ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему

Кулагина Ирина Викторовна

В статье представлен материал о  содержании двигательно-познавателтных мероприятиях, о методике проведения таких мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulagina_i.v._statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  -НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В  РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ФИЗИЧЕСКОГ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кулагина И. В., инструктор по физической культуре

 МКДОУ ЦРР №8 «Золотой ключик» г. Мирный

Цели и задачи воспитания в нашей стране вытекают из запросов и потребностей нашего общества. Важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения является всестороннее развитие детей. Дошкольное детство – это тот период, когда закладывается фундамент здоровья и физического развития детей и поэтому вопросы физической культуры в данном возрасте становятся  особо актуальными.

Реализуя образовательную область «физическая культура», перед педагогом стоит задача – обучить дошкольников определённым движениям, и в свете новых требований она усложняется тем, что  он должен ещё закрепить полученные детьми знания из других областей. Но главное -  заинтересовать детей, превратить занятие в интересную игру.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности. Содержание области «физическая культура», как правило, интегрируется с содержанием других образовательных областей: здоровье, безопасность, познание, социализация, музыка, но в большей степени выражаются два  из них: двигательная и познавательная.  Инновационность этой методики заключается в том, что дети в движении закрепляют познавательный материал по пройденной теме недели, при этом моторная плотность деятельности нисколько не уменьшается, дети, включаясь в игровой сюжет мероприятия, с большим усердием выполняют физические упражнения.

Образование дошкольников строится в соответствии с возрастными особенностями: непроизвольность внимания, наглядно-образное мышление, ведущая деятельность - игра. Именно эти особенности определяют  методы и  приёмы работы по организации двигательно-познавательной деятельности. В основу планирования образовательной работы должен закладывается комплексно-тематический принцип.  Содержание двигательно-познавательной деятельности определяется  перспективно-тематическим планом в целом и темой недели – в частности. Образование дошкольников предусматривается  не только в рамках непосредственно - образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов: утренней, бодрящей  гимнастики, прогулки, физкультминутки.

Двигательно-познавательная деятельность - это оригинальная форма работы с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию.  Главная цель двигательно-познавательной деятельности - формирование у ребёнка потребности      в самостоятельной двигательной деятельности, что в условиях современного образования, является не менее важным, чем непосредственное обучение ребёнка двигательным умениям. Это деятельность, которая воспринимается детьми как интересная игра и в то же время  дети получают возможность использовать полученные ранее знания в  моделировании настоящего и будущего жизненного опыта.

 СанПиНом и общей образовательной программой определено в неделю 3 непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию.

Одно из трех физкультурных занятий следует заменить на двигательно-познавательное. Оно может быть как занятием, так и развлечением, как с родителями, так и без родителей. Как правило, это мероприятие работает на закрепление познавательного материала, полученного в течение определённого времени, в интересной для детей форме, и, что самое главное – в движениях.

При  создании системы двигательно-познавательных  мероприятий в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, определяемого Основной общеобразовательной программой детского сада, необходимо реализовать следующие задачи:

Разработать в соответствии с темами недели программно-методическое обеспечение двигательно-познавательной деятельности  (перспективный план мероприятий на учебный год, конспекты непосредственной образовательной деятельности и досугов, комплексы утренних и бодрящих  гимнастик, картотеки  игр малой, средней, высокой подвижности, физминуток);

Создать материально-техническую базу для проведения двигательно-познавательной деятельности (декорации для оформления зала, атрибуты и оборудование, технические средства обучения, мультимедийную базу).

     Во время двигательно-познавательной деятельности  важно использовать следующие приёмы:

- художественное слово;

- ритмическая гимнастика;

- вопросы к детям;

- решение проблемной ситуации;

- показ ребенка;

- моделирование;

- ситуация выбора;

- создание соответствующей среды;

 - сюрпризные моменты (детям по ходу деятельности предлагаются яркие атрибуты для проигрывания возникающих ситуаций);

- приём вхождения в образ (для повышения творческой активности необходимо использовать  неоднократное вхождение в образ);

-использование музыкального сопровождения (как средства эмоционального восприятия образовательной ситуации).

Двигательно-познавательная деятельность должна подчиняться единой цели. Во время непосредственно образовательной деятельности исключается учебный  блок, но  не процесс обучения (например,  в двигательной деятельности детям предлагается выполнить   бег змейкой, а в двигательно-познавательной – проехать по извилистой дороге к  горящему дому;  в двигательной деятельности  дети проходят по скамейке, руки в стороны с мешочком на голове, а в двигательно-познавательной – перевозят груз  на  самолете; подлезание под дуги  можно заменить на «вылезание» мишки  из берлоги, ходьбу приставляя пятку к носку по ограниченной поверхности превратить в поездку на трамвае,  в двигательной деятельности проползти  по-пластунски, а двигательно-познавательной добраться до телефона через дым). Во время деятельности детям предоставляется возможность  свободно  общаться и перемещаться, используя  всё рабочее пространство спортивного зала, а так же возможно использование музыкального зала, коридоров детского сада, лестниц, ведущих в групповые помещения, групповые помещение. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми. Как правило, такие мероприятия проводятся в бинаре с воспитателем, музыкальным руководителем и другими специалистами ДОУ.

У такого мероприятия предполагается  открытый временной конец   (непосредственно-образовательная деятельность  плавно перетекает  в сюжетно-ролевую игру, экскурсию, творческую деятельность: аппликацию, лепку, рисование, конструирование по изучаемой теме недели).

Следует отметить, что подготовка таких мероприятий требует гораздо более значительных усилий, чем просто организация двигательной деятельности:

- большое количество атрибутов;

- оформление зала;

- изучение литературы по теме недели,

- консультации со специалистами;

- подбор музыкального материала.

В результате целенаправленной работы по данной теме у детей повышается интерес к выполнению различных  видов движении, это отразиться на результатах освоения детьми двигательных умений и навыков. Они с удовольствием будут выполнять предложенные задания, эмоционально проникаясь в предложенные образы.

Основные проблемы, возникающие при разработке конспектов:

- Недостаточное количество литературы, содержащей разработки двигательно-познавательных мероприятий

- Наличие  тем неделей, которые трудно совместимы с движениями.

- Большие временные затраты на подготовку двигательно-тематических мероприятий.

Хотелось бы подчеркнуть, что ввод в образовательную область «Физическая культура»  двигательно-познавательных мероприятий в системе не означает замены одного другим, а предполагает создание нового направления в решении задач физического развития дошкольников. Они гармонично вплетаются в единый комплекс мероприятий по заданной теме недели,  в результате ,  которых дети  выполняют программные задачи по развитию движений и в то же время имеют возможность закрепить и отразить в предложенных заданиях познавательный материал.          

Современное образование предполагает развитие у ребенка различных компетенций то есть, чтобы он мог применить данное ему образование в повседневной жизни. А если это еще и сопровождается интересом и яркими эмоциями, то можно считать, что педагог достиг своей цели.

Литература

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.И.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования   – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011.- 528 с.

2.  Утробина К.К.,«Занимательная физкультура в детском саду» (для детей 3-5 лет)- Издательство «Гном и Д», 2006.

    3.  Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» //Образовательное пространство ДОУ - Издательство «Учитель», 2011. – 168с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"

Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

По решению педагогического совета №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ...

Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности – вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые зад...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на всестороннее развитие дошкольников»

В настоящее время в системе образования России, в том числе и дошкольном образовании, происходит множество перемен. Впервые дошкольное образование становится первой ступенью системы образования, вперв...

"Робототехника как новое направление в работе с дошкольниками"

Статья о применении робототехники в ДОО....