План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"
материал на тему

Анисимова Наталья Владимировна

Самообразование на 2018 - 2023 

Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_anisimovoy_na_2018-2022.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему:

"Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Цель: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников.

Задачи: 

  • изучить и проанализировать виды игр и игровых технологий, открывающие новые возможности воспитания и обучения д\
  • ошкольников;
  • разработать систему активного воздействия на всестороннее развитие детей;
  • организовать внедрение системы игровых технологий в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации;
  • исследовать эффективность использования игровых технологий, провести мониторинг и анализ результатов внедрения системы игр и игровых технологий и сформулировать рекомендации детям, педагогам и родителям.

Начало работы по теме 2018

План самообразования составлен в соответствии с документами:

  • Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Образовательная программа МБДОУ № 3 «Колосок» с.Айша

 

Наименование мероприятий

Организационно-педагогические

мероприятия

Год реализации

 

  1. Научно-теоретическая подготовка

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Реализация

2018-2022г.

2.

Программы по познавательному развитию

Изучение и внедрение в работу

2018-2022г.

3.

По теме предложенной образовательной организацией

 Пройти курсы повышения квалификации

2018г.

2021г.

4.

Участие в всероссийских научно-практических конференциях

Академия образования взрослых «Альтернатива»

2019г.

5.

Квалификационные тестирования

Изучение вопросов, подготовка

2022г.

6.

Подтверждение 1-ой квалификационной категории

Подготовка портфолио и презентации

2022г.

 

  1. Методическая подготовка

 1.

Познавательно-исследовательские технологии, игры, проекты с воспитанниками на формирование элементарных математических представлений

НОД, развлечения, конкурсы, игры, выставки, эксперименты, беседы.

2018-2022г.

2.

Анализ работы по теме «Познавательная активность воспитанников ДОУ и с использованием дидактических игр и игровых технологий в интеллектуальном развитие детей дошкольного возраста» (ежегодно)

Педсоветы в ДОУ, родительские собрания

2018-2022г.

3.

Презентации из опыта работы (Ежегодно)

Педсоветы в ДОУ, родительские собрания,

2018-2022г

4.

Создание новых дидактических игр

(Ежегодно)

Группа, МБДОУ.

2018-2022г

5.

«Применение проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Доклад на республиканском семинаре

2018г.

6.

«ИКТ и игровые технологии в детском саду»

Выступление на муниципальном семинаре.

2019г

7.

"Картотека дидактических игр"

Выступление на муниципальном семинаре-практикуме

2020г.

8.

«Игра-презентация по математике, с использованием компьютерных технологий».

Выступление на муниципальном семинаре-практикуме

2021г.

9.

«Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном семинаре.

2022г.

10.

Формирование исследовательской и творческой деятельности у детей.

Участие в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах

2018-2022г.

11.

Распространение опыта, информирование родителей о работе по теме.

Консультации, папки-передвижки, памятки, презентации, стендовые доклады, картотеки.

Обновление личного сайта

2018-2022г.

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» — серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г.

 9. «Малыш и математика, непохожая на математику» Журнал «Знание сила»

10. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.

11. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

12. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

13. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

14. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

15. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. -

16. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Авторы Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.

«Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

  Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

  На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль.

  В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами       - настольно-печатные игры        - словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Тантаграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.      

  Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

   Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье представлен материал о  содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий...

Информационно - коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников.

«Информационно – коммуникационные технологии как современное средство познавательного развития дошкольников»Деменева Ирина Алексеевна воспитатель МДОУ ДС №57       Современные...

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...

План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»

laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения   фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...

Доклад из опыта работы «Использование ИКТ- технологий в решении задач в приобщении дошкольников к духовно- нравственным ценностям посредством ознакомления с родным краем»

Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому педагогу, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и и...