урок-рефлексии "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Шушкова Нина Феодосьевна

Информационная карта урока рефлексии в 5 классе  по теме " сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" разработана в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шушкова Нина Феодосьевна    МБОУ «Ревдская средняя общеобразовательная школа им. В.С. Воронина»

Информационная карта урока

ФИО учителя: Шушкова Нина Феодосьевна  

ОУ: МБОУ «РСОШ им. В.С. Воронина»  г. п. Ревда

Тема урока:   Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Класс: 5 , уровень базовый

Количество уроков: 1 час

Тип урока: урок рефлексии

Планируемые образовательные результаты:

1) личностные:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

2) метапредметные:

- умение видеть математическую задачу в контексте  проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности  для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

3) предметные:

- умение работать с математическим текстом;

- овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач;

- выполнять устные и  письменные вычисления.

Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится

- выполнять вычисления с обыкновенными дробями;

- решать текстовые задачи арифметическим способом;

- проводить несложные доказательные рассуждения.

По ходу урока каждый учащийся  заполняет таблицу:

1

2

3

4

5

№ задания

Результат выполнения самостоятельной работы № 1

№ алгоритма, понятия, теоретического факта

Исправлено при работе с заданиями по выбору (самостоятельная работа № 2)

Исправлено по результатам самостоятельных работ № 1 и  № 2 (самостоятельная работа № 3)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Этап мотивации.

Постановка цели урока.

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

3. Предметные:

 анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний

  1. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

I. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с

                                          классом и фиксируется на доске):

   1)  Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель

   дроби,   правильная и неправильная дроби.

   2)  Правило сложения  обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

   3)   Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

  4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.

  5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого,     уменьшаемого.              

  6)  Вычислительные ошибки.

II. Задания для самостоятельной работы № 1

(репродуктивный уровень, первичная проверка знаний: учащиеся заполняют

 колонки № 1 и  № 2 таблицы)

  1. Выполните действия:    ;   1 - .
  2. Решите уравнение ;       .
  3. В первый день Миша прочитал  книги,  во второй день -  книги.

      Какую часть прочитал  Миша за два дня?

  1. Задание с выбором ответа. Какое утверждение верно:

       А.     Б.    В.    Г.

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Регулятивные:

целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве.

3.Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации, обобщение, классификация.

4.Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Локализация индивидуальных затруднений.

Взаимопроверка по эталону.

Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 8 этапа урока конструктивного и творческого уровней.

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Регулятивные:

контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3.Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение.

4.Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Заполнение учащимися колонки № 3 таблицы: учащиеся на допущенные в самостоятельной работе №1 ошибки записывают номер понятия, алгоритма из теоретической базы  2 этапа урока и проговаривают их вслух вместе с классом:

  1)  Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель

   дроби,   правильная и неправильная дроби.

  2)  Правило сложения  обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

  3)   Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

  4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.

  5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого,     уменьшаемого.              

  6)  Вычислительные ошибки.

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение.

2.Регулятивные:

познавательная инициатива, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

3.Познавательные:

структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия

4.Коммуникативные:

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения.

  1. Реализация построенного проекта.

Задания для самостоятельной работы № 2

(репродуктивный уровень, отработка ошибок, допущенных в самостоятельной работе  №1: учащиеся заполняют колонку   № 4 таблицы для  тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). Взаимопроверка по эталону.

1. Выполните действия  ;    ;   1 - .

2. Решите уравнение:  ;     .

3. Для перевозки груза использовали несколько машин. На первую погрузили  груза,  на вторую  -   груза. Какую часть груза положили на две машины?

4.Задание с выбором ответа. Какое утверждение верно:

       

Формируемые УУД

1. Личностные:

учебно-познавательный интерес

2.Регулятивные:

прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

3.Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, построение логической цепи рассуждений

4.Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  1. Обобщение затруднений во внешней речи.

Учащиеся проверяют результаты выполнения самостоятельной работы  № 2 по эталону и проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы из теоретической базы  2 этапа урока, на которые они снова допустили ошибки:

1)  Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель

   дроби,   правильная и неправильная дроби.

 2)  Правило сложения  обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

 3)   Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

 4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.

 5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого,     уменьшаемого.              

 6)  Вычислительные ошибки.

Формируемые УУД

1. Личностные: 

учебно-познавательный интерес

2.Регулятивные:

оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

3.Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей

4.Коммуникативные:

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задания для самостоятельной работы № 3

(репродуктивный уровень, проверка результатов отработки допущенных ошибок в самостоятельной работе  № 1: учащиеся заполняют колонку № 5 таблицы для  тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе  № 1). Самопроверка по эталону.

  1.  Выполните действия:  ;   1 -  ;.

2. Решите уравнение: ;    .

3. Кот Базилио  съел за обедом кг сосисок, а лиса Алиса  на кг больше, чем Базилио. Сколько килограммов  сосисок съели за обедом кот и лиса?

 

4. Задание с выбором ответа. Какое утверждение верно?

     А.            Б.        В.       Г.

Формируемые УУД

1.Регулятивные:

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция.

2.Познавательные:

прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,

контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

  1. Включение с систему знаний и повторения.

Задания конструктивного уровня:

1. Три тракториста  вспахали вместе поле. Бригадир  записал, что один из них вспахал  поля, второй - , а третий -  поля. Не ошибся ли бригадир?

2. Назовите все пары правильных дробей со знаменателем 9, сумма которых равна.

3. Сравните значения выражений:   и  

4. Отправившись на прогулку, черепаха Тортила за первый час проползла  км, что на  км больше, чем за второй час. Сколько км проползла Тортила за два часа?

Задания творческого уровня:

  1. Решите уравнение : .
  2. Длина стороны прямоугольника  на  дм меньше. Найдите периметр прямоугольника.
  3. Связали шапочку, шарф и варежки. На шапочку пошло  кг ,а на шарф   кг пряжи. Сколько граммов пряжи израсходовали на вывязывание варежек, если масса всей израсходованной пряжи была  1 кг 200 г?

Формируемые УУД

1.Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

2.Регулятивные:

 самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности

3.Познавательные:

 анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации,  выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование)

4.Коммуникативные:

 адекватное использование речевых средств,  формулирование и аргументация  своего мнения

  1. Рефлексия.

Рефлексия изученного материала:

  было трудно...;  я выполнял задания...;  я понял, что...; теперь я могу...;  я почувствовал, что...;   у меня получилось ...;  я смог...;   я попробую...; ….  

1.Личностные: 

внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

2.Регулятивные: 

целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3.Познавательные:

 рефлексия способов и условий действия,

4.Коммуникативные: 

формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

  1. Домашнее задание.                       Задается дифференцировано.
  1. Репродуктивный уровень: Математика 5 класс, авт. Виленкин Н.Я., М, « Мнемозина» ,2013г , № 1042 (а), 1041 (ежз)
  2. Конструктивный уровень: - найти и выписать из толкового словаря разные значения слова «дробь»
  3. Творческий уровень: придумать и решить задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей, используя элементы сказки. Оформить решение в виде рисунка.  

Используемая литература:

  1. А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. « Математика 5 класс». Москва, «Вентана- Граф», 2013
  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы.  Москва «Просвещение», 2011
  3. Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013
  4. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение», 2011
  5. Зоренко С.В – « Урок рефлексии». МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск.
  6. В.Н. Рудницкая . Рабочая тетерадь № 2 для контрольных работ  (к учебнику Н.Я. Виленкина « Математика 5 класс»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по учебнику Н. Виленкина "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Конспект урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода. ...

Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием ЭОР.

Формирование ИКТ-компетентностей учащихся 5-ых классов в аспекте ФГОС.Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» с использованием Э...

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

Я буду рада, если вам пригодится данный материал. Эта разработка будет интересна учителям, работающим в 5 классе....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями 5 класс

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателямиУчитель: Журбина Мария АнатольевнаЦели: 1) закрепление знаний и умений по данной теме; формирование умения выполнять действия с дробями, пр...

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями

данная работа содержит технологическую карту( где по этапно расписаны УУД) и презентацию к уроку....

Урок по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями  ФИО (полностью)Пестрикова Наталья Григорьевна Место работыГБОУ СОШ с. Хворостянка Дол...