Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Якуничева Елена Александровна

Данный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит учебную ситуацию. Технология - педагогическая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_e.yakunicheva.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные уроки сказки А. Погорельского

 «Черная курица, или Подземные жители»

Якуничева Елена Александровна

учитель русского языка и литературы

                                                                              МБОУ СОШ № 1 г. Ярцево Смоленской обл.

 Класс  - 5

Предмет – литература

Форма проведения – урок-мастерская

Тип урока – урок решения учебной задачи.

На предыдущем уроке по этому произведению обучающиеся познакомились с краткой биографией А.Погорельского, вспомнили отличия литературной сказки от фольклорной, прочитали и проанализировали начало сказки. Домашнее задание – дочитать сказку до конца.

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД  (универсальные учебные действия)

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, презентация к уроку, аптекарские весы, зеленые и синие бусинки.

Учащиеся работают в группах.

1 этап – «Индуктор»

Мастер: Ребята, вам когда-нибудь было стыдно за свои поступки? Вспомните такую ситуацию. Какой выход вы нашли из нее? Поговорите на эту тему в группах и потом поделитесь информацией с другими ребятами.

 Диалог ребят друг с другом, мастером: обсуждение данной темы

2 этап – «Самоконструкция»

Мастер: Обратите внимание: на слайде написаны следующие слова: порок, праздность. Объясните, как вы их понимаете.

 Обсуждение

Мастер: А теперь обратимся к словарю Ожегова. Вот какие толкования этих слов дает словарь (Слайд 1):

Праздность – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.

Порок – предосудительный недостаток, позорное свойство.

Мастер: Напишите, пожалуйста, небольшой текст из 2-3 предложений, в котором бы употреблялись слова «порок», «праздность», «совесть». Попытайтесь связать эти слова друг с другом или, наоборот, противопоставить.

Желающие зачитывают свои работы.

3 этап «Социоконструкция»

Мастер: Ребята, а теперь обсудите в группах, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает? Перед вами лежат цветные бусинки: зеленые и синие. Обсудите в группах, что хорошего или что плохого в «ничегонеделанье». После обсуждения пусть представители каждой группы положат бусинки на чаши аптекарских весов, выбор свой обязательно аргументируйте. Если  найдете в праздности что-то положительное, кладите зеленую бусинку, если отрицательное – синюю. Бусинок может быть несколько от каждой группы. При повторяющейся аргументации бусинку класть уже не надо. Если кто-то из членов группы имеет свое мнение, он может положить бусинки на весы в индивидуальном порядке.

4 этап – «Социализация»

Мастер: Вспомните, пожалуйста, что за история произошла с Алешей. У вас в конвертах листочки, на которых указаны события, описываемые в сказке. Расположите их в правильном порядке.

  1. Алеша остался в пансионе один, так как все ученики уехали на каникулы.
  2. Алеша читал книги, смотрел на улицу через забор, играл с курочками во дворе.
  3. Алеша спас Чернушку.
  4. Чернушка пригласила Алешу в подземное царство, потому что хотела отблагодарить мальчика за спасение своей жизни.
  5. Король подземного царства исполнил Алешино желание (всегда знать урок, даже не уча его)
  6. Король поставил Алеше условие – никому не рассказывать про подземное царство.
  7. Алеша постепенно вообразил, что он лучше и умнее все, сделался гордым и непослушным.
  8. Алеша потерял зернышко, и министр помог его вернуть
  9. Алеша выдал тайну о подземном царстве.
  10. Подземные жители покинули свой дом.
  11. Алеша осознал свои ошибки, снова стал прежним, добрым мальчиком.

 Самопроверка  (Слайд 2,3)

5 этап – «Разрыв»

Мастер: Мы с вами вспомнили содержание сказки. А теперь давайте разберемся, почему умный, добрый мальчик сделался непослушным и злым? Какой главный порок овладел им?

Задание по группам

1 группа. Найдите в тексте ключевые слова, которые помогают понять, каким был Алеша до получения зернышка.  Дайте характеристику мальчику.

2 группа. Как изменилась жизнь Алеши после того, как ему подарили волшебное зернышко? Как чувствует он себя в первое время? Как ведет себя в последующие дни? Найдите ключевые слова, которые  помогут вам при ответе.

3 группа. Какие советы дает Чернушка? Совпадают ли эти советы с выводами учителя Алеши?  

4 группа. Найдите ключевые слова, которые помогут вам ответить на вопросы: «Верит ли Чернушка, что Алеша исправится?», «Исправился ли мальчик на самом деле?»

Учащиеся получают задание: по мере ответов ребят 1 и 2 группы заполнить таблицу:

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

 

 

Возможные ответы:

Ключевые слова для 1 группы (Слайд 4)

« …умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили, ласкали», «часто скучно бывало,… грустно», «разлучен с родными», «стал привыкать», «чувствовал одиночество», «единственным утешением было чтение книг», «знал наизусть деяния славнейших рыцарей», «переносился в старинные века», «пристально смотрел в дырочки в заборе», «кормить курочек», «особенно любил… Чернушку»

Мастер: Итак, добрый, милый, воспитанный, честный мальчик получил в награду за спасение Чернушки волшебное зернышко. Как он изменился после этого?

Ключевые слова для 2 группы(Слайд 5)

В первое время: «не принимал хвалу учителя с тем удовольствием, которое прежде чувствовал», «не заслуживает этой похвалы», «внутренне стыдился».

В последующие дни: «мало-помалу стал привыкать к похвалам», «принимал похвалы, не краснея», «много стал думать о себе, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех» «нрав испортился», «сделался гордым, непослушным», «самолюбие… заглушало голос совести», «занимался шалостями», «праздность… портила его нрав», «давно отвык от занятий».  

 Мастер: Почему вначале Алеше не приносят радости его успехи?

 Возможный ответ: Алеша понимает, что он не заработал похвалу, он знает, что все на свете дается трудом. Знания, добытые трудом, более дороги человеку, потому что он работал, учил. Алеша же нисколько не утруждается, поэтому похвалы не приносят ему удовольствия.

Мастер: Итак, после получения волшебного зернышка жизнь Алеши изменилась, и он изменился. Для справки я сообщу вам, что в переводе с греческого Алексей обозначает «приобретающий взамен» (Слайд 6). Как вы считаете, оправдан ли выбор вымышленного имени сказочником? Обсудите это в парах.

 После короткого обсуждения – ответы детей

Самопроверка заполнения таблицы. Комментарии и дополнения детей (Слайд 7)

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его перестали любить товарищи

Мастер: В начале урока мы говорили о том, является ли праздность пороком. Как, по-вашему, считает автор сказки?  Посмотрим на чаши наших весов, которые мы заполняли в начале урока. Хочется ли вам теперь изменить количество бусинок на какой-то из чаш?

Ключевые слова для 3 группы (Слайд 8):

Советы Чернушки

Выводы учителя

«Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собой»

«Чем более вы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Вам дан ум, чтобы вы во зло его употребляли»

 Советы Чернушки совпадают с выводами учителя. Оба они сходятся в том, что праздность развращает человека, труд - это условие нравственной красоты человека.

Ключевые слова для 4 группы (Слайд 9)

«…я тебя прощаю», «… все тебя люблю», «не плачь, Алеша»,  «Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком».

«Как раскаивался он в дурном поведении своем», «совесть его мучила», «стыдился открыть глаза», «Я знаю, что виноват перед тобой», «бросился целовать маленькие ручки министра», «всю ночь не мог он сомкнуть глаз», «старался быть послушным, добрым, скромным, прилежным».

 Чернушка верит в исправление Алеши, потому что любит его и потому что видит искреннее раскаяние мальчика. Надо прощать раскаявшихся.  И Алеша старается  быть таким же хорошим мальчиком, как и раньше.    

6 этап – «Афиширование»

Мастер: Мы с вами проанализировали сказку и теперь можем ответить на главный вопрос: какие нравственные уроки жизни мы извлекли из произведения А.Погорельского? Давайте поработаем с вами журналистами.  Напишите небольшую статью в публицистическом стиле на тему: «Чему учит нас сказка А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

 После написание проводится представление, обсуждение работ. Если ученик стесняется читать работу вслух, он может положить ее на стол учителя

7 этап  - «Рефлексия»

Мастер: Скажите, пожалуйста, какие мини открытия вы сделали сегодня на уроке? (Ответы учеников)

Мастер: Ребята, вообразите, что вы попали в волшебный сад подземного царства. На каждом дереве висят волшебные листочки, которые исполняют определенные желания. На боковой доске изображены такие деревья. Перед вами лежат импровизированные волшебные листочки. А вот какие желания они исполняют, решайте сами. Пусть каждый из вас напишет на своем листочке  такое желание, исполнение которого могло бы сделать человека лучше, исправить его, а не навредить. А затем прикрепите свои листочки к веткам дерева.

 После выполнения задания «отправляемся» на виртуальную экскурсию в волшебный сад. Ребята выражают свое мнение.

Мастер: А теперь я вам открою маленькую тайну. Если очень-очень верить, то желание может исполниться. Ведь сад-то волшебный. Если кто-то  хочет, чтобы какое-то из желаний сбылось именно у вас, можете вслух сказать это. Если же вы вслух говорить не хотите, можете подойти к понравившемуся листочку с желаниями после урока, посмотреть на него внимательно, представит себе Чернушку, и она вам обязательно поможет. Только помните, что надо не просто верить в свой успех, но самому к нему стремиться!

Домашнее задание:  мини сочинение «Хочу ли я получить в подарок волшебное зернышко?» (Слайд 10)

             

Литература:

  1. Еремина Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). http://www.malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
  3. Малая С. Антоний Погорельский. http://www.pogorelskiy.org.ru
  4. Педагогические мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. – СПб.,1998.
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013.