Главные вкладки

    Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
    план-конспект урока (5 класс) на тему

    В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контроля, графический диктант, работа в группах, взаимопроверка и самопроверка. В конце урока ребята украсили поляну цветами - это была оценка своей работы на уроке и рефлексия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
    Сложение и вычитание десятичных дробей.

    ФИО (полностью)

    Георгиева Надежда Алексеевна

    Место работы

    МБОУ « Пажгинская СОШ »

    Должность

    Учитель математики

    Предмет

    математика

    Класс

    5

    Тема и номер урока в теме

    Сложение и вычитание десятичных дробей. (первый урок).

    Базовый учебник

    1.Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012

    1. Цель  урока: выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей; отработать приемы сравнения десятичных дробей.

    1. Планируемые результаты:  учащиеся научатся  складывать и вычитать десятичные дроби; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

    10. Задачи:

    - образовательные (формирование познавательных УУД):  

           научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:  «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь. Решать задачи и примеры по данной теме.

    - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

           умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

    - развивающие (формирование регулятивных УУД)

    1.        развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    11.Тип урока : усвоение  новых знаний.

    12 .Методы:

    • по источникам знаний: словесные, наглядные;
    • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
    • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
    • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

    13.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

    14.Организация деятельности учащихся на уроке:

    -самостоятельно выходят на проблему и решают её;

    -самостоятельно определяют тему, цели урока;

    -работают с текстом учебника;

    -работают с технологической картой при выполнении заданий;

    -отвечают на вопросы;

    -решают самостоятельно задачи;

    -оценивают себя и друг друга;

    -рефлектируют.

    15.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (технологическая карта, карточки с дополнительным заданием, карточки с домашним заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point

    16.Структура и ход  урока

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я.

    (прилагается).



    Предварительный просмотр:

    План – конспект урока по математике в 5 классе.

    Составила: Георгиева Надежда Алексеевна.

    Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

    Цель:  совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

    Задачи:  1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

                    2. Выработка умений сложения и вычитания десятичных дробей;

                    3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

    Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

    Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.

     

    Этап урока

     Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    Самоанализ урока

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Приветствие  учащихся. (Урок в кадетском классе, приветствие с рапортом)

    Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с оцениванием на уроке

    Будь внимателен, дружок,

    Начинаем мы урок.

    Предстоит тебе опять

    Решать, отгадывать, считать.

     Уточнение критериев оценки

    Регулятивные:

    -Организация  своего рабочего  места.

    Коммуникативные:

    -Умение  вступать в диалог(отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

    Познавательные:

    -Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

    2 минуты 

    II. Повторение пройденного материала.

     Проверка дом. задания

    1.Устная работа (слайд 1)

    1.1.Прочитайте дроби:

    3,5;  0,375;  110,07;  61,981;  3,51

    1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

    1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

    наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

    - Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

    -Вопрос-ответ с использованием базового листа контроля

    1.4. восстановите запись:(слайд 3)

    2,*1< 2,*02;

    6,413> 6,4*8;

    1,892  <1,*;

    50,683  < 50,6*

    2.Самостоятельная работа (слайд 4)

    2.1. Графический диктант

    1. 5 8/13+ 4 7/13= 9 15/13= 10 2/13
    2. 5-3/15=4 15/15-3/15=4 2/15
    3. 2 4/9-1 7/9=22/9-16/9=6/9
    4. 4 1/5 +3 2/5 =7 3/10
    5. 6,837> 6,829
    6. 43,24<43,127
    7. 0,527=0,572
    8. 9/10 – 5/10=4/10
    9. 8/10+5/10=13/10
    10. 3 4/10 +2 6/10=6

    Взаимопроверка.

    -Правило сравнения десятичных дробей.

    -Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем дробные части

    - - - ^ - ^ ^ - - -

    Коммуникативные:

    -Умение выражать свои мысли полно и точно.

    Регулятивные:

    -Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные:

    -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

    15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос с использованием базового листа контроля.

    Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел, сравнение дробей.

    Развитие самостоятельности.

    III.Физкультминутка.

    Раз – поднялись, потянулись

    Два – согнулись, разогнулись

    Три в ладоши три хлопка

    На четыре – три кивка,

    Пять руками помахать,

    Шесть – тихонько сесть.

    (Можно физминутку  из презентации музыкальную)

    3 минуты.

    Здоровьесберегающая технология.

    Физкультминутка проведена с заданием на проверку вычислительных навыков.

    IV.Постановка темы и цели урока.

    1.Историческая справка.

    Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица « Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть  в тяжелое, трудное положение)

    Я думаю, что мы выдержим все испытания, которые сегодня встретятся у нас на пути, и вместе преодолеем трудности. Родина этой картины - Египет. Она необычна для непосвященного зрителя.  (слайд 6) Что здесь изображено?    ( В Древнем Египте так изображались обыкновенные дроби)

    -Как можно еще записать дробь 1/10?

    -Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать? Давайте посмотрим на экран. Вы встречали такую запись

    ( чек из магазина, на котором товар и его стоимость)

    Каких знаний нам не хватает, чтоб узнать стоимость?

    - Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

     

    0,1. Это десятичная дробь.

    - Складывать и вычитать.

    Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

    2 минуты. На  данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

    V. Изучение нового материала.

     Решение задачи (слайд 7)

    -Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

    С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

    - Что необходимо найти по условию задачи?

    - Как же это сделать? Попробуйте решить самостоятельно.

    Давайте сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (Работа в группах).

    Вам дается набор предложений, вы  должны расположить их в том порядке, как считаете правильно ( разместить ответ на доске).

    Работа с учебником. Откройте учебник  (стр    ), найдите формулировку алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Проверьте, правильно ваша группа  выполнила задание. Работа с базовым листом контроля (знакомство с правилами сложения и вычитания дробей)

    Запись задачи, пояснения, ответ.

    Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

    -сравнять количество знаков после запятой;

    -записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

    -выполнить сложение (вычитание) , не обращая внимания на запятую;

    - поставить в ответе запятую.

    Регулятивные:

    -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

    Познавательные:

    -находить и выбирать способ решения.

    -прогнозировать результат вычисления.

    -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

    8 минут.

    На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована групповая и  фронтальная работа.

    VI. Первичное закрепление.

    1.Историческая справка

    Большие заслуги в развитии учения о десятичных дробях принадлежат Джеймшиду ал-Каши (15 век, древняя Азия).В 1427 г. в книге «Ключ к арифметике» он описал систему десятичных дробей.

    В Европе о десятичных дробях первым изложил голландский математик, инженер, посвятивший вопросу труд под названием «Десятина» (1585г) Он записывал дроби не так, как это делают теперь. Посмотрите внимательно на эту «картину» и ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывал ученый в цифры 0 и 2 ?»

    (слайд 8)

    30  812

    (3,81. Запятая в записи десятичных дробей впервые появилась в трудах Непера)

    2.На данном рисунки каждому числу соответствует буква. (слайд 9) Выполните задание. Зачеркните в таблице ответы и  буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

    0,5+12,38=12,88           м

    12,88-7,62=5,26            о

    3,875+10,35=14,225     л

    4,99-0.535=4,455          о

    26,3+24,7=51                 д

    0,7-0,04=0,66                е

    5,7 +3,28 =8,98             ц

      Дети записывают решение и ответ

    Коммуникативные:

    -умение выражать свои мысли полно и точно.

    10 минут.

     На этом этапе проводится первичное закрепление  умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения   цели  урока.

    VIII. Рефлексия.

    Вот и подошел к концу наш  урок.  

      Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

    Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – украсьте нашу поляну жёлтыми цветочками, кому было тяжело – синенькими. А кому не интересно было с нами путешествовать – красными.

    Учащиеся крепят свои цветочки на доску

    Регулятивные:

    -оценивать свою работу.

    3 минуты.

    Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

    IX.Домашнее задание.

    X. Итог урока.

    №№1255(1ст), 1256(1 ст), 1257

    2минуты.

    Время отведённое на все этапы урока, было соблюдено.

    Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.

    Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

    Спасибо за урок!

    Молодцы!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    с. Пажга 2016г. Выполнила учитель математики Георгиева Н.А.

    Слайд 2

    Сравните десятичные дроби а)7,025 и 7,046; б)23,402 и 23,4; в)0,742 и 0,74189; г)6,081 и 6,04; д)94,075 и 94,938

    Слайд 3

    Поставьте нужные знаки между числами а)4,3** и 4,7**; б)**,412 и *,9*; в)0,742 и 0,741**; г)*,*** и **,**; д )95,0** и *4,*3*.

    Слайд 4

    Графический диктант 5 8/13 + 4 7/13 = 9 15/13 = 10 2/13 5 - 3/15 =4 15/15-3/15 = 4 2/15 2 4/9 - 1 7/9=22/9-16/9=6/9 4 1/5 + 3 2/5 =7 3/10 6,837> 6,829 43,24<43,127 0,527=0,572 9/10 – 5/10=4/10 8/10+5/10=13/10 3 4/10 + 2 6/10 =6 - ^ -^ - - ^^ - -

    Слайд 5

    Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей » Цели: вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей , научиться складывать и вычитать десятичные дроби , развить внимание и аккуратность в оформлении заданий, р аботать в паре и группе.

    Слайд 6

    Выполните упражнение 95,3+16,87

    Слайд 7

    Выполните действие а) 43,76+8,543; б) 13,275-3,39 Дополнительное задание Найдите значение выражения: 37,81-23,738-(2,56+1,34)

    Слайд 8

    Ответы а) 52,303; б) 9,885. дополнительное задание: 10,172

    Слайд 9

    Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово.

    Слайд 10

    Задание на дом: Выучить алгоритм сложения и вычитания . № ; 1255(1ст), 1256(1 ст ), 1257 дополнительно: решить тест №1 на сайте Сервис проверки знаний учащихся Вывести алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. Научиться складывать и вычитать десятичные дроби. Р азвить внимание и аккуратность в оформлении заданий. Работать в паре и группе.

    Слайд 11

    Сегодня я узнал…… Было интересно….. Было трудно…. Мне захотелось… Меня удивило….. Урок дал мне для жизни…..

    Слайд 12

    Желаю всем успехов и хорошего настроения!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сложение и вычитание деятичных дробей, 5 класс, по учебнику Н.Я.Виленкин

    тренировать умение складывать и вычитать десятичные дроби, используя свойства сложения и вычитания чисел; Урок закрепления знаний, умений, навыков....

    Технологическая карта урока математики в 5 классе.Тема "Сложение и вычитание десятичных дробей".

    Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОСПредмет МатематикаКласс 5 классУМК :Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я.Виленкин и др..Тема Сложение и вычитан...

    Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

    Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....

    Технологическая карта урока на тему «Роль бактерий в природе и жизни человека» ( Биология 5 класс)

    Данный материал может быть использован на уроках биологии (ФГОС) 5 класс...

    Технологическая карта урока УМК Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. "Rainbow English" 5 класс "Свободное время. Введение лексических единиц"

    Данный открытый урок был дан мною 25.01.2018г. в 5в классе. С данной группой учащихся работаем вместе со второго класса. Высокий уровень познавательной активности, мотивации, владения речевыми навыкам...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ТРАНСФОРМИРУЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ (с фотоотчетом о результатах работы) в 5 классе по теме: "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры" (Бурмистровой Е.Ю.)...

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....