Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Сергеева Анна Юрьевна

    Конспект урока литературы в 5 классе

    по сказке Антония Погорельского

    «Черная курица, или Подземные жители»

    (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

                                                                                                                                                                          Тип урока: комбинированный.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 5 классе

    по сказке Антония Погорельского

    «Черная курица, или Подземные жители»

    (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

                                                        подготовила

    учитель русского языка и литературы

                                                         Сергеева Анна Юрьевна

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1. Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
    2. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
    3. Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.

    4.   Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.

    5.   Развитие умений обобщать проанализированный материал.

    6.  Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

     

                                                            Задачи урока:

    1.   При работе с текстом учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
    2.   Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
    3.   Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

     Проверка готовности класса к уроку.

    II. Содержание:

    1. Повторительно-обобщающая беседа.
    2. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки».

    3. Проверка знания текста учащимися.

    4. Аналитическая беседа. Характер главного героя.

    Составление таблицы «Добродетели и пороки».

    5. Жизнь души героя. Беседа о совести.

    6. Нравственные уроки сказки. Выводы.

    7. Тест по сказке А.Погорельского

    8.Домашнее задание.

    1.Постановка целей и задач перед учащимися.

    1. Слово учителя:

    –Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.

    II. Повторительно-обобщающая беседа.

    Учитель:

    - Откройте хрестоматию на странице 315. Найдите в содержании сказку «Царевна-Лягушка». (В хрестоматии мы найдем ее на странице 13).

    - Назовите автора сказки. (Он не указан).

    - Найдите в содержании сказку «Черная курица, или Подземные жители». Да, она на странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).

    - Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая – литературная – у нее есть автор).

    - Вспомним основные признаки литературной и фольклорной сказки, занесем их в таблицу. Главный признак фольклорной сказки мы еще раз обнаружили, вспомнили. (Это ее анонимность, коллективность, устность). Заносим в таблицу.

    - А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).

    - Назовите любимого героя русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный герой).

    - А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).

    - Вспомним «Спящую царевну» В.А. Жуковского. Мы останавливались на описании дворца, бора, спящей царевны. Значит, для литературных сказок характерна изобразительность. Описание места, облика, характеров персонажей. Это помогает нам понять авторское отношение к героям: кого он любит, ценит.

    В результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

    Основные признаки фольклорной и литературной сказки

    Фольклорная сказка

    Литературная сказка

    Устность, коллективность, анонимность

    Принадлежит конкретному автору

    Используются традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

    Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

    Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта

    Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

    III. Проверка знания текста учащимися.

    - Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

    Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.

    1. Алеша проявляет необыкновенные способности.
    2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
    3. Алеша в подземном королевстве.
    4. Спасение Чернушки.
    5. Прощание с министром.
    6. Предательство.
    7. Жизнь Алеши в пансионате.
    8. Болезнь и выздоровление.

    Упорядоченный ход событий.

    1. Жизнь Алеши в пансионате.

    2. Спасение Чернушки.

    3. Алеша в подземном королевстве.

    4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

    5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

    6. Предательство.

    7. Прощание с министром.

    8. Болезнь и выздоровление.

    IV. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

    Учитель:

    - Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.

    Каким мы видим его в начале произведения?

    «Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. 120).

    -Какой поступок Алеши поразил вас? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной курице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету).

    Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. 123-124).

    - Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого?  (Самопожертвование). Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства. Как и положено в волшебной сказке, герой вознагражден за доброе дело. (Чтение эпизода стр. 135-136).

    - Как изменился Алеша после получения конопляного зернышка?

    «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».( Стр. 141).

    «… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. 142).

    - Почему изменился Алеша?

    Вопрос обсуждается, делается вывод. Мальчик изменился потому, что получил возможность жить бездумно и желать все получить без труда.

    - Возникает ли у вас иногда такое желание: хорошо бы знать все, но не утруждать себя, не прилагать усилий? Что из этого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями с друзьями на перемене или дома с родителями.

    ( Дети признаются, что желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждение о том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так  неинтересно»).

    - А теперь давайте попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.

    - Какое отношение это имеет к Алеше?

    Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.» (Стр. 149).

    - Пусть невольно, но он совершил предательство. Итак, Алеша способен и на самопожертвование, и на предательство.

            

    - Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова. Объясните свой выбор. У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный?  (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие).

    - Давайте вспомним, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

    - Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.

    - Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?

    ( Варианты определений даются детьми: это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).

    - В словаре В.И. Даля дается такое определение:

    добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.

    Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте слова, которые помогут нам назвать, оценить, понять человека и его поступки. Сделать выводы и  для себя.

    ( В результате коллективной работы появляется таблица).

    Добродетель

    Порок

    скромность

    послушание

    сострадание

    раскаяние

    стыд

    совесть

    доброта

    прилежание

    учтивость

    непослушание

    нескромность

    гордость

    самолюбие

    самонадеянность

    праздность

    самопревозношение

    неблагодарность

    ( Вся лексика взята из текста сказки. Конечно, учитель включен в работу, подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы. Это начало кропотливой работы с текстом. Обязательно учим работать с карандашом в руках).

    - А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек. Вам надо выбрать, по какой идти. Помните, как в сказках: налево пойдешь… направо пойдешь…Что будет в конце пути? У вас есть право выбора.

    (Есть желающие нарисовать

    змею, закрасить черным цветом).

    V. Жизнь души героя. Беседа о совести.

    - Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя  жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный.

    Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте и над вопросами:

    1. В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. ( Дети могут использовать стрелочки, направленные вверх, ступени лестницы, пирамиду).

    2. Как относится автор к своему герою?

    Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться.

    VI.  Выводы.

    - Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?

    1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

    2. Слушать внутренний голос совести.

    3. Быть требовательным к себе.

    4. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

    VII. Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

    1. Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:
    «Черная курица, или Подземные жители»
    «Черная птица, или Подземные жители»
    «Черная курица, или Подземные обитатели»

    2. Где происходит действие сказочной повести?
    В тридевятом государстве
    В Москве
    В Санкт-Петербурге

    3. Как зовут главного героя повести?
    Антоша
    Андрюша
    Алеша

    4. Где воспитывался мальчик?
    в пансионате
    в пансионе
    в гимназии

    5. Что такое дортуар?
    спальные комнаты детей
    учительская
    ванная комната

    6. Укажите возраст героя
    6-7 лет
    8-9 лет
    9-10 лет

    7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?
    1. отправлялся в родительский дом
    2. оставался один и читал
    3. работал

    8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?
    1. о воспитанниках
    2. о собаках
    3. о курочках

    9. Что такое «зимние вакации»
    1. зимние каникулы
    2. прививки зимой
    3. катание на санках

    10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?
    1. нарезать лук
    2. проследить за кастрюлей
    3. поймать курицу

    11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?
    1. он дал ей империал
    2. он пригрозил ей расправой
    3. он сбежал из учебного заведения

    12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?
    1. у него болел живот
    2. урок не стоил ему труда
    3. учитель льстил ему

    13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?
    1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех
    2. он впал в депрессию
    3. он получил Нобелевскую премию

    14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?
    1. да
    2. нет
    3 .Наполовину

    15. Каким было наказание за невыученный урок?
    1. сидеть в комнате на хлебе и воде
    2. убираться в пансионе
    3. исключение из пансиона

    16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?
    1. он отыскал его на заднем дворе
    2. оно было в другом кармане
    3. ему вернула его Чернушка

    17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»
    1. окно
    2. трубу
    3. в щёлочку

    18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?
    1. его собирались высечь розгами
    2. он хотел похвалиться своими знакомствами
    3. его об этом попросила Черная курица

    19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?
    1. они переселились в пансион
    2. они вынуждены были переехать
    3. всё осталось по-прежнему

    20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?
    1. 2 недели
    2. 4 недели
    3. 6 недель


    Ответы:
    1-1
    2 – 3
    3 – 3
    4- 2
    5- 1
    6 – 3
    7 – 2
    8- 3
    9 – 1
    10 – 3
    11 – 1
    12 – 2
    13 – 1
    14 – 2
    15 – 1
    16 – 3
    17 – 3
    18 – 1
    19 – 2
    20 – 3

    VIII. Оценивание.

    Домашнее задание.

    Согласны ли вы с утверждениями:

    - у всех людей есть совесть

    - голос совести можно услышать только после плохого поступка

    - плохих людей, преступников совесть не мучает

    - бессовестному человеку жить легче.

    Список литературы

    1. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2007.

    Интернет-ресурсы

    1. Детский сказочный журнал «Почитай-ка», статья «Автор «Черной курицы» Антоний Погорельский».

    http://www.cofe.ru

    2. Библиотека Михаила Телегина

    www.mtelegin.ru

    3. Википедия

    www.wikipedia.org



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 5 классе

    по сказке Антония Погорельского

    «Черная курица, или Подземные жители»

    (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

                                                        подготовила

    учитель русского языка и литературы

                                                         Сергеева Анна Юрьевна

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1. Повторение и систематизация знаний учащихся о фольклорной и литературной сказке.
    2. Обучение приемам анализа характера главного героя произведения.
    3. Формирование умений ориентироваться в пространстве текста художественного произведения.

    4.   Обогащение речи детей оценочной лексикой нравственного аспекта.

    5.   Развитие умений обобщать проанализированный материал.

    6.  Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

     

                                                            Задачи урока:

    1.   При работе с текстом учить видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их тематические группы, совершенствовать технику чтения.
    2.   Развивать способности к образному и логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме, рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).
    3.   Анализируя поступки героя, вызвать эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать ценностные ориентации.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

     Проверка готовности класса к уроку.

    II. Содержание:

    1. Повторительно-обобщающая беседа.
    2. Составление таблицы «Основные признаки фольклорной и литературной сказки».

    3. Проверка знания текста учащимися.

    4. Аналитическая беседа. Характер главного героя.

    Составление таблицы «Добродетели и пороки».

    5. Жизнь души героя. Беседа о совести.

    6. Нравственные уроки сказки. Выводы.

    7. Тест по сказке А.Погорельского

    8.Домашнее задание.

    1.Постановка целей и задач перед учащимися.

    1. Слово учителя:

    –Сегодня мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые. Это, конечно, сказки.

    II. Повторительно-обобщающая беседа.

    Учитель:

    - Откройте хрестоматию на странице 315. Найдите в содержании сказку «Царевна-Лягушка». (В хрестоматии мы найдем ее на странице 13).

    - Назовите автора сказки. (Он не указан).

    - Найдите в содержании сказку «Черная курица, или Подземные жители». Да, она на странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).

    - Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая – литературная – у нее есть автор).

    - Вспомним основные признаки литературной и фольклорной сказки, занесем их в таблицу. Главный признак фольклорной сказки мы еще раз обнаружили, вспомнили. (Это ее анонимность, коллективность, устность). Заносим в таблицу.

    - А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).

    - Назовите любимого героя русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный герой).

    - А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).

    - Вспомним «Спящую царевну» В.А. Жуковского. Мы останавливались на описании дворца, бора, спящей царевны. Значит, для литературных сказок характерна изобразительность. Описание места, облика, характеров персонажей. Это помогает нам понять авторское отношение к героям: кого он любит, ценит.

    В результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

    Основные признаки фольклорной и литературной сказки

    Фольклорная сказка

    Литературная сказка

    Устность, коллективность, анонимность

    Принадлежит конкретному автору

    Используются традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

    Свойственна изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

    Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта

    Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

    III. Проверка знания текста учащимися.

    - Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

    Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте.

    1. Алеша проявляет необыкновенные способности.
    2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
    3. Алеша в подземном королевстве.
    4. Спасение Чернушки.
    5. Прощание с министром.
    6. Предательство.
    7. Жизнь Алеши в пансионате.
    8. Болезнь и выздоровление.

    Упорядоченный ход событий.

    1. Жизнь Алеши в пансионате.

    2. Спасение Чернушки.

    3. Алеша в подземном королевстве.

    4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

    5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

    6. Предательство.

    7. Прощание с министром.

    8. Болезнь и выздоровление.

    IV. Аналитическая беседа. Работа с текстом.

    Учитель:

    - Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша.

    Каким мы видим его в начале произведения?

    «Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали». (Стр. 120).

    -Какой поступок Алеши поразил вас? ( Дети называют шалости Алеши, его рассказ учителю о черной курице и гномах, удивляются его желанию смотреть в дырочки забора, конечно, восхищаются спасением Чернушки, особенно поражает их готовность Алеши отдать золотую монету).

    Эпизод «Спасение Чернушки». Чтение. (Стр. 123-124).

    - Как называется готовность человека пожертвовать собой, чем-то дорогим ему ради другого?  (Самопожертвование). Отметим, что Алеша не знал, что спасает не курицу, а министра подземного королевства. Как и положено в волшебной сказке, герой вознагражден за доброе дело. (Чтение эпизода стр. 135-136).

    - Как изменился Алеша после получения конопляного зернышка?

    «Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он его гораздо лучше и умнее всех их».( Стр. 141).

    «… он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили». (Стр. 142).

    - Почему изменился Алеша?

    Вопрос обсуждается, делается вывод. Мальчик изменился потому, что получил возможность жить бездумно и желать все получить без труда.

    - Возникает ли у вас иногда такое желание: хорошо бы знать все, но не утруждать себя, не прилагать усилий? Что из этого получится? Поразмышляйте над этим. Поделитесь своими размышлениями с друзьями на перемене или дома с родителями.

    ( Дети признаются, что желание не утруждаться, но знать им знакомо. Но обязательно звучит и ответ-рассуждение о том, что в учебе труд обязателен, «иначе новых извилин не появится», «так  неинтересно»).

    - А теперь давайте попробуем определить, как называется поступок человека, который, спасая себя, подвергает смертельной опасности других? Предательство.

    - Какое отношение это имеет к Алеше?

    Он, спасая себя, «… совершенно потерял голову… он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.» (Стр. 149).

    - Пусть невольно, но он совершил предательство. Итак, Алеша способен и на самопожертвование, и на предательство.

            

    - Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова. Объясните свой выбор. У нас получилась черно-белая гамма. А ведь и то, и другое слово характеризует поступки Алеши. Так какой же он герой, положительный или отрицательный?  (Противоречивый). Оказывается, один и тот же человек может совершить и хороший, и плохой поступок. Бывают ли такие герои в народных сказках? (Нет, герои народных сказок всегда понятны. Они или хорошие, или плохие).

    - Давайте вспомним, как называет Чернушка отрицательные качества, появившиеся в Алеше? (Пороки).

    - Для обозначения положительных качеств есть слово добродетели.

    - Как бы вы объяснили первокласснику, что такое добродетель?

    ( Варианты определений даются детьми: это добро, это когда ты делаешь что-то хорошее другому).

    - В словаре В.И. Даля дается такое определение:

    добродетель – всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла.

    Мы сейчас выполним очень важную работу. Попробуем найти в тексте слова, которые помогут нам назвать, оценить, понять человека и его поступки. Сделать выводы и  для себя.

    ( В результате коллективной работы появляется таблица).

    Добродетель

    Порок

    скромность

    послушание

    сострадание

    раскаяние

    стыд

    совесть

    доброта

    прилежание

    учтивость

    непослушание

    нескромность

    гордость

    самолюбие

    самонадеянность

    праздность

    самопревозношение

    неблагодарность

    ( Вся лексика взята из текста сказки. Конечно, учитель включен в работу, подсказывает детям нужные эпизоды и даже страницы. Это начало кропотливой работы с текстом. Обязательно учим работать с карандашом в руках).

    - А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек. Вам надо выбрать, по какой идти. Помните, как в сказках: налево пойдешь… направо пойдешь…Что будет в конце пути? У вас есть право выбора.

    (Есть желающие нарисовать

    змею, закрасить черным цветом).

    V. Жизнь души героя. Беседа о совести.

    - Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя  жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят: бессовестный.

    Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте и над вопросами:

    1. В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. ( Дети могут использовать стрелочки, направленные вверх, ступени лестницы, пирамиду).

    2. Как относится автор к своему герою?

    Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться.

    VI.  Выводы.

    - Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?

    1. Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей.

    2. Слушать внутренний голос совести.

    3. Быть требовательным к себе.

    4. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

    VII. Тест по повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

    1. Укажите верный вариант названия сказочной повести Антония Погорельского:
    «Черная курица, или Подземные жители»
    «Черная птица, или Подземные жители»
    «Черная курица, или Подземные обитатели»

    2. Где происходит действие сказочной повести?
    В тридевятом государстве
    В Москве
    В Санкт-Петербурге

    3. Как зовут главного героя повести?
    Антоша
    Андрюша
    Алеша

    4. Где воспитывался мальчик?
    в пансионате
    в пансионе
    в гимназии

    5. Что такое дортуар?
    спальные комнаты детей
    учительская
    ванная комната

    6. Укажите возраст героя
    6-7 лет
    8-9 лет
    9-10 лет

    7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?
    1. отправлялся в родительский дом
    2. оставался один и читал
    3. работал

    8. О ком идет речь: «…которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?
    1. о воспитанниках
    2. о собаках
    3. о курочках

    9. Что такое «зимние вакации»
    1. зимние каникулы
    2. прививки зимой
    3. катание на санках

    10. О чем попросила мальчика кухарка с большим ножом?
    1. нарезать лук
    2. проследить за кастрюлей
    3. поймать курицу

    11. Как удалось мальчику убедить Кухарку не жаловаться учителю?
    1. он дал ей империал
    2. он пригрозил ей расправой
    3. он сбежал из учебного заведения

    12. Почему Алеша не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?
    1. у него болел живот
    2. урок не стоил ему труда
    3. учитель льстил ему

    13. Что происходило с характером Алеши после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?
    1. он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех
    2. он впал в депрессию
    3. он получил Нобелевскую премию

    14. Выучил ли Алеша свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?
    1. да
    2. нет
    3 .Наполовину

    15. Каким было наказание за невыученный урок?
    1. сидеть в комнате на хлебе и воде
    2. убираться в пансионе
    3. исключение из пансиона

    16. Каким образом Алеше удалось вернуть себе зернышко?
    1. он отыскал его на заднем дворе
    2. оно было в другом кармане
    3. ему вернула его Чернушка

    17. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»
    1. окно
    2. трубу
    3. в щёлочку

    18. Почему Алеша рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?
    1. его собирались высечь розгами
    2. он хотел похвалиться своими знакомствами
    3. его об этом попросила Черная курица

    19. Что случилось с подземными жителями после того, как Алеша выдал их тайну?
    1. они переселились в пансион
    2. они вынуждены были переехать
    3. всё осталось по-прежнему

    20. Сколько недель Алеша пробыл в горячке?
    1. 2 недели
    2. 4 недели
    3. 6 недель


    Ответы:
    1-1
    2 – 3
    3 – 3
    4- 2
    5- 1
    6 – 3
    7 – 2
    8- 3
    9 – 1
    10 – 3
    11 – 1
    12 – 2
    13 – 1
    14 – 2
    15 – 1
    16 – 3
    17 – 3
    18 – 1
    19 – 2
    20 – 3

    VIII. Оценивание.

    Домашнее задание.

    Согласны ли вы с утверждениями:

    - у всех людей есть совесть

    - голос совести можно услышать только после плохого поступка

    - плохих людей, преступников совесть не мучает

    - бессовестному человеку жить легче.

    Список литературы

    1. Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2007.

    Интернет-ресурсы

    1. Детский сказочный журнал «Почитай-ка», статья «Автор «Черной курицы» Антоний Погорельский».

    http://www.cofe.ru

    2. Библиотека Михаила Телегина

    www.mtelegin.ru

    3. Википедия

    www.wikipedia.org


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

    ¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...

    Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

    Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...

    Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС

    Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители".  Урок рефлексии, обощения материала....

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

    Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

    Методическая разработка урока в 5 классе по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

    Урок закрепления, повторения и обобщения знаний с разнообразными методами и приемами...

    Инсценировка сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

    Эта сказка написана А.Погорельским в 1829 году для своего племянника Алёши-будущего писателя А.К.Толстого.О том, как Алёша учился трудолюбию и добру, в постановке сказки Антония Погорельского "Чё...