Инсценировка сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".
проект по литературе (6 класс)

Ерофеева Татьяна Анатольевна

Эта сказка написана А.Погорельским в 1829 году для своего племянника Алёши-будущего писателя А.К.Толстого.О том, как Алёша учился трудолюбию и добру, в постановке сказки Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" рассказали ученики 6-ого "В" класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ

По мотивам одноименной сказки Антония Погорельского

 Сценарий в двух действиях.

Действующие лица:

Алеша

Чернушка, министр Подземного Царства

Король Подземного царства

Учитель

Попечитель школы

Кухарка Тринушка

Массовка:

Одноклассники Алеши:

Первый  рыцарь

Второй рыцарь

Кухарка Тринушка

Куклы

Придворные

Действие 1

Сцена 1.

Занавес опущен. Алеша выглядывает из-за занавеса:

АЛЕША: Да, все разъехались на каникулы, скучно в интернате! Все книги уже перечитал… Мама с папой опять не приехали… (достает из кармана империал, смотрит) Вот империал подарили и велели ждать…

Выбегает Черная Курица, квохчет, мечется, за ней гонится кухарка Тринушка.

КУХАРКА ТРИНУШКА: Алеша, Алеша! Помоги мне поймать курицу!

ЧЕРНУШКА: Кудах, кудах, кудуху!

Алеша, спаси Чернуху!

Кудуху, кудуху,

Чернуху, Чернуху!

Алеша подбегает к кухарке, хватает ее за руки, говорит быстро, умоляюще:

АЛЕША:  Душенька, Тринушка! Ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая… Пожалуйста, оставь мою Чернушку!

КУХАРКА ТРИНУШКА: Черную курицу надо зарезать. Она ведь еще не снесла ни одного яйца.

АЛЕША: Тринушка! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!  (Протягивает империал). Пожалуйста, не тронь мою Чернушку!

Кухарка Тринушка, быстро оглянувшись, берет империал и уходит. Алеша ласково гладит подбежавшую к нему Чернушку.

АЛЕША: Чернушка, хорошая моя. Удалось спасти тебя от смерти!

ЧЕРНУШКА: Кудах, кудах, кудуху!

Не поймала ты Чернуху!

Кудуху, кудуху!

Чернуху, Чернуху!

Сцена 2.

Темнота. Занавес поднят. На сцене – уютная комнатка. Алеша спит на кушетке. Тихо входит Чернушка со свечой в руке.

ЧЕРНУШКА (старается мягко разбудить мальчика): Алеша, Алеша!

АЛЕША (открывает глаза, слегка испуганно):  Ах! это ты, Чернушка! Как ты зашла сюда?

ЧЕРНУШКА: Это я, Алеша! Ты не боишься меня, не правда ли?

АЛЕША:  Зачем я буду тебя бояться? Я тебя люблю; только для меня странно, что ты так хорошо говоришь: я совсем не знал, что ты говорить умеешь!

ЧЕРНУШКА:  Если ты меня не боишься, так поди за мною: я тебе покажу что-нибудь хорошенькое. Одевайся скорее!

Алеша встает, Чернушка проводит его вдоль сцены, на минуту уводит за кулисы. В это время на сцену выходят рыцари в доспехах, две куклы, все замирают, как статуи.Выходят на сцену Алеша и Чернушка, куклы улыбаются им, протягивают руки.

ЧЕРНУШКА:  Не трогай здесь ничего,  будь осторожен!

ПЕРВАЯ  кукла: Как красив этот юный паж! Как пригож!

ВТОРАЯ кукла: Поздоровайтесь же, милый мальчик!

Алеша говорит «Здравствуйте» и протягивает руку. Просыпаются рыцари, нападают на Чернушку. Чернушка и Алеша вынуждены отступить за кулисы.

Сцена 3

Те же декорации, что и в сцене 2, только теперь Алеша не спит. Входит Чернушка.

АЛЕША:  Ах, здравствуй, Чернушка! Я боялся, что никогда тебя не увижу. Здорова ли ты?

ЧЕРНУШКА (чуть укоризненно): Здорова, но чуть было не занемогла по твоей милости.

АЛЕША: Как это, Чернушка?

ЧЕРНУШКА: Ты добрый мальчик, но при том ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты молчал и ничего не трогал – ты же поздоровался с дамами и протянул им руку, а это разбудило рыцарей.

АЛЕША: Виноват, любезная Чернушка, вперед не буду! Пожалуйста, поведи меня сегодня опять туда; ты увидишь, что я буду послушен.

Алеша и Чернушка идут снова. Повторяется сцена с дамами, но теперь Алеша молчит. Чернушка взмахивает на них крыльями, и дамы с рыцарями убегают за кулисы.

Сцена 4

Торжественно входят Король и его свита . Алеша низко кланяется Королю, Король отвечает благосклонным кивком головы.

КОРОЛЬ: Мне давно было известно,  что ты добрый мальчик; но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за то заслуживаешь награду. Мой главный министр донес мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти.

АЛЕША (изумленно): Когда?

КОРОЛЬ: Третьего дня на дворе, Вот тот, который обязан тебе жизнью.

Король указывает на Чернушку. Чернушка сбрасывает крылья.

АЛЕША (поклонившись): Ваше Величество! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал. Третьего дня я имел честь избавить от смерти не министра Вашего, а черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…

КОРОЛЬ (гневно):  Что ты говоришь! Мой министр — не курица, а заслуженный чиновник! (смягчаясь)  Скажи мне, чего ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твое требование.

ЧЕРНУШКА (на ухо):  Говори смело, Алеша!

АЛЕША: Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали.

КОРОЛЬ:  Не думал я, что ты такой ленивец. Но делать нечего, я должен исполнить свое обещание.

По знаку придворный подносит на блюде конопляное семечко.

КОРОЛЬ: Возьми это семечко. Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.

Алеша благодарит, бережно заворачивает семечко в бумагу. Король прощается и уходит.

Сцена 5.

Придворные вместе с Чернушкой окружают Алешу.

Первый придворный: Дорогой, мы так рады, так благодарны, что Вы отважно спасли от смерти нашего друга! Но ведь Вы, скорее всего, проголодались! Я немедленно прикажу подать к столу все, что ни прикажете!

Второй придворный: Разрешите и мне быть полезным! (протягивает поднос с драгоценностями). Разрешите вручить Вам драгоценные камни. Это все брильянты, яхонты, изумруды и аметисты.

АЛЕША (смутившись, но с любопытством): Благодарю всех вас, что вы, не нужно… не стоит… Только расскажите мне, пожалуйста, кто вы таковы?

ЧЕРНУШКА:  Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко далеко, в другие страны. Ты легко представить себе можешь, что королю нашему невесело было бы оставить все здешние заведения и с целым народом переселиться в неизвестные земли. И поэтому убедительно тебя прошу быть как можно скромнее; ибо в противном случае ты нас всех сделаешь несчастными, а особливо меня. Из благодарности я упросил короля призвать тебя сюда; но он никогда мне не простит, если по твоей нескромности мы принуждены будем оставить этот край…

АЛЕША:  Я даю тебе честное слово, что никогда не буду ни с кем о вас говорить. 

Действие 2

Сцена 1

Классная комната. Идет урок. Все, кроме Алеши, внимательно слушают объяснения учителя. Алеша откровенно скучает.

УЧИТЕЛЬ: А теперь, Алеша, расскажите нам всем о заслугах светлейшего князя Григория Александровича Потемкина.

АЛЕША (встает, проверяет в кармане семечко): Используя свое положение президента Военной коллегии, Потемкин предпринял реформы, которые охватили все стороны армейской жизни, начиная от организации войск и кончая обмундированием. Прежде всего нововведения затронули кавалерию: было увеличено количество полков, созданы егерские стрелковые корпуса, драгунские полки были обучены не только конному, но и пешему строю, что позволяло им действовать самостоятельно, без поддержки пехоты.

Раздается стук в дверь. Входит попечитель школы, с ним еще несколько человек.

ПОПЕЧИТЕЛЬ: В этом классе учится наш юный вундеркинд, превзошедший в столь юном возрасте все науки.

Алеша кланяется.

ПОПЕЧИТЕЛЬ: Алеша, прошу Вас, продолжайте!

АЛЕША: На плечи Потемкина легло обеспечение безопасности южных границ России и освоение приобретенных после войны земель…

Попечитель и его гости прерывают ответ аплодисментами. Алеша вновь  кланяется.

Сцена 2.

Попечитель и гости уходят. Учитель продолжает урок. Алеша не слушает объяснения, шалит – плюет бумагой через трубочку, пускает солнечных зайчиков и так далее.

УЧИТЕЛЬ (после нескольких замечаний): Алеша, я уже не знаю, что с Вами делать. Вы совершенно не занимаетесь и мешаете всем!

АЛЕША: Но ведь я всегда отвечаю все, что Вы спрашиваете!

УЧИТЕЛЬ: Видимо, Ваши способности требуют особо сложных заданий. (Протягивает Алеше книгу). Будьте добры, выучите «Наказ императрицы Екатерины Второй, данный комиссии для рассмотрения проекта Нового уложения».

Алеша с поклоном берет книгу. Реплика в сторону: «Ну, зернышко-то при мне!»

Сцена 3

Класс. Учитель вызывает Алешу. Алеша молчит – мнется, краснеет, бледнеет, но не отвечает урок.

УЧИТЕЛЬ: Что же вы молчите?  Говорите урок.

Алеша судорожно ищет в кармане зернышко – зернышка нет.

УЧИТЕЛЬ: Что это значит, Алеша? Почему Вы не хотите говорить?

Учитель рассердился.

УЧИТЕЛЬ: Пойдите в спальню и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок.

Сцена 4

Алеша в спальне везде ищет зернышко – зернышка нет.

АЛЕША (чуть не плача):  Милая Чернушка! Любезный министр! Пожалуйста, явись мне и дай другое семечко! Я, право, впредь буду осторожнее.

Входит Чернушка.

АЛЕША:  Ах, Чернушка!  Я не смел надеяться, что с тобою увижусь Ты меня не забыла?

ЧЕРНУШКА: Нет,  я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алеша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя!

Алеше стыдно, он опускает голову. Черная Курица протягивает ему зернышко.

ЧЕРНУШКА: Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Король наш слишком великодушен, чтоб лишить тебя оного за твою неосторожность. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне все, что тебе о нас известно… Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего — неблагодарности!

Радостный Алеша берет зернышко.

АЛЕША: Спасибо тебе, милая Чернушка! Я исправлюсь, я обещаю!

ЧЕРНУШКА: Не полагай,  что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою. Но прощай, пора нам расстаться!

Чернушка исчезает.

Сцена 5

Класс. Учитель вызывает Алешу.

УЧИТЕЛЬ: Знаете ли вы урок ваш? 

АЛЕША (смело и гордо): Знаю.

Где законы ясны и точны, там долг судьи состоит ни в чем ином, как вывесть наружу действие…

Приговоры судей должны быть народу ведомы, как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов…

УЧИТЕЛЬ: Так, я вижу, что урок Вы знаете, но почему Вы вчера отказались отвечать.

АЛЕША: Вчера я не знал его.

УЧИТЕЛЬ: Когда же Вы его выучили?

АЛЕША: Сегодня утром.

ОДНОКЛАССНИКИ (в один голос): Это неправда, он и книги не брал сегодня утром.

УЧИТЕЛЬ: Так когда Вы выучили урок?

Алеша потрясенно молчит.

УЧИТЕЛЬ:  Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,  тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того Бог дал вам ум, чтоб вы во зло его употребляли. Вы заслуживаете наказание за вчерашнее упрямство, а сегодня вы еще увеличили вину вашу тем, что солгали.

Учитель достает розгу.

АЛЕША (испуганно): Нет, не надо! Я не учил урок! Я могу ответить любой урок, если у меня в кармане волшебное зернышко! Мне дала его наша курица Чернушка, она на самом деле не курица, а важный министр…

УЧИТЕЛЬ (гневно): Вместо того, чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Это слишком уж много.

Алешу наказывают.

Сцена 6

Ночь. Алеша лежит в постели. Появляется Чернушка. Подходит к кушетке, будит мальчика.

ЧЕРНУШКА:  Алеша! Я вижу, что ты не спишь… Прощай! Я пришел с тобою проститься, более мы не увидимся!

Алеша громко рыдает..

АЛЕША: Прощай!  Прощай! И, если можешь, прости меня! Я знаю, что виноват перед тобою; но я жестоко за то наказан!

ЧЕРНУШКА: Алеша! Я тебя прощаю; не могу забыть, что ты спас жизнь мою, и все тебя люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки!.. Прощай! Мне позволено видеться с тобою на самое короткое время. Еще в течение нынешней ночи король с целым народом своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все в отчаянии, все проливают слезы. Мы несколько столетий жили здесь так счастливо, так покойно!

Алеша бросается целовать руки министра, видит цепи.

АЛЕША (с ужасом): Что это такое?

ЧЕРНУШКА (подняв обе руки вверх):Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи, но не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в последний раз!

Чернушка в последний раз обнимает Алешу и скрывается.

Благодарные зрители, ученики 1 «В» класса,  в размышленях о судьбе Алёши…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...

Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание...

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

Урок по литературе "Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского "Чёрная курица или подземные жители" 5 класс ФГОС

Конспект открытого урока по литературе по сказке Антония Погорельского "Черная курица или подземные жители".  Урок рефлексии, обощения материала....