Главные вкладки

    Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы
    план-конспект урока по математике (7 класс) на тему

    Конспект урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями", 7 класс адаптивной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок математики 7 класс42.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема

     «Сложение и вычитание десятичных дробей с разными знаменателями»

    Шмырёва Т.В. ,

    учительматематики КОУ ОО

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    Цель урока

    Формировать правило сложения и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.

    Задачи

    1. Отрабатывать навык практического применения правила сложения и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.

    2. Развивать операции мыслительной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение, конкретизация; развивать и обогащать математическийсловарь.

    3. Воспитывать навык коммуникативности в работе, навык самоконтроля, взаимооценивания, мотивацию к учению.

    Тип урока:

    Изучение и первичное закрепление новых знаний.

    Организационные формы общения:

    Индивидуальная,парная,коллективная,групповая.

    Наглядные пособия:

    Карточки-задания для индивидуальной работы, презентация.

    Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов

    специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2011

    Используемая литература:

    Интернет-источники, учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2011 г.

    Авторская разработка: физминутка, электронные дидактические пособия, электронные тренажёры.

    Ход урока

    Слайд

    I.Орг.момент

    1. Рефлексия

    Звенит звонок,

    Мы начинаем наш урок

    И я хочу, чтобы каждый из вас

    В конце урока мог сказать:

    «Сегодня я искал, творил.

    И знания новые открыл,

    И то, что мне пришлось узнать, смогу я в жизни применять»

            Знаменитый греческий учёный Архимед,когда совершил очередное открытие, воскликнул: «Я нашел!», что в переводе на греческий означает «Эврика!». Наш урок предлагаю провести под таким же девизом. Пусть это будет не совсем обычный урок, а урок - открытие, на котором вы будете составлять алгоритмы вычисления, выводить новые правила,  находить правильные решения.

    2. Гимнастика мозгаСлайд

    - Чтобы вам легче это было сделать, нужно настроить ваш мозг на работу.

    Упражнение «Архимед»

    - ноги на ширине плеч, руки скрестить на груди, голову опустить, глаза закрыть.

    - напитываемся энергией, поднимаем голову, делаем массажные движения тыльной части головы и продавливаем точку над носом «Третий глаз»

    - разводим руки в стороны и откроемся миру для новых правильных решений.

    3. Проверка готовности к уроку.

    - Проверить наличие учебных принадлежностей.

    Слайд

    4. Критерии оценивания.

    - Изучая математику, мы так мало говорим о людях, которые создали эту науку и совершали великие открытия, поэтому сегодня я бы хотела вас немного познакомить с Архимедом. Величайший учёный Древней Греции постоянно занимался вычислениями, размышлял, что-то придумывал, забывая о сне и еде. На уроке мы тоже будем совершать небольшие открытия, которые, надеюсь, пригодятся вам в жизни. Мы будем работать все вместе,будете обсуждать правильность ответов в парах, проведём небольшую самостоятельную работу по карточкам, а в конце урока вы оцените себя и своих товарищей.

    Слайд

     (Какие ответы на уроке оценивают на «5», на «4» и на «3»?)

    5. Историческая справка.

    - Архимед в своей жизни совершил очень много открытий в физике, астрономии, инженерном деле, о некоторых из них вы узнаете на уроке, о других, если вас заинтересует его история - прочитаете сами.

    Но вы должны знать самое главное, что многими из его открытий, сооружений люди пользуются до сих пор.

    (слайд) (открытия Архимеда)

    Винтообразный насос, открытый при изучении спиралей, использовался для орошения земель в долине Нила еще в древности. «Архимедов винт» широко применялся для откачки воды из шахт, а ныне составляет рабочий элемент во многих приборах, например, в мясорубках и бетономешалках. 

    II. Актуализация опорных знаний.

    - Архимед говорил, что всё в жизни и в природе должно находиться на своём месте. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и подумать, какая проблема в нём рассматривается.

    Слайд

    Отрывок из мультфильма.

    - Одна запятая могла бы лишить человека жизни.

    - Как вы думаете, в математике запятая тоже играет очень важную роль?

    Слайд

    - Изменяется ли число и как это важно?

          134; 13,4; 1,34; 0,134. (деньги, лекарства - ошибка в долях грамма, архитектура-неправильно поставленная запятая в долях миллиметра при строении дома…)

    Вывод.

    Итак, мы с вами изучаем большой раздел математики «Десятичные дроби».

    - Огромен вклад Архимеда в математику.

    В 3 веке до н.э. Архимед разработал систему обозначения чисел. Наряду с натуральными числами стали применять и дроби – числа, составленные из целого числа и долей единицы.

    Определение темы урока

    Работа в парах.

    Слайд

    Составить план изучения темы «Десятичные дроби». (на партах)

    - Определить цель урока.

    - Мы учились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, а сегодня будем учиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

    Слайд

    Цель

    Учиться складывать и вычитать десятичные дроби с разными знаменателями.

    Слайд

    - Определить задачи урока.(«Ступени открытия»)

    - Вспомним, как читают десятичные дроби, как их записывают, сравнивают, приводят к общему знаменателю, складывают и вычитают десятичные дроби с одинаковыми знаменателями.

    - Узнаем, как складывают и вычитают десятичные дроби с разными знаменателями.

    - Научимся применять полученные знания на практике.

    Повторение

    Слайд

    Задание № 1. Электронное задание

    Назвать десятичные дроби в порядке возрастания.

    13,4; 13,5; 13,54; 1,45; 13,543, 145

    Проверка на слайде.

    Вывод – Правила сравнения десятичных дробей.

    Слайд Задание № 2.

    Привести эти десятичные дроби к общему знаменателю.

    Проверка на слайде.

    Вывод – Правила приведения десятичных дробей к общему знаменателю.

    - Какое ещё правило встретили?

    - Любое целое число можно записать десятичной дробью.

    Слайд

    Задание № 3. (Индивидуальные карточки)

    Проверить, будет ли от запятой зависеть правильность решения примеров.

    Расставьте в следующих равенствах запятые:

    1. 32 + 1,8=5         
    2. 7,36-336=4
    3. 63 - 27=60,3
    4. 3 + 108=4,08        

    II группа 3 примера

    Проверка – на слайде.

    Вывод - Запятая играет большую роль. Сначала складываем или вычитаем целые числа, потом десятые доли, сотые и тысячные.

    Слайд

    - Объяснить решение примеров на сложение и вычитание десятичных дробей с одинаковыми знаменателями по алгоритму.

    Вывод

    Правило сложения и вычитания десятичных дробей с одинаковыми знаменателями на доске.

    III. Изучение нового.

    - Архимед не очень любил теорию, все решения пробовал брать из жизненного опыта.

    - Как вы думаете, опираясь на ваш опыт, подойдёт ли это правило для выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.

    Слайд

    - Все ли примеры можно решить, пользуясь этим правилом? (не все)

    - Рассмотреть решение примеров по слайду.

    - Составление плана на доске. (Какой пункт нужно дополнить?)

    Слайд

    Физминутка и Электроннаяфизминутка для глаз

    Архимед стал автором множества открытий и изобретений, которые стали известны во всем греческом мире: одно из них - военные метательные аппараты. Неприятель, решивший укрыться у стен города, был обстрелян метательными машинами, изобретенными гениальным ученым. С помощью мощных кранов защитники города поднимали римские корабли вверх, переворачивали их и топили. Также легенды рассказывают, что римский флот защитники города смогли сжечь с помощью изобретенных Архимедом зеркал, которые отражали солнечные лучи.

    А ещё Архимед очень любил наблюдать небо, занимался сложными теоретическими построениями, провел громоздкие расчёты для определения размеров Вселенной. Одним из важнейших исследований Архимеда в области астрономии было вычисление расстояний между планетами. 

    Следим за предметами на слайде, в конце закрыть глаза, расслабиться под музыку, считаем до 5, открываем глаза.

    III. Закрепление изученного материала

    слайд

    Задача.

    -Что записано на слайде?

    (краткая запись к задаче)

    - Хватит ли этих данных для решения задачи?

    - Нет условия и некоторых данных. Учебник, стр. 228   №768

    (Решение задачи по вопросам на доске)

    - Какие знания помогли решить задачу?

    Слайд

    Архимед очень любил составлять различные шарады и задавать друзьям вопросы, на которые он уже заранее знал ответы. Это позволяло им думать, размышлять.

    2.  Выполнить решение примеров, проверить ответы и найти «лишний», если есть.

    По одному примеру у доски, остальные - самостоятельно.

    Iгруппа  - стр. 227     №    а) 1, 2 столбик

       б) 1, 2 столбик

    II группа - стр. 227    №    а) 3 примера

             б) 3 примера

    Проверка – на слайде.

    IV. Подведение итогов.

    - Возвращаемся к началу нашего урока и его основной фразе, что всё должно быть на своём месте.

    (слайд)

    - Собрать правило сложение и вычитания десятичных дробей с разными знаменателями.

    Слайд

    Назовите основную цель урока.

     (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби с разными знаменателями)

    Слайд

    2. «Ступени открытия» (по щелчку)

    - Определить задачи урока.

    - Вспомнили, как читаются десятичные дроби, как их записывают, сравнивают, приводят к общему знаменателю, складывают и вычитают десятичные дроби с одинаковыми знаменателями.

    - Узнали, как складывают и вычитают десятичные дроби с разными знаменателями.

    - Научились применять полученные знания на практике.

    V. Выставление оценок.

    Слайд

    - Оценить работу своих учащихся на уроке самостоятельно и с помощью учителя.Критерии.

    - Кому из класса можно сегодня сказать, что он сделал много открытий и работал отлично, а кому нужно ещё постараться.

    Слайд

    Рефлексия.

    - Сейчас вы должны оценить своё внутреннее состояние.

    Мы с вами в этом году прощаемся, на память я приготовила вам закладки, может быть, глядя на них в следующих классах вам захочется делать ещё больше открытий для себя.

    «Ступени открытий» - взять закладку с девизом «Эврика» с той ступени, которая ближе всего вашему внутреннему состоянию.

    1-я ступень…Я расстроен, потому что ничего не понял на уроке.

    2-я ступень… Я взволнован, потому что кое - что не понял на  уроке.

    3-я ступень…Я доволен, потому что мне всё было понятно на уроке.

    Слайд

    Домашнее задание.

    - С каким учёным познакомились сегодня?

    - Какие открытия вам запомнились?

    Дополнительно.

    Историческая справка.

    Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица «Попасть в дроби». Как вы думаете, что она означает? (Попасть  в тяжелое, трудное положение)

    Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый аль - Каши Джемшид Ибн Масуд в начале XV века. Записывал он дроби так же, как принято сейчас, но не использовал запятую: дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Но в Европе об этом не знали, и только через 150 лет учёный Симон Стивен записал десятичные дроби довольно сложно: вместо запятой нуль в кружке. Запятую или точку для отделения целой части стали использоваться с XVII века. В России о десятичных дробях изложил Л. Ф. Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики "Арифметика, наука числительная".

    В США, вместо запятой используют точку. В связи с бурным развитием программирования точка используется все чаще.

    - Я надеюсь, что все знания, полученные на уроке вам пригодятся в жизни.

    Слайд

    Мы заканчиваем наш урок

    И я думаю, что каждый из вас

    Сейчас может сказать:

    «Сегодня я искал, творил.

    И знания новые открыл,

    И то, что мне пришлось узнать, смогу теперь я в жизни применять»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по алгебре для 8 класса. Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.

    Цели урока:-         закрепить правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями;-         ...

    План - конспект урока на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

    План-коспект открытого урока в 6 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

    разработка урока по математике 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

    Конспект и презентация к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

    Урок математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы

    Конспект урока математики по теме "Нахождение десятичной дроби от числа", 7 класс адаптивной школы....

    Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

    Данная разработка представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС и презентацию к уроку....