интегрированный урок по истории и литературе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Забелина Екатерина Геннадьевна

Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы.  Архивированный файл содержит текстовый конспект урока и презентацию. Может использоваться  как в 8, так и в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 8 классе.

Тема: «Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

Два взгляда на мир…»

Авторы:

Забелина Екатерина Геннадьевна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ с УИОП;

Меньшикова Галина Александровна, учитель русского языка  и литературы МБОУ СОШ с УИОП

Дидактическая цель урока: Создание условия для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность).

Задачи урока 

Образовательная:  

  1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Маяковского, раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»; расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях;
  2. Показать связь истории и литературы на примере творчества В.В. Маяковского; установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны;  показать, как в стихотворении отразилась эпоха революции.

Развивающая:

  1. Развивать навыки работы с художественным текстом, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение, обогатить словарный запас учащихся;
  2. Развивать ассоциативное мышление; мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения)
  3. Способствовать развитию интереса учащихся к  эпохе конца XIX - начала XX вв.

Воспитательная: 

  1. Раскрыть гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
  2. Воспитывать у учащихся чувство любви, милосердия, сострадания и сопереживания ко всему живому на земле.

Методы: беседа,  проблемное задание, демонстрация с использованием наглядных пособий, обсуждение, групповая самостоятельная работа. Оборудование: доска, мультимедийный экран, проектор, презентация  Power Point, рабочие листы урока, рабочая тетрадь, учебник.

Тип урока:  урок изучения нового материала или комбинированный урок

Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!  Давайте поприветствуем наших гостей, пожелаем друг другу хорошего настроения и отличной работы на уроке. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок –  интегрированный урок литературы и истории.

Создание проблемной ситуации.

Однажды Владимира Маяковского спросили, какое свое произведение он считает  лучшим, надеясь услышать: поэма «В.И. Ленин» или «Ода революции», – не тут-то было! Маяковский назвал стихотворение  «Хорошее отношение к лошадям».  Как вы думаете, почему так по разному ?

А как вы думаете,  почему сегодня урок не только литературы, но и истории?

(ответы)

Итак, тема нашего урока – «Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир…»

Два взгляда ….  Обратите внимание: фраза не закончена.

Какие задачи вы поставите себе на урок.

Надеемся, что к концу урока  мы с вами ее продолжим и определим: «Что же это за два взгляда?»

В ходе работы вы будете заполнять рабочие листы, которые лежат перед вами. Ознакомьтесь с ними. Для заполнения вам потребуется внимание на уроке. Подпишите свои  Рабочие листы. (Приложение 1)  

Учитель истории:  

Чтобы правильно понять литературное произведение, услышать автора, нужно знать о нем, о его семье, обстоятельствах жизни, нюансах творчества.

На прошлом уроке вы немного познакомились с биографией Владимира Маяковского, дома прочитали о поэте  статью в учебнике.

- Какие факты его биографии запомнились или поразили Вас?  

- Некоторые ответы учеников можно прокомментировать 

Заострить внимание на следующих вопросах:

- в какой партии состоял, когда и почему ушел

когда стал писать стихи

- отношение к революции 1917 года

Мой взгляд на Маяковского

Это ваш взгляд на Маяковского

А вот каким видели Маяковского его современники:

А) Борис Пастернак вспоминал:

«Летом 1914 в кофейню на Арбате члены одной из литературных групп привели с собой Маяковского.

Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом протодиакона и кулаком боксера, неистощимо, убийственно остроумный, нечто среднее между мифическим героем  и испанским тореадором.

Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, – это не главное в нем, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим... И мне сразу его решительность и взлохмаченная грива, которую он ерошил всей пятерней, напомнили образ молодого террориста-подпольщика из Достоевского...

Природные внешние данные молодой человек чудесно дополнял художественным беспорядком, который он напускал на себя, грубоватой и небрежной громоздкостью души и фигуры и бунтарскими чертами богемы, в которые он с таким вкусом драпировался и играл».

Б) «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», - писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз завернули за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский.

На слайде его фотографии и звучит ГОЛОС, который читает СТИХОТВОРЕНИЕ

Учитель литературы:.

- Что вы почувствовали при чтении?

- Как вы поняли сюжет стихотворения?

 

Учитель истории: 

-  Контекст  времени всегда важен для верного понимания поэзии.

1) Напомню вам, что стихи были написаны в 1918 году и напечатаны летом в московской газете. (работа с листом №1 – о революции) 

Это было трудное время для страны. Страшная первая Мировая война, в которой участвовала и Россия. В 1917 году страна пережила две революции. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. «Моя революция».

Весной 1918 года Россия вышла из первой мировой войны, но началась  гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как вспоминает очевидец о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей—это мука, а муки тоже не было. Приколотить—это гвозди. Гвоздей не было. Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… Петроград ел, главным образом, овёс. На улицах палые лошади. Убирать было некому…». Итак, 1918 год. Это время разрухи и голода.  Люди ожесточились,  нет веры, сбросили царя и Бога, началась братоубийственная война, болезни, грабежи,  убийства.

2) Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано на основе реального биографического факта. В Москве, на Кузнецком мосту помещалось кафе, где часто выступал Маяковский. И именно там Маяковский  стал свидетелем падения лошади и издевательств толпы над животным. Обратите внимание, как преобразился этот реальный факт, стал художественным обобщением и выражением взгляда поэта на мир.

Исследовательская работа. Учащиеся выполняют самостоятельно в группах  (Приложение 1)

Проверка  параллельно с показом презентации

Подведение итогов.  

Ответ на проблемный вопрос

Рефлексия

- Изменилось ли у кого-то отношение к поэту и его творчеству?

(Ваш взгляд на поэта)

- Успешно ли для вас прошел урок?

- Достигли ли мы с вами поставленных задач?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Что особенно понравилось?

В ваших рабочих листах есть незаконченные предложения и строка для самооценки.

Сегодня на уроке

… я понял, что 

… меня удивило …

.. я почувствовал, что

Пожалуйста, заполните их и поставьте ту оценку, которую, как вы считаете, вы заслужили за работу в группе на уроке. Свои рабочие листы положите на край стола. Я их соберу, мы посмотрим и поставим оценки.

Постановка домашнего задания:

  1. эссе «Мой взгляд на Маяковского»
  2. выполнить дополнительные задания в рабочей тетради
  3. сравнить бытовую зарисовку М. Горького «В больном городе» и стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Учитель истории: Трудным бывает время на переломе эпох. Но человек всегда должен оставаться человеком……

Учитель литературы:  Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками.  Всем спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс

Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс

Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....