Технология «Лэпбук» в ДОО
статья

Новоселова Светлана Викторовна

Лэпбук – интерактивная папка, маленькая детская энциклопедия, увлекательная игра — это новая образовательная технология, которая сегодня стремительно набирает популярность, это метод, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lepbuk_v_doo.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

С.В. Новоселова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Улыбка»,

Гурьевск, Кемеровская обл.,

старший воспитатель

Почетный работник  общего образования Российской Федерации

Технология «Лэпбук» в ДОО

Technology "Lepbuk" in pre-school educational organization

         Лэпбук – интерактивная папка, маленькая детская энциклопедия, увлекательная игра — это новая образовательная технология, которая сегодня стремительно набирает популярность, это метод, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться.

         Lepbuk is an interactive folder, a small children's encyclopedia, an exciting game is a new educational technology that is rapidly gaining popularity today, this is a method that can give unpredictable results, this research that once started will last a lifetime, because if you sow " grain "of discovery and research, it will grow and increase.

        Лэпбук, проект, образовательная технология.

        Lepbuk, project, educational technology.

Введение ФГОС ДО изменило подход к организации образовательной деятельности в ДОО. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: инициативное, ответственное, активное, любознательное, умеющее нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В связи с этим педагоги сегодня ищут новые подходы, идеи, способы и средства обучения, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких современных средств обучения, пришедшим в российское образование из Америки, является лэпбук. В дословном переводе с английского (lapbook)  - это книжка на коленях или наколенная книга. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов, книжка – раскладушка. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная тематическая папка, в которой собраны материалы на одну определенную тему.

Лэпбук представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1 этап – целеполагание (выбор темы). Для детей младшего дошкольного возраста лучше брать более «широкие, обобщающие» темы.То есть должна получиться книга с общеизвестными знаниями, которые для маленьких детей будут новыми. Для детей старшего дошкольного возраста необходимо брать узкие темы, несущие конкретную информацию.

2 этап – разработка лэпбука (составление плана).  Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему.  На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.

3 этап – выполнение  макета. Данный этап самый увлекательный. Надо  придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет (зарисовка элементов лэпбука на черновике). Это реализация ваших замыслов, фантазии и воображения: на страницах лэпбука располагаются: кармашки (обычные и фигурные), конвертики разных форм, блокнотики со страницами разной длины, окошки, мини-книжки и книжки – гармошки, разворачивающиеся странички, вращающиеся круги, выдвижные элементы, в которых находится дидактический материал (карточки, игры, схемы, иллюстрации, художественное слово).

4 этап – создание шаблона (практическая работа). В соответствии с макетом делается шаблон папки в натуральную величину. Можно создать шаблон вручную, можно на компьютере.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: насыщенности: соответствует возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы дошкольного образования; полифункциональности: возможность использования в разных видах детской активности; безопасности: соответствие всех его элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; вариативности: периодическая сменяемость материала, появление нового, стимулирующего игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, кроме этого, существует несколько вариантов использования каждой его части; мобильности: его можно без трудностей перевозить, переносить, а также дать «погостить» в другую группу или домой ребенку; доступности: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, структура и содержание лэпбука доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа по освоению и внедрению новой технологии «Лэпбук» в ДОО идет полным ходом. Лэпбук широко используется в совместной деятельности взрослого и детей: как на занятии, так и вне, организовав работу по группам, парам, индивидуально, с детьми разного возраста и разными способностями. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольного образования. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Лэпбук в своей деятельности используют не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре.

Значение использования лэпбука для педагога: способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования, помогает  систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку, способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности, обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми, способствует творческой самореализации педагога, повышению педагогического мастерства, проявлению креативности и компетентности.

Лэпбук способствует организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Он воспринимается дошкольниками как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию. Использование  лэпбука имеет важное значение для ребенка: лэпбук - это превосходный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Лэпбук способствует развитию творческого мышления,  развивает познавательный интерес, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию мелкой моторики детей, учит самостоятельно собирать и организовывать информацию. Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Кроме этого, лэпбук – эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству, развивает доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность, объединяет взрослых и детей для увлекательного и полезного занятия.

Презентация лэпбуков и применение их в образовательной деятельности осуществилось в рамках фестиваля педагогических идей «Лэпбук - современная образовательная технология», в котором участвовали не только все педагоги, но и родители воспитанников по номинациям «Лэпбук, созданный воспитателем», «Лэпбук, созданный специалистами»,  «Лэпбук, созданный педагогом и детьми», «Лэпбук, созданный в совместной деятельности с родителями.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.

Литература

1.        Габидуллина, Е. В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Габидуллина // Пермский педагогический журнал. – 2015. - № 7. – С. 146-148.

2.         Блохина, Е., Лиханова, Т. Лэпбук – «наколенная книга»  [Текст] / Е. Блохина, Т. Лиханова //  Обруч. – 2015. – № 4. – С. 29–30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....

Консультация для воспитателей по теме "Технология лэпбук и ее применение"

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов  на индивидуализацию образования , а значит на поиск новых , наиболее эффективных, и...

Мастер класс «Технология лэпбук и ее применение в работе с детьми раннего возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук. Задачи: 1. Познакомить с технологией лэпбук. 2. Повысить у...

Методические рекомендации по технологии экспериментально-исследовательской деятельности с применением технологии «Лэпбук»

 С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возраст...

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЭПБУКА «РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ».

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности дете...