Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
план-конспект урока (5 класс) на тему

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контроля, графический диктант, работа в группах, взаимопроверка и самопроверка. В конце урока ребята украсили поляну цветами - это была оценка своей работы на уроке и рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание десятичных дробей.

ФИО (полностью)

Георгиева Надежда Алексеевна

Место работы

МБОУ « Пажгинская СОШ »

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок).

Базовый учебник

1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012

  1. Цель  урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.

  1. Планируемые результаты:  учащиеся научатся  складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

10. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

       научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

       умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1.        развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

11.Тип урока : усвоение  новых знаний.

12 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

14.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-работают с текстом учебника;

-работают с технологической картой при выполнении заданий;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

16.Структура и ход  урока

Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

(прилагается).



Предварительный просмотр:

План – конспект урока по математике в 5 классе.

Составила: Георгиева Надежда Алексеевна.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель:  совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи:  1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

                2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;

                3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.

 

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие  учащихся. (Урок в кадетском классе, приветствие с рапортом)

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оцениванием на уроке

Будь внимателен, дружок,

Начинаем мы урок.

Предстоит тебе опять

Решать, отгадывать, считать.

 Уточнение критериев оценки

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2 минуты 

II. Повторение пройденного материала.

 Проверка дом. задания

1.Устная работа (слайд 1)

1.1.Прочитайте дроби:

3,5;  0,375;  110,07;  61,981;  3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

-Вопрос-ответ с использованием базового листа контроля

1.4. восстановите запись:(слайд 3)

2,*1< 2,*02;

6,413> 6,4*8;

1,892  <1,*;

50,683  < 50,6*

2.Самостоятельная работа (слайд 4)

2.1. Графический диктант

  1. 5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13
  2. 5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15
  3. 2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9
  4. 4 1/5 +3 2/5 =7 3/10
  5. 6,837> 6,829
  6. 43,24<43,127
  7. 0,527=0,572
  8. 9/10 – 5/10=4/10
  9. 8/10+5/10=13/10
  10. 3 4/10 +2 6/10=6

Взаимопроверка.

-Правило сравнения десятичных дробей.

-Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части

- - - ^ - ^ ^ - - -

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос с использованием базового листа контроля.

Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел, сравнение дробей.

Развитие самостоятельности.

III.Физкультминутка.

Раз – поднялись, потянулись

Два – согнулись, разогнулись

Три в ладоши три хлопка

На четыре – три кивка,

Пять руками помахать,

Шесть – тихонько сесть.

(Можно физминутку  из презентации музыкальную)

3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.

IV.Постановка темы и цели урока.

1.Историческая справка.

Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть  в тяжелое, трудное положение)

Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины - Египет. Она необычна для непосвященного зрителя.  (слайд 6) Что здесь изображено?    ( В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби)

-Как можно еще записать дробь 1/10?

-Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Давайте посмотрим на экран. Вы встречали такую запись

( чек из магазина, на котором товар и его стоимость)

Каких знаний нам не хватает, чтоб узнать стоимость?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

 

0,1. Это десятичная дробь.

- Складывать и вычитать.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На  данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Изучение нового материала.

 Решение задачи (слайд 7)

-Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

- Что необходимо найти по условию задачи?

- Как же это сделать? Попробуйте решить самостоятельно.

Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа в группах).

Вам дается набор предложений, вы  должны расположить их в том порядке, как считаете правильно ( разместить ответ на доске).

Работа с учебником. Откройте учебник  (стр    ), найдите формулировку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Проверьте, правильно ваша группа  выполнила задание. Работа с базовым листом контроля (знакомство с правилами сложения и вычитания дробей)

Запись задачи, пояснения, ответ.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

-сравнять количество знаков после запятой;

-записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

-выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую;

- поставить в ответе запятую.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована групповая и  фронтальная работа.

VI. Первичное закрепление.

1.Историческая справка

Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?»

(слайд 8)

30  812

(3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера)

2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. (слайд 9) Выполните задание. Зачеркните в таблице ответы и  буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

0,5+12,38=12,88           м

12,88-7,62=5,26            о

3,875+10,35=14,225     л

4,99-0.535=4,455          о

26,3+24,7=51                 д

0,7-0,04=0,66                е

5,7 +3,28 =8,98             ц

  Дети записывают решение и ответ

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

10 минут.

 На этом этапе проводится первичное закрепление  умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения   цели  урока.

VIII. Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш  урок.  

  Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX.Домашнее задание.

X. Итог урока.

№№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257

2минуты.

Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.

Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

с. Пажга 2016г. Выполнила учитель математики Георгиева Н.А.

Слайд 2

Сравните десятичные дроби а)7,025 и 7,046; б)23,402 и 23,4; в)0,742 и 0,74189; г)6,081 и 6,04; д)94,075 и 94,938

Слайд 3

Поставьте нужные знаки между числами а)4,3** и 4,7**; б)**,412 и *,9*; в)0,742 и 0,741**; г)*,*** и **,**; д )95,0** и *4,*3*.

Слайд 4

Графический диктант 5 8/13 + 4 7/13 = 9 15/13 = 10 2/13 5 - 3/15 =4 15/15-3/15 = 4 2/15 2 4/9 - 1 7/9=22/9-16/9=6/9 4 1/5 + 3 2/5 =7 3/10 6,837> 6,829 43,24<43,127 0,527=0,572 9/10 – 5/10=4/10 8/10+5/10=13/10 3 4/10 + 2 6/10 =6 - ^ -^ - - ^^ - -

Слайд 5

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей » Цели: вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей , научиться складывать и вычитать десятичные дроби , развить внимание и аккуратность в оформлении заданий, р аботать в паре и группе.

Слайд 6

Выполните упражнение 95,3+16,87

Слайд 7

Выполните действие а) 43,76+8,543; б) 13,275-3,39 Дополнительное задание Найдите значение выражения: 37,81-23,738-(2,56+1,34)

Слайд 8

Ответы а) 52,303; б) 9,885. дополнительное задание: 10,172

Слайд 9

Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

Слайд 10

Задание на дом: Выучить алгоритм сложения и вычитания . № ; 1255(1ст), 1256(1 ст ), 1257 дополнительно: решить тест №1 на сайте Сервис проверки знаний учащихся Вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Р азвить внимание и аккуратность в оформлении заданий. Работать в паре и группе.

Слайд 11

Сегодня я узнал…… Было интересно….. Было трудно…. Мне захотелось… Меня удивило….. Урок дал мне для жизни…..

Слайд 12

Желаю всем успехов и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока и конспект урока в 4 классе.Millipedes. Что мы знаем о многоножках.Учебник Millie

Данная разработка содержит технологическую карту урока с описанием планируемых учебных действий. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.  Так же представлен ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе.Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОСПредмет МатематикаКласс 5 классУМК :Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..Тема Сложение и вычитан...

Читаем с удовольствием!План -конспект урока.Технологическая карта урока.

План-конспект урока .Технологическая карта урока....

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Технологическая карта открытого урока в 5 классе на тему: "Сложение и вычитание десятичных дробей", проведенного 20.03.2020г. в рамках предметной недели....

Конспект урока (технологическая карта урока) по учебному предмету «Окружающий природный мир»

Конспект урока(технологическая карта урока)по учебному предмету «Окружающий природный мир».Тема: «Признаки весны» для обучающегося 5 класса (по адаптированной основной общеобра...