Новоселова Светлана Викторовна

Сайт старшего воспитателя

Профессия: заместитель заведующего по ВМР

Профессиональные интересы: Дошкольное образование

Увлечения: ИКТ

Регион: Кемеровская область

Населенный пункт: г.Кемерово

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 192 «Детский сад общеразвивающего вида"

Звание, ученая степень: Почетный работник общего образования Российской Федерации

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/novoselova-svetlana-viktorovna

 #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

 

Воспитание? Воспитание... Воспитание!

Воспитание?

Слово «воспитание» сегодня на слуху у каждого современного человека. Так что же такое «воспитание»?

Давайте попробуем разобраться, что же включает в себя понятие «воспитание».

В широком понимании – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

Сегодня, работая по новым стандартам, мы обращаем внимание, что воспитание обучающихся должно быть построено на основе базовых национальных ценностей российского общества, и направлено на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

В каком же возрасте следует начинать воспитание и как долго его продолжать?

На одной из лекций, известному педагогу А.С. Макаренко был задан вопрос о том, с какого возраста надо начинать воспитание. Макаренко спросил: «А сколько лет вашему ребенку?». Родитель ответил: «Пять». И педагог ответил: «Вы опоздали на 5 лет».

Народная мудрость также гласит, что ребенка надо начинать воспитывать, когда он поперек лавки лежит.

И это действительно так! Воспитание начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь: родители воспитывают детей, учитель – учеников, руководитель — подчиненных, жены — мужей, друзья – друг друга. Иногда взрослый человек получает для себя полезные уроки, даже от маленьких детей.

Зачем нужно воспитание? И как же правильно его организовать? Вопросов, связанных с воспитанием очень много, и найти ответы на них не так просто.

Воспитание...

Размышлять на эту тему можно бесконечно…

Проблема воспитания давно интересовала людей, так как во все времена люди воспитывали своих детей, а задумываться о сути этого процесса, его целях и средствах стали задолго до становления наук. Свой вклад в эти рассуждения внесли философы, литераторы, теологи и моралисты всех времен.

Мне близки идей Льва Семеновича Выготского, известного психолога начала ХХ века, который взглянул на процесс воспитания совершенно по-новому. Он считал, что «суть воспитания не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед». Ученый утверждал, что «не нужно воспитывать ребенка извне, нужно направить его, чтобы он самовоспитывался». Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитание!

Принципы воспитания детей по Выготскому:

  • Уступайте ребенку, чтобы потом взять верх. Разрешите ребенку сделать то, чего он не ожидает. После такого дети обычно теряют интерес к поступку и переключаются на что-то другое. Вы идете на уступку, но, по сути, берете верх.
  • Позвольте ребенку почувствовать себя главным. Чтобы справиться с неуправляемыми детьми, иногда нужно делать их главными. Тут важно не допустить вседозволенности, а именно: направить энергию в нужное русло. Поручите ребенку что-то, дайте то, за что он будет отвечать.
  • Позвольте ребенку играть — это основа его взрослой жизни. Игра — одна из форм воспитания, направлена на будущее ребенка. Игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие.
  • Найдите в ребенке таланты. Нужно хвалить, нужно искать плюсы, выделять их, тогда ребенок захочет их развивать. Задача взрослого рассмотреть эти таланты и помочь их развить.
  • Превратите недостаток ребенка в его достоинство. У всех нас свои недостатки, дети не исключение. Их тоже нужно найти и превратить в достоинства. Выготский называл это понятие «сверхкомпенсацией» и говорил: «Сверхкомпенсация была бы волшебным, а не биологическим процессом, если бы она всякий недостаток обращала в достоинство».
  • В раннем детстве ребенок не умеет обманывать. Мы не рождаемся со способностью врать. Маленький ребенок на это не способен. Дело в том, что сенсорная и моторная функция в таком возрасте сильно связаны, поэтому малыш не способен выдумывать. Лгать ребенок учится у взрослых, так что тут уже нужно воспитывать себя.
  • Ребенок плохо себя ведет не просто так. На это всегда есть причина.  Поговорите с ребенком, понаблюдайте, когда он начинает капризничать, попробуйте для начала сами разобраться в ситуации.
  • Позднее развитие так же плохо, как и раннее. Суть в том, что все должно быть вовремя. Не раньше, но и не позже! Слишком позднее обучение так же трудно и неплодотворно для ребенка, как и слишком раннее.
  • Не мешайте ребенку исследовать мир. Дети — маленькие исследователи, они только открывают для себя мир. И наша задача просто не мешать им это делать!

Я считаю, что принципы воспитания Льва Семеновича Выготского можно смело применять, ведь их результативность доказана практикой и временем!

А как считаете Вы?

О себе

высшее образование, 25 года педагогического стажа, 5 лет муниципального стажа

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии

Кен Робинсон 
 

Мой взгляд на мир

“It’s so glorious to love and to be loved” 

Мои достижения

2019г., Серебряная медаль за победу во Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети»;

2019г., Диплом I степени областного конкурса на лучший экспонат выставок-ярмарок, проводимых  Кузбасской выставочной компанией «Экспо-Сибирь»; 

2019г., 2 место в муниципальном конкурсе методических материалов педагогических работников «Методическая копилка»;

2019г., Презентация опыта деятельности на августовских мероприятиях «Деятельность «Научно - образовательного центра – Кузбасс» - фактор развития образования региона» в рамках Панельной дискуссии «Реализация ранней профориентационной функции в условиях формирования НОЦ «Кузбасс» по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»;

2019г., ДОО Победитель Всероссийского смотра - конкурса образовательных организаций «ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» на основе многокомпонентного анализа»;

2019г., ДОО Победитель Всероссийского конкурса «Образцовый детский сад»;

2019г, ДОО Лауреат Областного конкурса на лучший экспонат выставок-ярмарок, проводимых  Кузбасской выставочной компанией «Экспо-Сибирь»;

2015г., муниципальный конкурс методических материалов педагогических работников «Методическая копилка», номинация «Проект», 1 место;

2016г., областной конкурс  «Педагогические таланты Кузбасса», номинация «Педагог-методист», участник;

2016г., муниципальный конкурс методических материалов педагогических работников «Методическая копилка», номинация «Методические рекомендации», 1 место;

2016г., муниципальный конкурс методических материалов педагогических работников «Методическая копилка», номинация «Информационно - методические материалы», 1 место;

2017г., муниципальный конкурс методических материалов педагогических работников «Методическая копилка», 3 место;

2017г., Всероссийский заочный конкурс методических материалов по организации и содержанию воспитательной деятельности в образовательных организациях «КЛАССИКИ» (конкурсный поток «Азбука безопасности»), Диплом II степени;

2017г., Всероссийский заочный конкурс методических материалов по организации и содержанию воспитательной деятельности в образовательных организациях «КЛАССИКИ» (конкурсный поток «Образ жизни – здоровый!»,) Диплом лауреата;

2017г., Всероссийский заочный конкурс методических материалов по организации и содержанию воспитательной деятельности в образовательных организациях «КЛАССИКИ» (конкурсный поток «2017 год – Год Экологии»), Диплом лауреата;

2017г., областной конкурс научно-методических практико-ориентированных работ, направленных на повышение качества управленческой деятельности «Фрегат», Диплом I степени;

2017г., областной конкурс на лучший экспонат выставок-ярмарок, проводимых  Кузбасской выставочной компанией «Экспо-Сибирь», Диплом III степени.

Моё портфолио

Счастлив тот, счастлив тот,
В ком детство есть.

Мои публикации:
Разное
Управление ДОУ
Работы детей:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы