Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Армаш Наталья Анатольевна

Урок литературы по стихотворению Некрасова Железная дорога

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приема антитезы в раскрытии художественного замысла стихотворения». Урок литературы в 6 классе по стихотворению Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Слайд 3

Приходилось ли вам когда-нибудь путешествовать? На чем? Вы когда-нибудь задумывались, кто и как строит железные дороги? Об этом мы будем говорить на нашем уроке, читая стихотворение Некрасова «Железная дорога».

Слайд 4

« Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»

Слайд 5

Цель-результат: Называть факты биографии Н.А. Некрасова. Познакомиться с историей создания первой железной дороги в России. Сравнить картины описания природы и труда русского народа. Определить прием, на основе которого построено стихотворение, и сформулировать основную идею произведения.

Слайд 6

Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821,Немиров — 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) — русскийпоэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы. Современники о нём отзывались, как о "... человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой... человек с настоящею... русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности...". [

Слайд 7

Н.А.Некрасов Он был первым, кто. заговорил о тяжелой участи рабочих, о царе-голоде, о детях-рабах на фабриках и заводах. Некрасову как поэту и человеку в высшей степени присуща способность чувствовать чужое страдание, боль, людское горе. Его произведения отражают тяжёлую жизнь народа и обличают крепостное право.

Слайд 8

А когда, по вашему мнению, строили первую железную дорогу в России?

Слайд 10

Папаша считает, что дорогу построил граф Клейнмихель, а как считаете вы?

Слайд 11

Первая часть. Какое настроение создают прочитанные строки? Какие эпитеты и другие ИВС использует поэт для описания осени? Какие звуки вы слышите? О чем думает лирический герой?

Слайд 12

Вторая часть От чьего лица ведется повествование во второй части? Что заставило рабочих пойти на стройку? (выпишите ключевые слова) Какими словами Некрасов описывает построенную дорогу? К чему призывает мальчика( и нас, читателей) лирический герой стихотворения? Найдите и выпишите строки, в которых заключена идея этой части.

Слайд 15

Третья часть Кто вступает в спор с лирическим героем? К какому социальному слою относится этот персонаж? На какой мир ориентирован генерал?

Слайд 17

Площадь Святого Петра и собор Святого Петра

Слайд 18

Статуя АПОЛЛОНА

Слайд 19

Составление сравнительной таблицы «Взгляд на народ» (по 2-3 части) Критерии Лирический герой Генерал Что создал народ? Отношение Вывод

Слайд 20

Четвертая часть Какие картины поэт описывает в 4 части? Каков итог работы рабочего люда? Почему появляется именно купец? Как он относится к народу? Для кого лирический герой рисует такую «отрадную» картину? (для ответов привлечь отрывок из текста).

Слайд 21

Выявление приема построения текста Подумайте, почему Некрасов начинает стихотворение картинами природы? Как это описание ложится на остальное содержание? Как называется такой прием построения текста? Выявите антитезу во 2,3,4 части.

Слайд 22

Вернемся к нашей «корзине предсказаний» Сравни свои предположения и фактическую картину. У кого они совпали?

Слайд 24

Итоговые вопросы Каким изобразил русский народ в своем стихотворении Некрасов? Во что верит лирический герой? Могут ли эти строки быть основной идеей всего стихотворения? Почему? Содержится ли в этих строках антитеза? Как содержание стихотворения «Железная дорога» раскрывает эпиграф к уроку?

Слайд 25

РЕФЛЕКСИЯ Закончи фразу: Сегодня на уроке я понял, что… Особенно мне запомнилась мысль о том, что… Написать синквейн «НАРОД»

Слайд 26

Домашнее задание Выполняется на выбор: Создайте модель строительства железной дороги будущего. Напишите письмо строителям дороги 19 века. Выучи наизусть отрывок.

Слайд 27

"Попутная песня" Нестора Васильевича Кукольника (1809-1868) посвящена первой в России железной дороге. Положена на музыку М.И.Глинкой.



Предварительный просмотр:

Урок по стихотворению  Н.А. Некрасова «Железная дорога» по технологии РКМ

«Использование приема антитезы в раскрытии художественного замысла стихотворения»

Армаш  Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы

       Стихотворение  нужно  прочитать и обсудить на уроке (учащиеся заранее с текстом не знакомы). Предлагаю сделать это по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с художественным текстом.

Основной методический прием – «чтение с остановками». Суть приема состоит в том, что каждый раз в момент остановок учащиеся отвечают на «толстые» и « тонкие» вопросы  или  выдвигают свои версии развития сюжета, то есть выступают в своем роде соавторами писателя. Однако, познакомившись со следующим фрагментом текста, те учащиеся, версии которых не совпали с авторской,  должны   спокойно отказаться от своей точки зрения.

Технологическая карта урока выглядит так:

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Обращение к личному опыту.

Чтение с остановками.

Написание творческой работы

Подготовка к уроку.

  • Составление презентации к уроку
  • Записать на доске  схему синквейна.

                                                 

                                           Ход урока

Стадия вызова.

Вопрос к аудитории: (слайд 3)

  • Приходилось ли вам когда-нибудь путешествовать? На чем?
  • Вы когда-нибудь задумывались, кто и как строит железные дороги?  Как это было раньше?

Учитель. 

        Об этом мы будем говорить на нашем уроке, читая стихотворение Некрасова «Железная дорога».  Эпиграфом к нашему уроку станут строки поэта.

«Я призван был

воспеть твои страданья,

терпеньем изумляющий народ…»

Н.А.Некрасов

(слайд   4 )  

     После озвучивания темы и эпиграфа к уроку учитель формулируют цель-результат, которая должна быть достигнута  и отслежена в конце урока. ( слайд  5 )

  • Называть  факты биографии Н.А. Некрасова;
  • Познакомиться  с историей создания первой железной дороги в России;
  • Сравнить картины  описания  природы и труда русского народа;
  • Определить  прием, на основе которого построено стихотворение,  и сформулировать основную идею произведения.

Учитель.

- Что вы помните  о жизни поэта?  

Ответы учеников. Несколько слов учителя, корректирующих общую картину. ( слайд  6,7 )

Учитель.

- А когда, по вашему мнению, строили первую железную дорогу в России?  (слайд 8)

Дети предлагают свои варианты ответов. 

Историческая справка о строительстве первой железной дороги в России.

 ( индивидуальное домашнее задание)

«1834 г. – строительство первой железной дороги в России

     Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги.

Е.А. Черепанов

М.Е. Черепанов

Паровоз Черепановых

Август 1834 г. – приезд австрийского инженера Франца фон Герстнера в Россию

     В августе 1834 г. по приглашению горного ведомства в Петербург приехал известный австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер.

За 4 месяца он объездил множество городов от Москвы до Урала и по возвращении в Петербург подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог. В ней отмечалось, что "…нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения". Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей. В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован.
     Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек. Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки.
    В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.
     Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут. Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек.
  Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (
30 октября) 11 ноября 1837 года. Это стало официальной датой открытия  Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут.
    На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года. Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час. 
     

      Стихотворение «Железная дорога» воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой в 1842-1852 годах.

    Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, бывшему адъютанту Аракчеева, деспотичному, жестокому человеку, казнокраду.

     На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую, каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода.

        О положении землекопов так рассказывал   инженер Панаев, близкий приятель Некрасова: «Это был самый несчастный народ на всей русской земле, который походил скорее не на людей, а на рабочий скот, от которого требовали в работе нечеловеческих сил без всякого, можно сказать вознаграждения».

Стадия осмысления

Учитель читает эпиграф  к стихотворению (слайд 10 ).

         Первая остановка в чтении и беседа. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста.

  • Папаша  считает, что дорогу построил граф Клейнмихель, а как  считаете вы?

Ученики предлагают свои варианты ответов. «Корзина   предсказаний  ( ученикам розданы стикеры,  которые  они крепят  на доске).

Учитель читает первую часть стихотворения.  (слайд  11 )

  • Какое настроение создают прочитанные строки?
  • Какие ИВС использует поэт для описания осени? ( Это красивые и точные эпитеты «лед неокрепший», «под сиянием лунным», «славная осень», «листья желты и свежи», сравнения - «словно как тающий сахар лежит»)
  • Какие звуки вы слышите?
  • О чем думает лирический герой? Ученики предлагают свои варианты ответов.

Учитель читает вторую  часть стихотворения.  (  слайд 12,13,14 )

  • От чьего лица ведется повествование во второй части? (от лица лирического героя)
  • Что заставило рабочих пойти на стройку? (выпишите в тетрадь ключевые слова)  (Царь-голод согнал народ на строительство дороги: «В мире есть царь: этот царь
    беспощаден, Голод названье ему». «Он-то согнал сюда массы народные»)
  •  Какими словами Некрасов описывает построенную дорогу?

«Прямо дороженька: насыпи узкие, 
Столбики, рельсы, мосты. 
А по бокам-то всё косточки русские...»

  • К чему призывает мальчика  ( и нас, читателей) лирический герой стихотворения?

«Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.»

  • Найдите и выпишите строки, в которых заключена идея этой части:

Да не робей за отчизну любезную... 
Вынес достаточно  русский народ, 
Вынес и эту дорогу железную — 
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную 
Грудью дорогу проложит себе. 
Жаль только — жить в эту пору прекрасную 
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

  • Как эти строки  характеризуют лирического героя? ( Это человек, который любит народ, видит его сильные стороны, но понимает, что  счастье для народа наступит нескоро.)

Учитель читает третью  часть стихотворения.  (слайд  15,15,17,18 )

  • Кто вступает в спор с лирическим героем? (Генерал, отец мальчика)
  • К какому социальному слою относится этот персонаж? ( Правящий слой)
  • На какой мир ориентирован генерал? ( На западный европейский мир)

Составление сравнительной таблицы      «Взгляд на народ» (по 2-3 части)

Критерии

Лирический герой

Генерал

Что создал народ?

«Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты».

«Вот ваш народ - эти термы и бани, Чудо искусства - он всё растаскал!»

Отношение

«Трудно свой хлеб добывал человек!»

«Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда!»

«Что же... всё это народ сотворил?»

«Ваш славянин…не создавать - разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!»

Вывод

У генерала и лирического героя противоположные взгляды на русский народ. Лирический герой   призывает увидеть тяжелый труд простых людей, не закрывать глаза на правду и научиться мужика уважать.

Учитель читает четвертую  часть стихотворения.(  слайд 20     )

  • Какие картины поэт описывает в 4 части?
  • Каков итог работы рабочего люда?
  • Почему появляется именно купец?
  • Как он относится к народу?
  • Для кого лирический герой рисует такую отрадную картину? (для ответов привлечь отрывок из текста).

Учитель.

- Вернемся к нашей «Корзине  предсказаний» :«Кто же построил железную дорогу?»

- Сравни свои предположения и фактическую картину.  У кого они совпали?

Выявление приема построения текста. (слайд 21)

  • Подумайте, почему Некрасов начинает стихотворение картинами природы?
  • Как это описание природы ложится на остальное содержание? (Картины природы, в которой нет безобразья, вступают в противоречие с картинами труда на стройке, отношениями героев стихотворения к народу, т.е.  здесь мы видим явное противопоставление )
  • Как называется такой прием построения текста? (антитеза)

Работа со «Словарем литературоведческих терминов».

В тетради запись определения.

Антитеза – это   стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов:

Я царь - я раб, я червь - я бог!

Г.Р.Державин

  • Выявите антитезу во 2,3,4 части.
  • Каковы главные мысли стихотворения? (Измученный, измождённый народ обречен на каторжный труд, так как вынужден добывать себе хлеб, гонимый «царем-голодом». Этот народ, как великий труженик, по мнению Некрасова, заслуживает всеобщего уважения и восхищения.)
  • Какова идея стихотворения? Как антитеза помогает раскрыть основную идею стихотворения?

Идея художественного произведения – это  главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.

 (Истинный строитель дороги не граф, а  простой русский народ.  Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться уважению к народу-труженику. Идея   раскрывается за счет противопоставления картин природы и строительства железной дороги, отношения к народу лирического героя и генерала, веры лирического героя в светлое будущее русского народа и мысли о том, что это будет не скоро, обмана рабочих после окончания строительства и восторгов от слов купца).

Учитель.

- Вернемся к нашей «Корзине  предсказаний» :«Кто же построил железную дорогу?» (слайд 22)

- Сравни свои предположения и фактическую картину.  У кого они совпали?

Итоговые вопросы  (слайд 23,24)

  • Каким изобразил русский народ в своем стихотворении Некрасов?
  • Во что верит лирический герой?
  • Могут ли эти строки быть основной идеей  всего стихотворения? Почему?
  • Содержится ли в этих строках антитеза?
  • Как содержание стихотворения «Железная дорога» раскрывает эпиграф к уроку?

Стадия рефлексии.

Ученикам выдаются листочки, на которых они должны закончить фразу ( на  выбор): (слайд 25)

  • Сегодня на уроке я понял, что…
  • Особенно  мне запомнилась мысль о том, что…

 Несколько ответов озвучиваются, остальные собирает учитель.

Написание  синквейна « Народ», «Строительство»

Пример синквейна:

       Народ.

Трудолюбивый, терпеливый.

Строит, терпит, радуется.

Народ созидает и создает прекрасные вещи.

   Труженик.

Несколько ответов озвучиваются, остальные собирает учитель.

Домашнее задание:  (слайд 26)

1. Выучите наизусть первую часть стихотворения

2.На выбор:

  • Создайте модель строительства железной дороги будущего.
  • Напишите письмо строителям  дороги 19 века

Учитель.

А закончить свой урок мне хочется  чтением "Попутной песни " Нестора Васильевича  Кукольника  (1809-1868), посвященной  первой в России железной дороге.(слайд 27)
              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. Н.А. Некрасов "Железная дорога"

Презентация к уроку литературы. Н.А. Некрасов "Железная дорога"...

Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Урок литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога"

Сценарий урока литературы в 6 классе "Вот они - нашей дороги строители! Композиция стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" + презентация...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

Презентация на тему:"Стихотворение Некрасова "Железная дорога"

Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха....