Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
    план-конспект урока по математике (5 класс)

    Осипова Оксана Владимировна

    Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Предмет:  математика  

    Класс:  5

    Учитель: Осипова Оксана Владимировна

    Тип урока:  урок совершенствования способов действий.

    Средства, обеспечивающиеучебный процесс на уроке: Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. /Н.Я Виленкин , В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург.- М.:Мнемозина,, 2014-280с, раздаточный материал, интерактивная доска, плакат.

    Тема

    Сложение и вычитание десятичных дробей

    Цель  урока

    познакомить обучающихся со способами сложения и вычитания десятичных и обыкновенных дробей

    Задачи

    Предметные задачи:

    создать условия для развития у обучающихся умения:

    -переводить обыкновенные дроби в десятичные;

    -выполнять сложение и вычитание десятичных и обыкновенных дробей;

    -решать задачи практического содержания;

    Метапредметные и личностные задачи:

    создать условия для развития у обучающихся умения:

    -использовать знаково-символические средства при решении учебных задач;

    -осуществлять взаимодействие в группе;

    -осознавать ответственность за общее дело;.

    Основные понятия

    Десятичная дробь, обыкновенная дробь

    Формы урока

    фронтальная,  групповая

    Используемые технологии и методы

    Знаково-символическая технология, перспективно-опережающее обучение.

    Этапы урока

    Ход урока

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Вводно-мотивационный этап.

    Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что сегодняшний урок  мы проведем вместе. И надеюсь, что он пройдет в хорошем настроении, а главное  будет полезным для вас.

    Вначале давайте повторим символы, с помощью которых мы определяем  виды деятельности, которые могут быть на уроке.

    Если перед нами встанет проблема-?, если будем решать задачу-₪, а если нужно применять умения-!, если понадобится составить схему, таблицу, алгоритм +.

    Завтра последний день зимы, и затем к нам придет весна. А весной вся природа просыпается и начинает движение. Так давайте приведем в движение наши умы. Возьмите листок с надписью «Шифровка»  и обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.

    Шифровка.

    Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.

    1)Весна по календарю приходит в мае.

    2) Исчезающий вид растений: подснежник занесен в красную книгу.

    3)Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.

    4)Доброе дело – после схода снега убрать мусор на улице.

    5)Март последний месяц весны.

    6)Ручейки весенние журчат и звонко бегут в реку.

    7)Отверстие для сбора сока  в стволе березы можно делать только мелким сверлом, чтобы не навредить дереву.

    8)Березовый сок содержит много полезных веществ.

    Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать.

    А какие виды дробей вы знаете?

    В задании шифровка неверными оказались высказывания под номерами 1,3,5. Какое задание вы можете предложить с этими цифрами и картинкой на слайде? (составить наибольшую и наименьшую десятичную дробь так, чтобы целая часть содержала только одну из данных цифр, каждую цифру можно использовать один раз.) 

    Над чем нам предстоит поработать? (над задачей) 

    Ребята,  поставьте полученные дроби в условие следующей задачи.

    Когда наступает весенний разлив реки, бобры любят поплавать. Собственная скорость бобра 5,31 км/ч, а скорость течения реки 1,35 км/ч.

    1) Какова скорость бобра, если он плывет по течению реки?

    2) Какова скорость бобра, если он плывет против течения реки?

    Чтобы ответить на первый вопрос задачи, что надо сделать? (сложить дроби).

    А чтобы ответить на второй вопрос задачи, что надо сделать? (вычесть дроби).

    Как мы сформулируем тему урока на основании ваших ответов? (сложение и вычитание десятичных дробей).

    Запишем число, классная работа и тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей. А мы умеем выполнять эти действия?  Кто напомнит правило? Какую цель можем поставить для себя на урок?

    Ну что ответим на вопросы в задаче?

    1. 5,31+1,35=6,66 км/ч- скорость бобра по течению.
    2. 5,31-1,35=3,96 км/ч- скорость бобра против течения.

    Настраиваются  на работу;

    вспоминают значение символов;

    активизируют соответствующие мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

    самостоятельно определяют следующий вид задания;

    формулируют тему и цель урока;

    Учитель приветствует учащихся,  предварительно рассадив их по группам, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на работу;

    активизирует в памяти значение символов;

    активизирует познавательные процессы;

    с помощью наводящих вопросов подводит к самостоятельной постановке обучающимися темы и цели урока;

    Операционно-познавательный этап.

    С наступление весны лед на пруду начал таять. За одну неделю растаяло 0,4 м льда, а за вторую неделю на 1/ 5 меньше. Сколько метров льда растаяло за вторую неделю?

    Может к этой задаче добавить еще один символ? А в чем здесь проблема? Так может, скорректируем цель нашего урока?

    Обсудите в группах способ  решения этой задачу.

    А какой из способов мы выберем? Чаще в жизни встречаются  дроби десятичные, и даже на экзамене по математике нужно все ответы записывать в виде десятичных дробей, поэтому нам лучше усвоить 2 способ.

    +на что нас нацеливает этот знак? (на составление правила, алгоритма). Нам нужно составить алгоритм, по которому мы будем работать, когда в задании нам встречается и обыкновенная и десятичная дроби.

    1 и 3 группе я предлагаю сложить пазл с алгоритмом, а 2 и 4 составить стихотворный алгоритм.

    К заданиям, какого символа нам уже нужно переходить? А зачем? (закрепить алгоритм, отработать новое умение)

    Самыми применяемыми дробями и в математике и в жизни являются следующие. Поэтому сейчас мы с вами изготовим весеннюю закладку-памятку, которую в конце урока вы подарите друг другу.

     Положите памятку перед собой, она вам еще понадобится. 

    определяют проблемную ситуацию;

    корректируют цель урока;

    -обсуждают в группах способ решения;

    составляют алгоритм действий;

    применяют составленный алгоритм;

    создает условия осознания обучающимися внутренней потребности к построению нового способа действий;

    анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной;

    организовывает решение типовых заданий;

    Контрольно-оценочный этап.

    Ребята к вам за помощью обратилась директор вашей школы! Внимание на экран.

     Какие символы можно применить к данной ситуации? Поможем? Попробуйте решить задачу в группах.  

    В виде чего у вас закладка?

     У подснежника есть еще одно название (молочный цветок), чтобы узнать его каждому участнику группы нужно будет выполнить цепочку вычислений.

    2,5+3,4=         + =        - 3,32=          - =        

    2,18+0,07=        -   =         +3,2 =          - =      

    5-3,4=         +2,2=         -=          +=

    3+0,875=       - 0,25=        -=        +0,5=

     (Каждая группа по очереди называют свои ответы и открывают букву на слайде, получается слово «молоко»).

    применяют новый способ действий для решения задачи

    создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

    4.

    Этап рефлексии и подведения итогов урока.

    Наш урок подходит к завершению. Какие задачи мы ставили на урок?

     Достигли мы их?  Подумайте, задания, какого символа больше всего вам понравилось? А теперь можете подарить закладку своему однокласснику.

    осуществляют самооценку

     собственной учебной

    деятельности, соотносят цель и результаты.

    Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

    Цели: Обобщить изученный материал.Закрепить знания, умения и навыки  сложения и вычитания десятичных дробей в ходе   решения задач.Расширение межпредметных связей в процессе изучения те...

    разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

    Этот урок я проводила в 5 классе. Была проведена предварительная работа с ребятами по оформлению кабинета, проведена самостоятельная работа, результатом которой стало определение учеников в вагоны "ку...

    Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей".

    Урок в технологии деятельностного метода. 5 класс. УМК Виленкин Н. Я....

    План-конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" (урок-путешествие "СОЧИ - 2014")

    Тип урока: урок решения задач.Форма проведения урока: урок – путешествие.Цели урока сформулированы с учётом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся.Структура урок...

    Методическая разработка и презентация к уроку математики по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе

    Урок проводится в 5 классе после изучения темы «Десятичные дроби». Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса. Тип урока:...

    Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

    В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...