеге 1 мужчина.

   Пом. Нач. ТО ОГПУ Кишкин

   Документ

   Из письма крестьянина П.М. Симакова из села Манчаж Кунгурского округа Уральской области в газету «Правда»

   … В колхозах живут так. Вот например, наш колхоз «Красный луч» в селе Манчаже организовался еще в 1928 г. В нем 80 домохозяев.

   Там у каждого домохозяина отобрали коней, и теперь они уже не свои. Был такой случай: один гражданин отдал своих лошадей в колхоз, бедняк, семья 7 человек, из них рабочих рук 2. Через 3 дня пришел просить лошадь: мне по солому съездить. Ему ответили так:  теперь лошади не твои и ты их не поминай. На другой же день он взял самовольно лошадь и продал ее. На него за свою собственную лошадь подали в суд. Или так: придет колхозник за пайком, ему говорят, почему скоро сожрал, тебе сегодня пайка нет. И колхозник идет со слезами домой, а дома ребята с голоду помирают, ревут, как волки. Вот что строит советская власть… Если же нас бедняков и партизанов будут силом гнать в колхоз, то мы спалим красным петухом все колхозные дома и все колхозное богатство. И не только спалим ближайшие колхозы, но и поедем дальше, где есть крупные колхозы, жечь их… Пускай существуют те колхозы, в которые вошли люди добровольно, а не силом загнанные в колхоз.

Вопросы учащимся

  1. В чем заключалась сущность раскулачивания?
  2. Какими методами сопровождались коллективизация и раскулачивание?
  3. Что можно отнести к положительным итогам коллективизации, а что к отрицательным?

Можно предложить заполнить таблицу

Положительные итоги коллективизации

Отрицательные итоги коллективизации

    Учитель литературы. Перед нами еще один видеофрагмент – сцена «Бабий бунт». Сравните его с текстом романа, проанализируйте действия персонажей.

Вопросы учащимся

  1. Как проявляют себя в этой сцене главные герои?
  2. Каким образом Давыдову удалось овладеть ситуацией?

   Итак, мы понимаем, что позиция автора двойственна. Сила художественного таланта заставляет видеть правду жизни, драматизм происходящих на селе событий.

    Однако будучи членом большевистской партии, писатель был обязан воспевать коллективизацию. Автор рассказывает о жестокой классовой борьбе на селе, временами пытаясь убедить нас в праведности насилия.

   На интерактивной доске на одном из слайдов поместить таблицу, которую необходимо заполнить учащимся.

Экономические и социальные последствия сплошной коллективизации.

Экономические последствия

Социальные последствия

Перекачивание средств из села в город

Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села

Ликвидация кулачества

Укрепление социальной базы сталинской диктатуры

Огосударствление сельскохозяйственного производства

Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства

Ликвидация «аграрного переселения»

Массовый «исход» крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе

   

Закрепление изученного материала.

   Вариант 1. Вопросы.

  1. Можно ли считать, что коллективизация являлась составной частью индустриализации?
  2. Каковы были цели «сплошной коллективизации»?
  3. Какими методами осуществлялась коллективизация?
  4. Каковы были результаты коллективизации?

   Вариант 2. На интерактивной доске (слайд) «Хронологический кроссворд»

Хронологический кроссворд

 1

2

 2

3

 3

   По горизонтали: 2. В этом году началось осуществление второго пятилетнего плана. 3. Год утверждения первого пятилетнего плана.

   По вертикали: 1. Год, в котором началось стахановское движение. 2. Год ликвидации последней биржи труда в СССР. 3. В этом году впервые была выдвинута задача индустриализации в СССР.

   Вариант 3

Терминологический кроссворд

   По горизонтали: 2. Роман М.А. Шолохова «Поднятая …..» 4. Учреждение, ведавшее учетом безработных. 5. Московский кузнец, ставший знаменитым ударником. 7. Автор концепции «ускоренного построения социализма в СССР». 8. В этой стройке участвовало большое количество заключенных.

9.Хронологические рамки планов экономического развития СССР.

   По вертикали: 1. Процесс интенсивного развития промышленности. 3. Знаменитые ударницы-ткачихи. 4. Она была ликвидирована в СССР в 1930г. 6. Крупная электростанция, построенная в годы первой пятилетки.

 1

 3

 2

 4

4

 8

 5

 6

 7

 9

8

   Подведение итогов урока (положительные и отрицательные моменты результатов работы) выставление оценок.

   Домашнее задание. Повторить параграф 24, ответить на вопросы 1-4. Дополнительное задание: подготовить на слайдах (выполненных в программе Power Point)  выставку портретов государственных деятелей, военачальников, репрессированных в 30-е гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс

Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

интегрированный урок по истории и литературе

Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....