разработка урока по математике 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"
план-конспект занятия по алгебре (5 класс) по теме

Конспект и презентация к уроку "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Тип урока: урок – изучение нового материала

Цели урока: 

образовательные:   повторить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; ввести правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями;

развивающие: развитие вычислительных способностей, внимательности,   вариативного мышления, умения осуществлять само- и взаимоконтроль;  

 воспитательные: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: проектор, интерактивная доска,

Раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки-алгоритмы.

Ход урока:                                  

Этап урока                             

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовцев

Самоопределение к деятельнос-ти (орг. момент)

3 мин.

Приветствие

- Ребята, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

Слайд 1.

- Ребята, какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти?

Слайд 2.

- В древности и в средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. Римский оратор Цицерон писал: «Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику».

Слайд 3.

-В Древнем Египте Действия с дробями могли производить только самые просвещённые люди своего времени – жрецы, и знания свои они хранили в глубокой тайне. Сейчас действия с дробями может производить каждый уважающий себя пятиклассник.

- Чему мы уже научились?

 -  Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей мы продолжим продвигаться?

Приветствуют преподавателя.

Записывают число, «Классная работа».

Отвечают на вопрос учителя:

- мы начали изучать тему: «Обыкновенные дроби».

Слушают объяснение преподавателя.

Отвечают на вопросы преподавателя:

 - сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к общему знаменателю, сравнивать дроби с равными знаменателями, с равными числителями;

- мы должны научиться производить с ними арифметические действия.

Актуализа-ция знаний и фиксация затруднений в деятель-ности

7 мин.

Слайд 4.

- Выполните задания, предложенные в презентации:

- Какая из дробей лишняя; почему?

 ; ;

- Сравните дроби:

 

- Какие правила сравнения дробей вы использовали?

Слайд 5.

Математики Древнего Египта вместо обычных знаков + и – использовали знаки «идущие ноги». Определите, какой знак они обозначали.

Слайд 6.

- Вычислите:                 

- Какой пример вызвал затруднения?

- Как решили первых два примера?

- Как решили третий пример?

- Почему получились разные ответы в 4-м примере?

Выполняют задания, предложенные в презентации, отвечают на вопросы преподавателя.

(, это неправильная дробь, остальные дроби – правильные;

числитель и знаменатель этой дроби – однозначные числа).

- Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, перекрёстное правило.

Выполняют задание, предложенное в презентации.

Отвечают на вопросы преподавателя:

- Не знаем правило сложения дробей с разными знаменателями;

Постановка учебной задачи

2 мин.

- Чем же мы будем сегодня заниматься?

- Как будет называться тема сегодняшнего урока?

-Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 7.

Сформулируйте цели урока.

Слайд 8.

- будем учиться складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Самостоятельно формулируют тему урока:

« Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».

Записывают тему урока в тетрадь.

-Самостоятельно формулируют цели урока: 1)Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями,

2) научиться выполнять действия по построенному алгоритму.

«Открытие» детьми нового знания

5 мин.

Работа с презентацией. (В презентации на примере деления квадрата показано сложение и вычитание дробей с разными знаменателями)

Слайд 9.

- Ребята, попробуйте самостоятельно вывести правило сложения дробей с разными знаменателями.

Слайд 10.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями:

  1. Привести дроби к одинаковому знаменателю, желательно наименьшему, используя основное свойство дроби.
  2. Сложить получившиеся дроби с одинаковым знаменателем.

Работают с презентацией.

Самостоятельно выводят правило сложения дробей с разными знаменателями.

Первичное закрепление во внешней речи

7 мин

- Выполните №440 с комментированием (5 суворовцев по очереди вызываются к доске).

Слайд 11.

Ответы примеров нужно записать в таблицу.

- Ребята, что нужно сделать для того, чтобы достичь в чём-то успеха?

Слайд 12.

- Чей портрет изображён на слайде?

- Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров — национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства.

- Как он достиг такого успеха?

- Какие замечательные слова оставил А.В.Суворов нам в напутствие:

- Дисциплина - мать победы.

- Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.

- За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, - всех побьем, повалим, в полон возьмем...

- Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

- Действительно, чем больше труда мы приложим на уроке, тем легче нам будет и на контрольной работе, и на экзамене.

Одновременное решение примеров на доске и в тетрадях с комментирова-нием.

В результате выполнения задания получили  слово «Успех».

Отвечают на вопрос преподавателя:

- А.В.Суворова.

Отвечают на вопрос преподавателя.

Физкультминутка

3 мин.

Упражнения на внимание, зрение, осанку.

Слайды 13, 14, 15.

Выполняют  упражнения на внимание, зрение, осанку.

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

10 мин.

Самостоятельная  работа с самопроверкой.

Слайд 16.

- Ребята, поднимите сигнальные карточки те, кто выполнил самостоятельную работу на «5»,

             на «4».

Выполняют самостоятельную работу, затем выполняют самопроверку по образцу и выставляют себе оценки.

При помощи сигнальных карточек показывают преподавателю, кто как справился с самостоятельной работой.

Включение в систему знаний и повторение

5 мин

- Решите задачу (слайд 17):

В третьем взводе 24 суворовца.  взвода занимается самбо,  взвода - плаванием,  - футболом. Сколько суворовцев третьего взвода занимается спортом?

Суворовцы, выполнившие самостоятельную работу  на «5» и «4», решают задачу (сначала решают самостоятельно, затем сверяют свои решения).

Остальные с помощью карточек-алгоритмов решают в тетрадях № 442 (а,б)

Задание на самоподготовку

1 мин.

- Запишите задание на самоподготовку:

1) № 447, стр.123;

2) Придумать и решить задачу на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Записывают задание на самоподготовку.

Итог урока

2 мин.

- Что нового узнали на уроке?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Наша цель достигнута?

– Что нам помогло справиться с затруднением?

– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?

– Оцените при помощи сигнальных карточек свою работу на уроке.

Слайд 19.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.    (С.Маршак)

Осуществляют рефлексию собственной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа

Слайд 2

В древности и в Средние века учение о дробях считалось хотя и самым трудным, но и самым важным разделом арифметики. « Без знания дробей никто не может признаться знающим арифметику !» Римский оратор Цицерон, I в. до н.э.

Слайд 4

Какая из дробей лишняя; почему? Сравните дроби:

Слайд 5

Математики Древнего Египта вместо обычных знаков «+» и «-» использовали знаки и ( «идущие ноги»)

Слайд 6

= = = = = 1) 2 ) 3 ) 4 ) 5 ) + + + - -

Слайд 7

20 декабря Классная работа Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Слайд 8

Цели урока: Повторить правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; 2. Ввести правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; 3. Формировать умение складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.

Слайд 9

1 2 1 4 3 4 1 2 8 16 1 4 1 16 9 16 1 16 2 4

Слайд 10

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями: Привести дроби к одинаковому знаменателю, желательно наименьшему, используя основное свойство дроби. 2. Сложить (или вычесть) получившиеся дроби с одинаковыми знаменателями.

Слайд 11

Выполните действия (№440): п с у х е

Слайд 12

Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров — национальный герой России, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере, один из основоположников русского военного искусства. Википедия Дисциплина - мать победы. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, - всех побьем, повалим, в полон возьмем... Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе. Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 15

Учитесь улыбаться и учитесь быть жизнерадостными и веселыми! Улыбнитесь друг другу и у вас все получится!!!

Слайд 16

Самостоятельная работа 11 12 5 6 1) I вариант II вариант = 1 12 2) 5 7 3 14 = 13 1 4 13 1 4 6 7 1) = 1 1 4 2) 7 9 3 18 = 17 1 8 3) 1 3 1 1 5 = 4 1 5 1 3 1 6 3 ) = 1 6 4) 1 3 1 9 = 4 9 4 ) 1 1 5 1 5 = 4 1 5 5) 11 16 3 8 1 8 = 7 16 5) 1 3 3 0 1 10 3 10 = 1 9 3 0 Проверьте себя:

Слайд 17

Решите задач у: В третьем взводе 24 суворовца. взвода занимается самбо, взвода - плаванием, - футболом. Сколько суворовцев третьего взвода занимается спортом?

Слайд 18

С/п № 447, стр.123; 2) Придумать и решить задачу на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Слайд 19

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями  ФИО (полностью)Пестрикова Наталья Григорьевна Место работыГБОУ СОШ с. Хворостянка Дол...

Урок в 5 классе "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Данная методическая разработка может использоваться на уроке открытия новых знаний....

План - конспект урока на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

План-коспект открытого урока в 6 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

Методическая разработка урока по математике на тему: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

Данная разработка представляет собой технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС и презентацию к уроку....

Урок по теме: "Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями".

Урок-семинар по теме "Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей сразными знаменателями".(Представление "карты памяти" в рамках компетентностно-контекстной модели обучения...

Открытый урок по математике в 7 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями».

Цель урока:познакомить с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.Задачи урока:1. Коррекционно-обучающие:- Отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знам...