Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника
методическая разработка на тему

Пестова Эмилия Геннадьевна


В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lepbuk.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника

«Человек образованный — тот,

 кто знает, где найти то, чего он не знает»

Георг Зиммель

Не секрет, что информатизация общества изменила практику нашей повседневной жизни. Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу с детьми.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию вот такие необычные книжки.  Это авторские пособия, которые привлекают к себе внимание необычностью, яркостью, новизной. Это лэпбук,   технология  создания которого, меня очень заинтересовала. Что же это за новшество?

Технология изготовления нам всем, думаю, знакома. Что-то в этом есть от детских   тетрадок с анкетами и потайными кармашками  и сюрпризами.

Лэпбук –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Эту   небольшую самодельную папку   ребёнок может удобно разложить  и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук представляет  собой интерактивную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями,  в которую помещены материалы на одну тему.  

   При этом  - это не просто поделка. Это заключительный этап   исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы совместно со взрослыми (воспитателем или родителями).

Заполнять эту папку может, как  взрослый с помощью интернет –ресурсов, так и дети с помощью рисунков, аппликации, коллажей.  

Все иллюстрации, загадки, стихи из лэпбука можно использовать и на занятии, и в других видах деятельности.  

Зачем же нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Особенно это ценно для детей «визуалов».
  2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
  3.  Ребенок научится совместной работе по сбору и систематизации информации.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных,   а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.).
  5. Создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие!

Из чего состоит лэпбук?

Жёстких требований нет. Лэпбук может состоять из папки формата А3, в которую, как я говорила,  вклеиваются детали с наглядной информацией по теме: от интересных игр до лексики и большого количества  информации.

Что  понадобится для работы :

- шаблоны лэпбука, которые можно найти в интернете;

- лист плотной бумаги формата А3 или 2-3 листа А4;

- ножницы;

- клей-карандаш;

- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;

- скотч;

-  бумага для принтера;

- дырокол;

- степлер;

 - безграничная фантазия.

Тема для папки может быть совершенно любой,  как и ее сложность. Но  лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Птицы". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какую-нибудь конкретную птицу и в лэпбуке дать подробную информацию о ней (строение, повадки, места обитания, питание) - то это будет гораздо  продуктивнее.

После того, как вы выбрали тему, нужно составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому  надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Например, вот мой план для лэпбука «Осень»:

1. Стихи об осени и осенних явлениях природы.

2. Загадки об осени.

3.Народные приметы.  
4. Зимующие и перелетные птицы.

5. Съедобные и несъедобные грибы.

6.Деревья, их листья и семена.

7.Дары осени (огород, сад, лес).

8. Периоды осени(ранняя, золотая, поздняя).

План составлен, переходим к макету.

Я решаю, как интересно разместить дидактический материал. Рисую  макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые: кармашки простые и фигурные, различные конверты, вращающиеся круги, книжки, книжки-гармошки, блокноты, листы и полосы  в несколько сложений. (Приложение)  

Например, в своём лэпбуке стихи и загадки я разместила в маленьких книжках, птиц и грибы  - на развороте из двух листов, народные приметы в кармашке с картинками, периоды и дары осени представила в форме дидактических игр, а растения – в форме разрезного блокнота.

Самый интересный этап в создании лэпбука - подбор познавательного и иллюстративного материала. Здесь незаменимый помощник – компьютер и интернет-ресурсы.

Заключительный этап – соединение всех деталей пособия. Конечно, качество пособия зависит от технической оснащенности процесса. Ламинатор и брошюратор помогают сделать пособие эстетичным, ярким, более практичным.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению  дошкольников, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Лэпбук, как совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка, может служить положительным примером по-настоящему образовательного средства с большими интегративными возможностями. 

Использование лэпбука, думаю, поможет создать условия для снижения гиперактивности дошкольника, организации эмоционально-личностного общения   с ребенком. Всё это способствует созданию условий для развития у детей любознательности, сосредоточенности и концентрации внимания.

В заключении я хочу сказать: мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка и его родителей проводником в мир новых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

Деловая игра для педагогов «Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной активности старших дошкольников»

laquo;Использование информационно – коммуникативных технологий как средство развития познавательной  активности старших дошкольников»Цель: Активизировать знания педагогов, способство...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных и информационно- коммуникативных технологий (лэпбук) (средняя группа)

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных и информационно- коммуникативных технологий (лэпбук) (средняя группа)...

Использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи дошкольника старшего возраста

Уважаемые педагоги, сегодня я представляю вашему внимаю Интерактивную панель, которая расположена в каждой группе, начиная со старшего возраста. В ней мы рассмотрим приложение, которое называется &laq...