Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ребяга Олеся Анатольевна

Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_11_klass.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Выполнила учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №4

 пос. Нижний Куранах» Алданского района РС(Я)

Ребяга Олеся Анатольевна

Урок-творческая лаборатория в 11 классе по стихотворению Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Проблемно- проектная технология исследования текста.

Тема: « Концепция двойственности: человек и природа» ( по стихотворению «Февраль. Достать чернил и плакать…» Бориса Пастернака)

Цель: Обучение анализу лирического произведения

Задачи:

1.Формировать умение анализировать лирическое стихотворение, выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества поэта.

2. Развитие ассоциативного мышления учащихся .Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтического текста..

3. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Б.Пастернака. Воспитывать интерес к исследовательской работе.

Ход урока

Организационный момент.

- Добрый день, уважаемые учащиеся. Сегодня мы находимся в творческой лаборатории Бориса Леонидовича Пастернака, на уроке

 « Концепция двойственности: человек и природа». Исследуя  стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!», мы постараемся проникнуть в художественный мир поэта.

А сейчас… сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратитесь к своему внутреннему  «Я», к своему мироощущению и миросозерцанию…

I Актуализация темы.

  1. Входит Эрато, читает слова М. Цветаевой «Пастернак – это поэт светлот…это «тайнопись», «иносказание», «шифр»…
  2. Учитель читает стихотворение Б.Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…»
  3. – Запишите, начиная с белого листа,  какие ассоциации, мысли, чувства, вопросы возникли у вас при прослушивании стихотворения.
  4. Зачитываются записи: Ассоциации, чувства: Слякоть, Слезы, Природа, Движение, Грусть, Весна, Чернила, Надрыв

Вопросы:

Почему лирический герой хочет бежать, и куда?

В чем непостижимая тайна творения и создания стихов?

Что связывает поэта и улицы города?

Почему герою хочется плакать?

Как связана природа и человек?

- Ощущение и чувства от соприкосновения с высокой поэзией Б.Пастернака как нельзя лучше передаются через музыку. Может быть музыкальные звуки расширят наши ассоциативные связи, помогут ответить на возникшие вопросы.

4.Звучит  мелодекломация  стихотворения. Читает С. Юрский, муз. Ф.Шопена

Прослушав текст и музыку, возникает главный вопрос: «Почему благость и умиротворение нисходят на нас, сменяя печаль и тревогу?»

II Мир Б.Пастернака

Эрато логически продолжает мысль учителя, зачитывает эпиграф:

Мир – это музыка, к которой надо найти слова.

Б.Л. Пастернак

- Почему поэту дано услышать голос природы? Это проблема нашего урока, вытекающая из возникших вопросов. Мы постараемся ее решить, но прежде послушаем наших консультантов, которые напомнят нам о художественном своеобразии лирики Б.Пастернака, о некоторых фактах его биографии.

Выступление консультантов.

1. Достигал совершенства и потом начинал с нуля.

Родился Борис Леонидович Пастернак в Москве, в семье очень известного художника Леонида Пастернака, который был, в частности, иллюстратором последнего великого романа Толстого «Воскресение», и его иллюстрации в журнале «Нива» не менее интересно рассматривать, чем читать пассажи Толстого. Мать его была пианисткой. И сразу понятно, что Пастернак уже с детства оказался в артистической среде. В воспоминаниях его возникают фигуры того же Толстого, художника Ге, Серова и других главных людей эпохи. И с самого раннего возраста мальчик понимал, что заниматься он будет искусством.

Не знаю, собирался ли Пастернак быть художником, об этом как раз нам ничего не известно, но если и собирался, то этот путь довольно рано им отвергнут. А вот подобно матери стать исполнителем, стать композитором Пастернак серьезно собирался. Известно, что он брал уроки композиции, сочинял музыку. И в музыке у него был кумир – один из крупнейших, если не крупнейший русский композитор того времени Александр Николаевич Скрябин.

И вот Скрябин (Пастернак сам это описывает в своих воспоминаниях) согласился выслушать музыку молодого человека, благо был знаком с его родителями. Музыка ему понравилось, но он отпустил одно замечание: он заметил, что было правдой, что у Пастернака нет абсолютного слуха, утешив его тем, что вот у Бетховена не было абсолютного слуха и у других композиторов… Но для Пастернака это стало достаточной причиной, чтобы отказаться от того, чтобы стать композитором, чтобы заниматься музыкой.

После этого юноша страстно окунулся в другую стихию: в течение некоторого времени он собирался серьезно заниматься философией. Он учился в Московском университете, слушая курс философии, он уехал в Марбург, маленький немецкий знаменитый университетский город, где учился, например, Ломоносов, чтобы слушать одного из главных философов того времени Когена. И ситуация повторилась снова почти с точностью: Пастернак писал реферат на семинаре Когена, Коген позвал его к себе на домашний чай, что означало по законам Марбурга, что Пастернак принят в число посвященных. В это время у Пастернака была несчастливая влюбленность, все перемешалось, он понял, что философия не может его спасти от этой несчастливой любви, и он решает оставить философию тоже. И где-то с начала 10-х годов, т.е. в 1911-1912 году, он начинает всерьез писать стихи.

При этом, отказываясь от музыки или от философии, он отказывался от них абсолютно бескомпромиссно. Т.е. он не делал попыток ни в 20-е, ни в 30-е, ни в 40-е годы ни написать музыкальное произведение, ни написать философский трактат. Он начинал действительно почти с нуля. Так же будет и с его стихами, между прочим: достигнув успеха, став одним из первых русских поэтов к середине 20-х годов, он, правда, не откажется совсем от своей поэтической манеры, но резко ее поменяет. Он начнет писать совершенно другие стихи.

2. Начальная пора.

Начальной поре его поэтического творчества… Пастернак сблизился с группой молодых поэтов, которые сначала составляли некоторое крыло в таком сообществе «Лирика». Это были поэты Сергей Бобров и Николай Асеев.

А потом, в самом начале 1914 года, в январе, эта группа со скандалом покинула «Лирику» и образовала свое поэтическое сообщество по названию издательства, которое придумал Бобров. Сергей Бобров был самым активным среди этой тройки. Это издательство называлось «Центрифуга», и в историю литературы эта группа тоже вошла как «Центрифуга».

Пастернак, конечно, начинал как футурист. Но от футуристов было у Пастернака? Пастернак не был совершенно склонен к эпатажу и скандалам, и авангард – это обязательно провокация, обязательно скандал. Вот Пастернак не был скандалистом. Он участвовал невольно в каких-то скандалах, которые затевали его энергичные друзья, тот же Бобров, который был прирожденным скандалистом; но участвовал в них с неохотой, вспоминал о них всегда с тоской, с печалью, и более того, один из этих скандалов закончился началом его дружбы с тем человеком, с которым, собственно, скандалила группа. С тем человеком, имя которого не упомянуть невозможно, когда мы говорим о раннем Пастернаке – с В. Маяковским.

А что, собственно, Пастернака в футуризме привлекало? Во многом привлекал как раз Маяковский. Его поэзия, его гигантомания, его бескомпромиссность.  Но не только…

3.Синтез разных искусств

Главными для Пастернака в футуризме были две вещи, которые он выделял; для футуризма это были вещи скорее периферийные, не главные, а вот для Пастернака именно они стали главными. Во-первых, это синтез разных искусств Пастернак отказался от того, что он делал раньше, но при этом, хотя и музыка, и философия не стали его основным занятием, тем не менее, они сыграли большую роль в становлении его поэзии. Его стихи – это стихи и философа, и музыканта. Один раздел в его главной книге «Сестра моя – жизнь», вышедшей в 1922 году, называется «Занятия философией». И действительно это философские стихи, только в не очень привычном для нас значении. Это не зарифмованный философский трактат, но действительно Пастернак ставит там главные философские вопросы и отвечает на них, у него действительно есть некоторая философия жизни в этой книге.

То же самое с музыкой: не столько Пастернак упоминает какие-то музыкальные произведения. Некоторые произведения Пастернака просто построены как музыкальные произведения. Т.е. родство было более глубоким. Не поверхностное использование мотивов и имен, а структура построения текста. Это первое, что Пастернака сближало с футуристами. Второе – Пастернак, как и футуристы, был очарован звучанием слова. Действительно, в его ранних стихах фонетика, причем фонетика не такого символистского плана – плавная, красивая, а фонетика с перекликанием согласных, с диссонансами и ассонансами, она чрезвычайно важна. И я думаю, мы в этом можем убедиться, коротко разобрав одно из первых стихотворений Бориса Пастернака, стихотворение – визитную карточку Пастернака.

     Последуем совету наших консультантов: вдумаемся, вслушаемся, вглядимся в строки стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!» Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева считает, что размышление Б.Пастернака о рождении поэзии держится на философии двойственности. “В стихотворении Б.Пастернака “Февраль…” мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга”.. Итак, сегодня мы с вами попытаемся доказать, что формальная организация стихотворения осуществляется таким образом, что она уже несет в себе идею двойственности на всех уровнях (ритмика, звук, лексика, синтаксис, композиция, образная система).

III  Исследовательская работа в группах 15-20 минут

1 группа.

1. Определите, каким размером написано стихотворение. Воспроизведите ритмический рисунок текста. Прокомментируйте.

2. Выпишите из стихотворения рифмопары. Определите способ рифмовки. Подтверждают ли рифмы тезис урока.

3. Проследите звуковую организацию стихотворения.

В результате работы появляются следующие наблюдения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. В ритмической структуре выделяется 15 стих с двумя пропусками ударений – ПЯПЯ (И чем случайней, тем вернее), отличающийся неопределенностью значения. 2, 6, 16 строки имеют общую ритмику ЯПЯЯ. Здесь наблюдается движение от человеческого мира (Писать о феврале навзрыд), через зарождение идеи двойственности в 6 стихе (Чрез благовест, чрез клик колес), к финалу, обретающему обобщенность (Слагаются стихи навзрыд). Повтор в начале и в конце стихотворения оказывается качественно другим.

Б.Пастернак использует перекрестную рифмовку: навзрыд – горит, изрыт – навзрыд и др. В рифменной организации представляет интерес то, что рифмы между собой тоже составляют семантическую двойственность (относятся к миру природы и к миру человека).

Звуковая организация: через все стихотворение отчетливо проходят звуковые повторы свистящих и шипящих (ч, з, щ, ш, ж), разные варианты сочетаний со звуком Р (ра, ры, гро, гор, ор, гри, ре, гру, ир, гра, ар, ру, ри), все они подготавливают конечное навзрыд. Стоящие рядом с ним в последнем 16 стихе слагаются стихи в звуковом плане кажутся неожиданными. Их звуковые аналогии:

Слякоть – Слез – Случайней – СорвуТСя – СлагаюТСя

доСТать – шеСТь – благовеСТ – перенеСТись – груСТь – Стихи. Так идея двойственности мира человека и мира природы подтверждается и на звуковом уровне.

2 группа.

1. По Словарям проследить значение слов февраль, Водолей, благовест, благовещение.

2. Дать интерпретацию этих слов в контексте стихотворения.

3. Создают ли данные слова единое подтекстовое символическое поле?

Наблюдения: Благовест – это колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. В нем тоже можно усмотреть двойственность, так как его звон соединяет небо и землю. Также в нем улавливается связь с Благовещением - весенним религиозным праздником, который празднуется 25 марта и восходит к библейскому мифу об Ангеле Гаврииле, посланном Богом к деве Марии возвестить о непорочном зачатии и рождении ею Иисуса Христа. Рождение Иисуса связано с двойственностью отцовства: наличием отца земного – Иосифа и отца божественного. Двойственность в рождении поэзии близка двойственности в рождении Иисуса Христа.

Дважды в стихотворении повторяется слово “февраль”, с которого начинается текст. Февраль – месяц очищения. В античности был связан с магией плодородия. К этому слову можно подобрать следующие контекстуальные синонимы: слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Очень многое связывается с весной и водой. Зодиакальным знаком февраля является Водолей, олицетворяющий универсальность и отношение к искусству. Символ Водолея – вода. Две извилистые линии - знак Водолея – означают двух змей мудрости: интуицию и рацио. Уже в самом понятии февраль содержится идея двойственности, а также образ воды, которая, как и звон, является символом поэтического творчества. То есть, февраль и благовест создают единое подтекстовое символическое поле. Да и самого Б. Пастернака можно считать человеком, воплотившимся из воды (он родился 10 февраля по новому стилю под знаком Водолея).

Таким образом, в стихотворении мир человека и мир природы взаимосвязаны. Интересно заметить, что в тексте предложения, относящиеся к миру человека, односоставные, инфинитивные: “Достать чернил и плакать!”, “Писать о феврале навзрыд”, “Достать пролетку”. А предложения о природе – двусоставные, в них присутствует и субъект действия: “Слякоть горит”, “Тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат…”, “Проталины чернеют и ветер криками изрыт”.

3 группа. 

  1. Подберите контекстуальные синонимы к слову февраль.
  2. Проследите, связана ли со словом черный двойственность.
  3. Проанализируйте лексический ряд слов, относящихся к слову навзрыд.

Наблюдения: Контекстуальные синонимы к слову февраль – слякоть, весна, ливень, грачи, лужи, проталины. Весна зарождается в недрах февраля. Весна символизирует рождение новой жизни в природе и пробуждение чувств в человеке, которые могут явиться основой для рождения поэзии.

С понятием “черный” связана открытая двойственность. Дважды повторенное слово чернила является частью такого понятия, как “поэзия”. Чернила относятся к миру человека. Однокоренные с ним слова черною, чернеют, а также образы, содержащие в себе черный цвет, (слякоть, обугленные груши, тысячи грачей) – к миру природы.

“Главное значение черного – это тьма и зарождение во тьме. Символический ряд включает в себя комплекс идей: материнство - плодородие – тайна – смерть. Черное отражает начальное зародышевое состояние всех процессов” (ЭЗСЭ 1999: 532 – 533). Благодаря этой богатой символике черного цвета можно предполагать, что рождение поэзии – процесс, происходящий и в мире природы, и в мире человека.

Между двумя мирами постоянны смысловые переклички. В кольце между начальным и конечным навзрыд, во тьме черного эти миры движутся, действуют, полные звуков и влаги. Здесь зарождается поэзия.

Навзрыд

(человек)

(природа)

Февраль

февраль

Достать

грохочущие

Чернил

слякоть

Плакать

горит

Пролетка

ливень

Благовест

шумней

Клик

сорвутся

Колес

лужи

Шумней

обрушат

Слез

проталины

Криками

чернеют

Изрыт

ветер

Навзрыд

Само понятие навзрыд тоже двойственно. Осуществление подобного процесса возможно только при одновременном участии голоса (звука) и слез из глаз (воды):

Навзрыд

Грохочущая

февраль

Благовест

чернил

Клик

слякоть

Шумней

ливень

Криками

слез

Тысячи грачей

лужи

очей

проталины

4 группа.

Изобразите в цвете свое впечатление от стихотворения.

Сопоставьте пейзажные эпизоды стихотворения с картиной А.К. Саврасова “Грачи прилетели”.

Наблюдения. Любопытен анализ слова “черный” в стихотворении. С одной стороны, в тексте очень много черного цвета. Причем в этом понятии присутствует некая двойственность: черный относится и к миру человека (чернила) и к миру природы (весною черною горит, проталины чернеют, тысячи грачей, как обугленные груши). Но, несмотря на обилие черного цвета в стихотворении, произведение не выглядит мрачным. Цветовая картина текста – светлая. Если нарисовать стихотворение в цвете, то это будет плавный переход от ярко-синего цвета к розовому и зеленому.

Презентация исследований.

Оценка экспертной группы.

Экспертная группа дает полный анализ стихотворения.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: письменный анализ стихотворения Б.Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока литературы 5 класс А.Погорельский "Черная курица, или подземные жители"

Цели урока: 1) учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова;  2) способствовать формированию умений читать , комментировать и ...

Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители"

Данный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит учебную ситуацию. Технология - педагогическая мастерская....

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...