Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Куракина Елена Ильинична

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no19_pogorelskiy_chernaya_kuritsa.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Класс: 5

Предмет: литература

Тип урока: обобщение и систематизация новых знаний

Цели урока: - раскрыть глубину образа героя сказки;

Задачи: -раскрытие основного конфликта;

             - развитие навыков логического высказывания;

             -развитие познавательной активности;

             -развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Сегодня мы познакомимся со сказкой Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители»

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Работа с презентацией.

 Слово учителя и презентация.

      II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

заданиями 2—4 учебника (с. 148—149).

      Литературоведческое определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре литературоведческих терминов»:

      Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

      На уже прочитанном фрагменте удобно отследить, как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы. Это можно сделать с помощью вопросов уже в ходе краткого пересказа или задать вопросы отдельно.

      — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?

      — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?

      — Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?

      — Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?

      — Могла ли такая сказка быть народной?

      Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

      Учебник предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):

      — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

     

      — Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?

      Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

      III. Нравоучительное содержание сказки

      Выразительное чтение

      Следующий отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 140—147) — ярко и динамично читает учитель. Чтение этого отрывка занимает около 10 минут.

      — Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?

      Если время позволяет, попросим детей найти абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.

      1) «Учитель очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда» (с. 140).

      2) «Сначала он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию, что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней вспоминал» (с. 141).

      3) «Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился, из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).

      4) «Притом Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав»(с. 142).

      — Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?

Рефлексия: отвечают на вопросы.

      Краткий пересказ

запишем

      Сюжет — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

      — Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.

      Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.

      Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.

      Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.

      В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.

      — Чему учит пример превращения Алеши?

      — Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.

      1) «Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“» (с. 142).

      2) «— Не полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).

      3) «...Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» (с. 147).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Итог урока (рефлексия деятельности)

      Домашнее задание

      Подготовить выразительный  пересказ конца сказки (с. 148).

     

Рефлексия способов и условий действия.


      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно - реальное в сказке. Нравоучительное содержание"...

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)

Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной)                ...

Урок литературы в 5 классе Тема: «А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Урок литературы в 5 классе. А. Погорельский "Черная Курица, или Подземные жители". Фантастическое и достоверно - реальное в сказке....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"

Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией  А. Погорельского и его сказкой « Чёр...

Разработка урока литературы в 5 классе «А. Погорельский. Сказка "Черная курица, или Подземные жители.» Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Урок способствует формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители"; развитие навыков выразительно...

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»

Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский.  «Черная курица, или Подземные жители»...