Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители".  Урок рефлексии, обощения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе (ФГОС)

Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Цели: познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения; развивать познавательные процессы и УУД; формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.

Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Оборудование урока: учебник  «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со словами, называющими эмоции.

План урока

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Мотивация учебной деятельности, целеполагание
  3. Словарная работа
  4. Физминутка
  5. Работа в группах
  6. Беседа на выявление восприятия текста
  7. Словарная характеристика (работа в группах)
  8. Рефлексия
  9. Подведение итогов, выставление оценок
  10. Домашнее задание

Ход урока

Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

  1. Актуализация опорных знаний  

На доске записана тема нашего урока по сказке «Черная курица или подземные жители», но первые слова закрыты. Чтобы их узнать, надо ответить на вопросы.

  1. В различия между фольклорной и литературной сказкой?
  2. Как звали на самом деле автора сказки «Черная курица…»
  3. Кому Алексей Алексеевич Перовский посвятил сказку? (тема открыта полностью)

  II. Мотивация учебной деятельности, целеполагание

Что такое нрав? (характер)  

А нравственность? (мораль, ответственность за свои поступки, способность быть честным,  справедливым, благоразумным)

Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте, цель нашего урока.

Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.

На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.

- Какую из них вы предложили бы для эпиграфа урока?

  1. Трудно найти, легко потерять.
  2. Как прожил, так и прослыл.
  3. Сам погибай, а друзей выручай.
  4. Дал слово – держи его.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.
  6. Учись на добро отвечать добром.
  7. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  8. Добро век не забудется.

Эпиграф урока. Учись на добро отвечать добром. (записать в тетради)

- Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль.

III. Словарная работа

- Как вы заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19 века. Я попросила Даниила Гурьянова поработать с незнакомыми словами. Он подготовил нам сообщение.

 (Презентация, рассказ ученика – объяснение значения слов дортуар, вакации, тупей, букли, шиньон, салоп, фрак, изразец)

 - Спасибо за рассказ и яркую презентацию. Теперь мы с вами будем знать значение этих слов и правильно употреблять их в речи.

IV. Физминутка.

Ребята, цель поставлена, работа предстоит напряженная. Давайте сначала немного разомнемся.

- Раз! - Подняли руки вверх.

- Два! - Нагнуться вниз.

- Три-четыре-пять! - Прямо стать,

Будем снова начинать.

V. Работа в группах.

Iгруппа Алеша в начале сказки. Перескажите эпизод о том, как Алеша спас Чернушку, от первого лица, передавая чувства и эмоции героя.

II группа Алеша в подземном царстве. Прочитайте по ролям диалог короля и Алеши. Какова роль этого эпизода в сказке? Почему именно такое условие поставил король? Что значит быть скромным?

III группа  Жизнь Алеши после подарка. Проследите, какие изменения произошли в нраве и поведении мальчика. Расскажите об этом подробно от лица из одноклассников Алёши

VI. Беседа на восприятие текста.

- Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

-Чем закончилось для Алеши это восхождение?

-Почему испортился его нрав?

- Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки (когда учащиеся правильно называют эмоцию, учитель прикрепляет на доску соответствующую карточку) :

— Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

попасть домой - Сочувствие

— Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

помогать взрослым, украшает свечи - Симпатия

— Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою

любимицу  -  черную курицу; Алеша смелый, не испугался

появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней  - Восхищение

— Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям

Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик

погладил кошку за лапку - Недоумение

— Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка - Досада

— Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

урок свой, какой бы ему ни задали». - Растерянность

— Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым,

Шалил, мешал другим детям заниматься  - Сожаление

— Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

«своими» успехами перед товарищами - Разочарование

— Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

подземных жителей из-за боязни быть наказанным за

неподобающее поведение – Негодование, возмущение

— Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

тяжело переживает свое малодушие - Сострадание

Надежду — Алеша хочет, может и должен исправиться - Надежда

— Все снова полюбили Алешу – Радость

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.  Давайте все вместе сделаем вывод, отчего же они меняются?  Вывод: Наши чувства напрямую связаны с изменением нрава главного героя.

VII. Словесная характеристика (работа в парах).

    Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и

    сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка

    и после получения зернышка.

    На  интерактивной доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два столбика (учащиеся выполняют задание письменно).

   До получения зернышка                          После получения зернышка

       1.Добрый                                                            2.Жестокий

       3.Ласковый                                                        4.Упрямый

      5.Общительный                                                11.Непослушный

     12.Скромный                                                     6.Самолюбивый

      10.Застенчивый                                                 7.Гордый

      9.Любознательный                                            8.Дерзкий

 - Какой из героев вам нравится больше: до или после? Почему?

- Если так трагично заканчивается сказка(жители подземного королёвства ушли; Алёша наказан;предательство), то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?

(Да, побеждает.Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком, он получает урок нравственности).

VIII. Рефлексия

А  теперь  давайте  составим  синквейн,  который  станет финалом  нашего  сегодняшнего разговора  об  Алеше. Напоминаю его строение: 1 строчка – одно существительное

2 строчка – два глагола; 3 строчка – три прилагательных; 4 строчка  - фраза – характеристика; 5 строчка – существительное – ассоциация к первому слову синквейна.

 

Алеша

Добрый, отзывчивый

Спасает,  предает, раскаивается

Он сделался  примером для ребят.

Совесть.

IX. Подведение итогов урока.

-Какой же нравственный урок вы получили?

Сегодня на уроке я узнал……

                               я хочу узнать………….

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

X. Домашнее задание

 Напишите сочинение-миниатюру «Если бы у меня было волшебное семечко».