Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" - презентация
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Францева Лариса Юрьевна

Презентация поможет учителю донести до пятиклассников нравственные истины о честности, дружбе и верности. Материал иллюстрирован, все материалы доступны для понимания ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chernaya_kuritsa.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Слайд 3

Основные признаки фольклорной и литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устность, коллективность, анонимность Принадлежит конкретному автору Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи) Свойственна изобразительнось(описание места, облика героев, их характеров) Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

Слайд 4

Проверка знания текста учащимися. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте. 1.Алеша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание. 3.Алеша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прщание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алеши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление. ( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий )

Слайд 5

Аналитическая беседа . Работа с текстом. Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша. 1.Каким мы видим его в начале произведения? 2.Какой поступок Алеши поразил вас? (чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки») 3.Как и почему изменился Алеша? Итоги наблюдения за характером героя. Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка) самопожертвование предательство

Слайд 6

Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?( ПОРОКИ ) Назовите слово , противоположное по значению.( ДОБРОДЕТЕЛИ ) Познакомьтесь с определением значения этого слова: Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля) Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки. (В результате коллективной работы появляется таблица)

Слайд 7

ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК Скромность Непослушание Послушание Нескромность Сострадание Гордость Раскаяние Самолюбие Стыд Самонадеянность Совесть Праздность Доброта Самопревозношение Прилежание Неблагодарность

Слайд 8

Право нравственного выбора А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.

Слайд 9

Жизнь души героя . Беседа о совести. Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный. Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте над вопросами: 1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. 2.Как относится автор к своему герою? (Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).

Слайд 10

Жизнь души героя

Слайд 11

Выводы Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?( Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь). 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,

Слайд 12

Домашнее задание Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой? Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить. Возможный вариант: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.» «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность». «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли». «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть». «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их». Согласны ли вы с утверждениями: - у всех людей есть совесть - голос совести можно услышать только после плохого поступка плохих людей совесть не мучает бессовестному человеку жить легче Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами.

Слайд 13

Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока 1. Активизация мыслительной деятельности, развитие памяти 1.Игровая деятельность 2.Обучение приемам аналитической деятельности 2.Сопоставление произведений 3.Обучение логическому постижению построения произведения 3.Восстановление цепочки основных событий(составление плана) 4.Обучение приемам, обеспечивающим глубокое понимание текста; совершенствование техники чтения 4.Работа с текстом, чтение, словарная работа, частично-поисковая деятельность, решение проблемных вопросов 5.Развитие способностей к образному обобщению, умения видеть авторское отношение к герою 5.Отражение в виде схемы-рисунка духовного роста героя 6.Развитие логического мышления. Создание представления о шкале нравственных ценностей 6.Аналитическая деятельность(формулировка выводов);развитие ценностных ориентаций

Слайд 14

7. Развитие аналитической деятельности (оценка высказывания по определенным критериям) 7. Поисковая деятельность (составление сборника мудрых мыслей), творческая деятельность

Слайд 15

Рабочий лист учащегося

Слайд 16

Рабочий лист учащегося

Слайд 17

Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир

Слайд 18

Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой

Слайд 19

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т

Слайд 20

Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А

Слайд 21

Литература Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007. Интернет-ресурсы: 1.Библиотека Михаила Телегина www.mtelegin.ru 2. Википедия www.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС

Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители".  Урок рефлексии, обощения материала....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

Антоний Погорельский "Черная курица или Подземные жители" (презентация к уроку)

Презентация к уроку в 5 классе по творчеству Антония Погорельского "Черная курица или Подземные жители" позволяет активизировать процесс обучения по данной теме, реализовать идеи развивающег...

Урок литературы "Нестандартное начало урока литературы"

В презентации предложены интересные этапы начала урока литературы...