Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Пестрикова Наталья Григорьевна

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

 

  1.  

ФИО (полностью)

Пестрикова Наталья Григорьевна

  1.  

Место работы

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

  1.  

Должность

учитель математики

  1.  

Предмет

математика

  1.  

Класс

5

  1.  

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями  1 урок из 3.

  1.  

Базовый учебник

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5 класс, М: Мнемозина, 2007г

 

  1. Цель  урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями;  развивать познавательный интерес к математике.
  2. Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач; совершенствовать вычислительные навыки;

-развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; создать условия для развития грамотной речи, математического мышления и интуиции, осуществления учащимися самоконтроля, самооценки и коррекции своей деятельности;

-воспитательные:  воспитание нравственных качеств личности: товарищество, ответственность, трудолюбие, честность.

  1.  Тип урока: введение и  первичное закрепление новых знаний.
  2.  Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
  3. Необходимое техническое оборудование:  учительский ноутбук (с выходом в Интернет), мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация в программе Power Point, нетбуки, меловая доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

ФИО (полностью)

Пестрикова Наталья Григорьевна

Место работы

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

Должность

учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями  1 урок из 3.

Базовый учебник

Н. Я. Виленкин и др. Математика 5 класс, М: Мнемозина, 2007г

  1. Цель  урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями;  развивать познавательный интерес к математике.
  2. Задачи:

- обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач; совершенствовать вычислительные навыки;

-развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; создать условия для развития грамотной речи, математического мышления и интуиции, осуществления учащимися самоконтроля, самооценки и коррекции своей деятельности;

-воспитательные:  воспитание нравственных качеств личности: товарищество, ответственность, трудолюбие, честность.

  1.  Тип урока: введение и  первичное закрепление новых знаний.
  2.  Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.
  3. Необходимое техническое оборудование:  учительский ноутбук (с выходом в Интернет), мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация в программе Power Point, нетбуки, меловая доска.
  4.  Структура и ход  урока.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент.

Цель: Обеспечить рабочую обстановку на уроке.

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.

Дежурные помогают учителю.

1

2.

Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальная работа с классом.

Цель: Повторение ранее изученного материала

.

2. Исследовательская работа.

Цель: сформулировать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с   одинаковыми знаменателями.

1. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (N 206542) Слайды 1-3

Учитель демонстрирует презентацию (приложение) через проектор на доску и организует коллективную работу учащихся, направленную на повторение пройденного материала (правильные и неправильные  дроби, сравнение дробей)

Слайд 1-2.

  1. Прочитайте дроби.
  2. Назовите их числитель и знаменатель.
  3. Что показывает  знаменатель(числитель) дроби?
  4. На какие две группы можно разделить эти дроби?
  5. Какие дроби называются правильными, а какие неправильными?

Слайд 3-4.

1. Какие операции вы можете выполнять с дробями?

 2. Как сравнить две дроби?

 

подводит к формулировке темы урока. На данном уроке учитель не объясняет новый материал, а только направляет познавательный процесс. Просит учащихся попробовать сформулировать тему урока.

Сообщение темы и целей урока

Проверьте справедливость своей гипотезы в учебнике

(п.26 стр.155-156)

Коллективная работа; учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, мотивируя свой ответ правилами

В ходе выполнения  работы учащиеся формулируют самостоятельно тему урока, а далее и правила сложения и вычитания  дробей с одинаковыми знаменателями. Ученики записывают тему урока и правила в тетрадь (работа с учебником п.26.)

7

3.

Изучение нового материала, закрепление знаний.

Задача этапа:   первичное осмысление, контроль и коррекция знаний

2.         Игровое задание. Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N 206536)

Учитель: Теперь немного поиграем и выясним, как вы поняли, как складывать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть. Для каждого примера  дано 4 варианта ответа: работаем в парах за нетбуком, прежде чем записать ответ, хорошо подумайте. Учитель наблюдает и корректирует работу.

Выполняют задания модуля,

работая в парах  за нетбуком

3

Выполнение номера из учебника № 1005.  

Из помидоров  массой кг и огурцов массой кг сделали салат. Какова масса салата?

Решение.

1. Какова масса помидоров?    

кг

2. Какова масса огурцов?        

кг

3. Как найти массу салата?      

 (кг)

Обсуждают коллективно задачу, отвечая на вопросы учителя; один учащийся записывает решение на меловой доске

 Ответ: масса салата кг.

3

3. Игровое задание. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N206658)

Учитель: Теперь снова поиграем и выясним, как вы поняли, как вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите снова перед собой картинку, которую нужно открыть. Задание тоже - для каждого примера  дано 4 варианта ответа; работаем в парах за нетбуком, прежде чем записать ответ, хорошо подумайте.

Учитель наблюдает и корректирует работу.

Выполняют задания модуля,

работая в парах  за нетбуком

3

Выполнение номера из учебника  № 1008.

Одна бригада получила т гвоздей, а вторая – на т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?

Решение.

1. Сколько гвоздей получила первая бригада?    

т

2. Что сказано про вторую бригаду?        

на т меньше

3. Сколько гвоздей получила вторая бригада?      

 (т)

4. Переведите ответ в килограммы.

1000:10·4=400(кг)

Ответ: вторая бригада получила 400 кг гвоздей.

Обсуждают коллективно задачу, отвечая на вопросы учителя; один учащийся записывает решение на меловой доске

3

№ 1019.

В  палатке было 2ц 70 кг фруктов.  Яблоки составили   всех фруктов, а груши -  всех фруктов. На сколько масса яблок больше массы груш? Решите задачу двумя способами.

Решение.

I способ.

2ц 70 кг = 270кг

270:9·5=150(кг)- масса яблок

270:9·1=30(кг)- масса груш

150-30=120 (кг)

 II способ.

2ц 70 кг = 270кг

270:9·4=120(кг)

 Ответ: на 120кг.

Учитель предлагает не меняя условие задачи, изменить вопрос задачи.

В  палатке было 2ц 70 кг фруктов.  Яблоки составили   всех фруктов, а груши -  всех фруктов. Какова масса яблок и груш вместе?

Решите задачу любым  способам.

Решение.

I способ.

2ц 70 кг = 270кг

270:9·5=150(кг)- масса яблок

270:9·1=30(кг)- масса груш

150+30=180 (кг)

 II способ.

2ц 70 кг = 270кг

270:9·6=180(кг)

Ответ: 180кг.

Обсуждают коллективно задачу, отвечая на вопросы учителя; двое учащихся записывают решение на меловой доске

Работа по обсуждению проводится в парах),

двое учащихся записывают решение на меловой доске

7

Практическая работа. Закрепление

6. Игровое задание. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N 206741)

Сейчас на экране будут появляться примеры,  выбирая правильный ответ из четырех, получите  слово – название одного из главных музеев нашей страны. Побеждает та пара, которая быстрее всех получит правильный ответ

Выполняют задания модуля,

работая в парах  за нетбуком

6

Контроль знаний. Математический диктант

7. Математический диктант. Сложение и вычитание обыкновенных дробей одинаковыми знаменателями (2 варианта) (N 206575)

Учитель: а теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока.  Сейчас на экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете каждый свой вариант, ответ  записываете в тетрадь. Затем меняетесь работой с соседом и проверяете ее. Учитель дает контрольный модуль в виде демонстрации на экран , следит чтобы учащиеся работали индивидуально

Учащиеся смотрят на экран, подсчитывают, ответ записывают  в тетрадь. Затем меняются работой с соседом по парте,  проверяют ее , сверяя с доской ответы и оценивают  работу по заданным критериям

4

4.

 Рефлексия

Учитель направляющими вопросами узнает, в чем были сложности, что нового узнали для себя ученики, просит поставить себе в тетрадь отметку за работу на уроке

Учащиеся обсуждают трудности на уроке и успехи. Проводят самоанализ работы на уроке, ставят себе отметку в тетрадь

2

5.

Домашнее задание

п.26 правила, из учебника №1039, 1041,  задачи 6, 7 из Интернета по желанию  

заранее скидывает всем учащимся ссылки на их электронные адреса

Запись в дневник

1

Приложение к плану-конспекту урока

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (N 206542)

Практически- информационный модуль

презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5adb10c6-70d5-44e0-b9b8-1709b40328e3/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

2.

Игровое задание. Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N 206536)

Практический модуль (игра)

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f88f945-a5fb-45d9-b6ff-4d593133e036/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

3.

Игровое задание. Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N 206658)

Практический модуль (игра)

Интерактивная модель

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5443ad0b-c454-45b5-b7ed-d86080979a1d/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

4.

Игровое задание. Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (N 206741) расшифруйте название музея

Практический модуль (игра)

Интерактивная модель 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cd87db8a-22ac-446f-8bb1-a6a7f83c8a2c/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

5.

Математический диктант. Сложение и вычитание обыкновенных дробей одинаковыми знаменателями (2 варианта) (N 206575)

Контролирующий модуль

тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9a951e93-d301-42c3-a811-4131719e2d3a/?from=608887c4-68f4-410f-bbd4-618ad7929e22&interface=pupil&class=47&subject=16

6.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Задания 1-2

Практический модуль

http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_22.php

7.

Задание в картинках по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». К1

Практический модуль

Иллюстрированные задания в виде комикса

http://fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

урок-рефлексии "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Информационная карта урока рефлексии в 5 классе  по теме " сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" разработана в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода....

Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

План-конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

План-конспект урока математики«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с применением ЭОРУрок «открытия» нового знания...

Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

В ходе урока учащиеся с умственной отсталостью повторяют правила сложения и вычитания дробей, выполняют задания по карточкам, участвуют в математической игре. Все задания подобраны с учётом индивидуал...

Урок математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок проводился с 8 классе специальной школы для детей с нарушениями интеллекта. На уроке использовалось чередование видов деятельности: письменная и устная, на доске и по карточкам. Урок является кор...