Главные вкладки

    Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekturok_v_5_klasse.doc568 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок в 5 классе

    по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

            Цели урока:

    1) формирование предметных умений

    − работать с математическим текстом;

    − формулировать, записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

    − выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

    2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

    3) формирование универсальных учебных действий

    Ход урока.

            I этап. Мотивация к учебной деятельности.

            В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно перерабатывать и добывать знания.

            В курсе начальной школы вы осваивали действия с натуральными числами, решали различные задачи с применением натуральных чисел. На последних уроках математики мы изучали новый вид чисел, эти числа в дальнейшем мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше.

            II этап. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

    − Как называются эти числа?  /дроби/

    − Покажите на модели числа: ,  ,  , .

    Назовите числитель, знаменатель дробей.

    − Что показывает числитель, знаменатель?

    − Решите задачи:

    №1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?

    №2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?

    №3. За обедом съели  часть арбуза, за ужином  части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?

    − Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?

    /На доске запись  +  /

    №4.За два часа турист прошёл  намеченного маршрута. За первый час он прошёл  маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?

    − Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?

    /На доске запись  −  /

             III этап. Выявление места и причины затруднения.

    − Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? /Нет/

            IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

    − Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? /Складывать и вычитать дроби/

    − Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? /Правило/

            Цель:

    1) Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

    2) Научиться применять эти правила в практических примерах.

    Итак, какую тему мы будем изучать?

            Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

            Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?

    1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.

    2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.

    3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.

            V этап. Реализация построенного проекта.

            Давно замечено, что Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

    Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

    Вам хныкать и скучать некогда.

            Сейчас, работая в группах, вы постараетесь реализовать те задачи, которые поставили перед собой. (Раздать карточки для работы)

            Группа, выполнившая задание раньше, получает дополнительное задание:

    Подумать, как можно выполнить действие: 1 + , 1 − .

    Карточка-инструкция для одной группы.

    Цель вашей группы:

    1. сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
    2. записать это правило с помощью букв в виде формулы;
    3. научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
    4. научить другую группу вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

    Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

            1. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:

      −   =         Сделайте запись в тетради!

            2. Ответьте на вопрос задачи №4, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

            3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

            4. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:

     − .

            5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 156.

            6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

    Если допустили ошибки, исправьте их.

            7. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):

    а)  −  =  =

    б)  − ;

    в)  − .   Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

            8. Объясните с помощью модели правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

    Карточка-инструкция  для второй группы.

    Цель вашей группы:

    1. сформулировать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
    2. записать это правило с помощью букв в виде формулы;
    3. научиться применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
    4. научить другую группу складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

    Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

            1. Рассмотрите рисунок, выполните сложение:

      +   =         Сделайте запись в тетради!

            2. Ответьте на вопрос задачи №3, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

            3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

            4. Закончите запись правила сложения, заменив звёздочку буквой:

     + .

            5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 155.

            6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

    Если допустили ошибки, исправьте их.

            7. Выполните сложение (записи делайте в тетради):

    а)  +  =  =

    б)  + ;

    в)  + .   Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

            8. Объясните с помощью модели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

            VI этап. Первичное закрепление во внешней речи.

    − отчёт групп о проделанной работе.

            Самооценка группы своей работы:

    Красная карточка – работали отлично,

    Синяя карточка – работали хорошо.

    Жёлтая карточка – можно было бы лучше.

    − Выполнение №1011 (а, в, д,ж) из учебника с комментированием.

            VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    «5», если нет ошибок. Поднимают красную карточку.

    «4», если 1-2 ошибки. Поднимают синюю карточку.

    Жёлтая карточка – надо ещё позаниматься.

    Самостоятельная работа.

    №1. Вычислить:

    а)    б)     в)     г)    

    №2. Реши задачу.

            В первый день трактор вспахал  участка, а во второй день  того же участка. Какую часть участка трактор вспахал за два дня?

    №3. Найди ошибки:

    а)     б)         в) =        г)   = .

            Если  выполнены первые три задания, установи на столе красный флажок.

            

            Если вы справились с работой раньше, чем остальные ученики, решите следующую задачу. За выполнение этой задачи будет поставлена отдельная отметка.

    №4*. Для посадки леса выделили участок площадью 400 га. Ель высадили на  участка, а сосну – на  участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

     Ответы самостоятельной работы.

    №1.

     а)           б)    

                 

     в)      г)    

    №2.

      +  =   (участка) трактор вспахал за два дня.

                Ответ:   участка трактор вспахал за два дня.

    №3.

    Ошибки в примерах под буквами а и в. Должно быть

    а)     в) =

              VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

            Проверяем, достигли ли цели урока.

    1. Правило сложения и вычитания дробей сформулировали?

            Проговаривают правило.

    2. Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

            Выводы по самостоятельной работе. Выставление отметок.

            Записывают домашнее задание:

     в п. 26 выучить правила, выполнить №1041.

    Задание, которое выполнить по желанию: как можно показать на модели и выполнить действия 2 + , 1 − .

    3. Тест «Мое настроение». Закрасить тот смайлик, который соответствует настроению от урока.

                                                                                                                                                                                                               

     4. Собрать тетради у тех учащихся, которые успели выполнить дополнительное задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

    Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

    План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

    Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

    Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

    Тип урока: урок формирования первоначальных предметных уменийКонспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника  И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович....

    Урок математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

    Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей  с одинаковыми знаменателями"Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычи...

    Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.

    Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

    Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

    Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

    Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс

    Конспект урока  математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII  вида....