Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока (5 класс) по теме

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekturok_v_5_klasse.doc568 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе

по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

        Цели урока:

1) формирование предметных умений

− работать с математическим текстом;

− формулировать, записывать с помощью букв правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;

− выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2) формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3) формирование универсальных учебных действий

Ход урока.

        I этап. Мотивация к учебной деятельности.

        В современном мире, насыщенном различной информацией, каждому необходимо научиться самостоятельно перерабатывать и добывать знания.

        В курсе начальной школы вы осваивали действия с натуральными числами, решали различные задачи с применением натуральных чисел. На последних уроках математики мы изучали новый вид чисел, эти числа в дальнейшем мы будем использовать очень часто, поэтому о них надо узнать как можно больше.

        II этап. Актуализация знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии.

− Как называются эти числа?  /дроби/

− Покажите на модели числа: ,  ,  , .

Назовите числитель, знаменатель дробей.

− Что показывает числитель, знаменатель?

− Решите задачи:

№1. За обедом съели 4 яблока, за ужином 6 яблок. Сколько всего яблок съели за обедом и ужином? Какое действие надо выполнить?

№2. За два часа турист должен прийти 7 км, в первый час он прошёл 4 км. Сколько километров осталось пройти туристу за второй час? Какое действие надо выполнить?

№3. За обедом съели  часть арбуза, за ужином  части арбуза. Какую часть арбуза съели за обедом и ужином вместе?

− Каким действием надо узнать, какую часть арбуза всего съели?

/На доске запись  +  /

№4.За два часа турист прошёл  намеченного маршрута. За первый час он прошёл  маршрута. Какую часть маршрута прошёл турист за второй час?

− Каким действием надо узнать, какую часть маршрута прошёл турист?

/На доске запись  −  /

         III этап. Выявление места и причины затруднения.

− Умеете вы выполнять сложение и вычитание дробей? /Нет/

        IV этап. Построение проекта выхода из затруднения

− Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? /Складывать и вычитать дроби/

− Попробуйте сформулировать цель урока, ответив на вопрос: Что необходимо знать, чтобы научиться складывать и вычитать дроби? /Правило/

        Цель:

1) Сформулировать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

2) Научиться применять эти правила в практических примерах.

Итак, какую тему мы будем изучать?

        Тема: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

        Чтобы реализовать поставленные цели, какие задачи надо выполнить?

1) Сформулировать правила, наблюдая за предложенными объектами.

2) Записать это правило с помощью букв в виде формулы.

3) Научиться применять правила при выполнении практических задач.

        V этап. Реализация построенного проекта.

        Давно замечено, что Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.

Вам хныкать и скучать некогда.

        Сейчас, работая в группах, вы постараетесь реализовать те задачи, которые поставили перед собой. (Раздать карточки для работы)

        Группа, выполнившая задание раньше, получает дополнительное задание:

Подумать, как можно выполнить действие: 1 + , 1 − .

Карточка-инструкция для одной группы.

Цель вашей группы:

  1. сформулировать правила вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  2. записать это правило с помощью букв в виде формулы;
  3. научиться применять правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями;
  4. научить другую группу вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

        1. Рассмотрите рисунок, выполните вычитание:

  −   =         Сделайте запись в тетради!

        2. Ответьте на вопрос задачи №4, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

        3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

        4. Закончите запись правила вычитания, заменив звёздочку буквой:

 − .

        5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 156.

        6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

Если допустили ошибки, исправьте их.

        7. Выполните вычитание (записи делайте в тетради):

а)  −  =  =

б)  − ;

в)  − .   Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

        8. Объясните с помощью модели правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Карточка-инструкция  для второй группы.

Цель вашей группы:

  1. сформулировать правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
  2. записать это правило с помощью букв в виде формулы;
  3. научиться применять правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями;
  4. научить другую группу складывать дроби с одинаковыми знаменателями.

Для достижения поставленных целей выполните следующие задания.

        1. Рассмотрите рисунок, выполните сложение:

  +   =         Сделайте запись в тетради!

        2. Ответьте на вопрос задачи №3, записанной на доске. Запишите действие и ответ в тетради.

        3. Сформулируйте в виде правила ответ на вопрос: как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Запишите ответ в тетради.

        4. Закончите запись правила сложения, заменив звёздочку буквой:

 + .

        5. Проверьте, правильно ли вы ответили на поставленные вопросы, прочитав в учебнике п. 26 на странице 155.

        6. Если вы всё сделали правильно, установите на парте красный флажок.

Если допустили ошибки, исправьте их.

        7. Выполните сложение (записи делайте в тетради):

а)  +  =  =

б)  + ;

в)  + .   Проверьте правильность решения, взяв ответы у учителя.

        8. Объясните с помощью модели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

        VI этап. Первичное закрепление во внешней речи.

− отчёт групп о проделанной работе.

        Самооценка группы своей работы:

Красная карточка – работали отлично,

Синяя карточка – работали хорошо.

Жёлтая карточка – можно было бы лучше.

− Выполнение №1011 (а, в, д,ж) из учебника с комментированием.

        VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«5», если нет ошибок. Поднимают красную карточку.

«4», если 1-2 ошибки. Поднимают синюю карточку.

Жёлтая карточка – надо ещё позаниматься.

Самостоятельная работа.

№1. Вычислить:

а)    б)     в)     г)    

№2. Реши задачу.

        В первый день трактор вспахал  участка, а во второй день  того же участка. Какую часть участка трактор вспахал за два дня?

№3. Найди ошибки:

а)     б)         в) =        г)   = .

        Если  выполнены первые три задания, установи на столе красный флажок.

        

        Если вы справились с работой раньше, чем остальные ученики, решите следующую задачу. За выполнение этой задачи будет поставлена отдельная отметка.

№4*. Для посадки леса выделили участок площадью 400 га. Ель высадили на  участка, а сосну – на  участка. Сколько гектаров занято елью и сосной вместе?

 Ответы самостоятельной работы.

№1.

 а)           б)    

             

 в)      г)    

№2.

  +  =   (участка) трактор вспахал за два дня.

            Ответ:   участка трактор вспахал за два дня.

№3.

Ошибки в примерах под буквами а и в. Должно быть

а)     в) =

          VIII этап. Рефлексия учебной деятельности.

        Проверяем, достигли ли цели урока.

1. Правило сложения и вычитания дробей сформулировали?

        Проговаривают правило.

2. Научились складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями?

        Выводы по самостоятельной работе. Выставление отметок.

        Записывают домашнее задание:

 в п. 26 выучить правила, выполнить №1041.

Задание, которое выполнить по желанию: как можно показать на модели и выполнить действия 2 + , 1 − .

3. Тест «Мое настроение». Закрасить тот смайлик, который соответствует настроению от урока.

                                                                                                                                                                                                           

 4. Собрать тетради у тех учащихся, которые успели выполнить дополнительное задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных уменийКонспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника  И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович....

Урок математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей  с одинаковыми знаменателями"Презентация к уроку математики в 5 классе на тему "Сложение и вычи...

Урок математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» для 6 класса специальной (коррекционной) школы.

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изучения ...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс

Конспект урока  математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII  вида....