Главные вкладки

    Конспект урока математики на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс
    план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

    Леонова Елена Даниловна

    Сложение и вычитание десятичных дробей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                     Урок математики  5 класс

     Тема: «Сложение и вычитание десятичных  дробей».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Цель урока:  организовать деятельность учащегося по повторению разрядных единиц десятичных дробей, сложение и вычитание натуральных чисел, сравнение десятичных дробей. Содействовать формированию разработки алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей, умению совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания десятичных дробей.

    Задачи

    Предметные - создать условия для

    • развития логического мышления; умения анализировать; проводить сравнения; группировки по заданным критериям;
    • формирования научной грамотности математической  речи;
    •  самопроверки и анализа своих ошибок.

     Метапредметные-

    • Организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия нового;
    • Способствовать ощущению успешности каждого в открытии нового;
    • Содействовать развитию умений слушать и слышать друг друга в совместной

     деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении,  принимать

     общее решение, делать вывод;

    Личностные-

    • предоставить возможности для формирования потребности в согласовании

    действий с партнером, принятия учета других мнений и позиций в совместной деятельности.

    Структура урока:

    1. Организационный момент
    2. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации
    3. Объяснение нового материала
    4. Закрепление изученного материала
    5. Подведение итогов урока
    6. Домашнее задание
    7. Рефлексия

                                   

       

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности:

    На доске записаны карточки с числами и буквами.

    - Что вы видите? (десятичные дроби и буквы.)

    -Какие математические действия  с этими числами вы можете предложить? (дети предлагают версии, одна из них; расположить числа в порядке возрастания)

    - Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте запись.

    Учащиеся работают.

    - Что вы получили?

    Учащиеся показывают результат работы, при необходимости корректируются ошибки.

    - Прочитайте, что получилось.      (В добрый путь.)

    -Как вы думаете, какое отношение к нашему уроку имеет эта фраза? (вы нам желаете удачи, успешно узнать что-то новое)

    - Молодцы, путь к новым знаниям – это добрый путь.

    - Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. С чего вы начнёте свой путь к успеху?

     - С  того, что мы уже знаем.

     - Как вы обычно это делаете?

    Выполняем различные задания, чтобы понять, чего мы не знаем. Потом сами ищем новый способ, составляем  правило или алгоритм. 

    - Почему важно, чтобы вы сами находили новый способ действия?

    - Так мы лучше поймём и усвоим новое, научимся учиться.

    -Как вы думаете, чем на этом уроке мы будем заниматься?

     Сравнивать десятичные дроби? Мы уже умеем.

    -Что еще с десятичными дробями  можно сделать?

    (варианты: сложить и вычесть)

    Определение цели и задачи урока.

    - Какова же цель  нашего урока? - Научиться складывать и вычитать десятичные дроби (учитель добавляет - построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.)

    - Уточним тему урока.

    - Сложение и вычитание десятичных дробей.

    На доске дописывается тема урока.

    ( ребята записывают тему урока в тетрадь). 

    - Начнем? Вы готовы? (да)

    2. Актуализация знаний.

    На доске записываются несколько чисел:

            

    - Разбейте числа на  группы. Какие группы получились?

    - Десятичные  дроби и натуральные числа.

    -Какие математические действия можно выполнить с этими числами

    ( показывает на натуральные числа)?

    - Давайте сделаем сложение и вычитание натуральных чисел.

    - Найдите значения выражений (в тетрадях)

    389 + 7651; 3457 – 1246

    - А какие математические действия можно выполнить с этими числами? (учитель показывает на доску с группой десятичных чисел)

    - прочитать их, сравнить.

    - Сравните: 

    3, 89 и 7, 651; 34,57 и 1,246  

    А какие еще математические действия  можно сделать с этими десятичными дробями? (сложить и вычесть)

    -Попробуем сделать это самостоятельно?  (да)

    Учащиеся пытаются сложить и вычесть дроби.

    - Почему возникли затруднения и разные способы вычислений?

    - Мы не знаем, как правильно складывать и вычитать десятичные  дроби.

    Динамическая пауза. Учитель предлагает всем выполнить несколько круговых движений головой.

    3. Объяснение нового материала

     -Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? (попробуем)

     Давайте 1 группа попробует составить правило сложения десятичных дробей, а 2 группа составить правило вычитания десятичных дробей. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить.

    (Каждая группа получает карточки с текстом, для составления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.) На работу отводится 3 минуты.

    Текст на карточках:

    Чтобы сложить(вычесть) десятичные дроби, нужно

    • Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
    • Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
    • Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
    • Поставить в ответе запятую под запятой.

    По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

    - Где можно проверить правильность своих выводов?

    - В учебнике.

    - Откройте учебник найдите (стр.221) и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.

    - Похожи.

    -Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби? (для решения уравнений, для решения задач)

    -А давайте попробуем выполнить задачу?  

    Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку: встаньте со своих мест, покажите руками знаки сложения, вычитания, умножения, деления. А теперь подпрыгните столько раз, сколько получится, если к 1,2 прибавить 1,8 (дети садятся)

    Задача1:

     Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 24,5 км/ч, а скорость течения реки 2,15 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

    - Как вы думаете , какая скорость больше собственная или скорость по течению?

           -скорость по течению больше.

    -Тогда какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?             - Найти сумму чисел: (24,5+2,15)

    -Почему?

     Течение помогает двигаться быстрее.

    -А что больше собственная скорость или скорость против течения?

    Собственная скорость больше, потому что течение затрудняет движение.

     - Так чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать?                   Найти разность чисел: (24,5-2,15)

    -Попробуем?

    Один ученик работает у доски и комментирует свои действия.

    - Как вы думаете, где возможна ошибка при выполнении   таких  заданий?

    - При записи десятичных дробей поразрядно. При применении алгоритма. При вычислениях.

    Работа с самопроверкой по эталону.

    - Готовы проверить, научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?  

    - Да.

    4. Закрепление изученного материала

    -  Выполним задания №863, 864, 866. 

    – Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «-»

    - Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «-».

    – Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!

    - А всем остальным надо найти свои ошибки. В чём была причина ваших ошибок?

    - Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.

    - Не приписал нули.

    - Ошибся в вычислениях.

    - Учтите эти ошибки и больше их не повторяйте.

    5. Подведение итогов урока

     -Что нового для себя узнали?

    − В чём затруднялись?

    − Чему научились?

    − Какую проблему ставили на уроке?

    − Удалось ли нам её решить?

    6. Домашнее задание.

    выучить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей на стр. 221,  №865, 867, 871, 873,875

    Дополнительно:

    По желанию творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которую вы  можете встретить в жизненной ситуации.

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    – Оцените удовлетворенность   своей учебной деятельности  на уроке.

     Фамилия_____________________________        Имя___________________________________

    Удовлетворенность своей работой на уроке

    Можно обвести  смайлик. 36_2_2536_2_2436_2_27

    Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи.  

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План -конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей", 5 класс

    В папку входит  план- конспект  урока  в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" , презентация к уроку, технологическая карта.  Конспект урока с использованием Э...

    Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 Классе

    Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». В  Программе по математике для 5-6 классов автора В. И. Жохова сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Сос...

    Конспекты уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс

    В данной папке собраны конспекты 6 уроков по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" 5 класс. УМК Виленкин...

    Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

    Заключительный урок в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

    конспект урока математики в 6 по теме десятичные дроби и проценты

    Урок разработан по УМК "Сферы" на основе системно-деятельностного подхода....