Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"
проект (подготовительная группа) на тему

Бортникова Екатерина Евгеньевна

Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника»

Автор проекта: Бортникова Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

Творческое название: «Очень интересно, все то, что неизвестно»

Эпиграф: «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила..» Эйнштейн

Участники: Дети группы компенсирующей направленности 6 – 7 лет «Гармония»

Паспорт проекта:

Тип проекта – информационно – исследовательский, практический

По предметно – содержательной области – развитие познавательной активности старшего дошкольника посредством исследовательской деятельности

По характеру координации проекта – в рамках НОД «Познание», «Коммуникация», ОО «Социализация», деятельность кружка «Юный исследователь», самостоятельной и совместной деятельности.

По характеру контакта – открытый

По характеру участия – ребенок – воспитатель – родители

По количеству участников – групповой

Условие реализации – интерес детей

Сроки реализации – долгосрочный

Актуальность

- Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.

- Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

- Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.

- Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской         деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Цель:

Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления

Гипотеза:

Если удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира доступным для него способом – самостоятельным исследованием мира, то в процессе элементарной исследовательской деятельности будут успешно развиваться его познавательные интересы

Основополагающий вопрос:

Является ли элементарная исследовательская деятельность дошкольника действенным методом познавательного развития?

Дидактические задачи:

- Развитие психических процессов: воображения, памяти, мышления, восприятия и умственных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение)

- Формирование способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий.

- Развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, любознательности в ходе практической деятельности.

- Совершенствовать умение планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты.

Методические задачи:

- Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

- Сформировать умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.

- Способствовать познавательно – творческому развитию, социализации детей, активному участию в экспериментировании

- Создать условия для деятельности кружка «Юный исследователь» и атмосферу успеха, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Аннотация:

- Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности, ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения.

- Познавательно – исследовательская деятельность в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

- Исследовательская деятельность организуется так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы и имеет разнообразные формы организации: учебно – игровую, коммуникативно – диалоговую, экспериментально – исследовательскую.

- Исследовательская деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, на умение доводить начатое дело до победного конца.

Проблемные вопросы:

- Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников?

- Как организовать сотрудничество с родителями дошкольников по организации условий для познавательного развития исследовательской деятельности в условиях семьи?

- Какие условия создать для социально – личностного развития дошкольника?

Темы самостоятельных исследований:

- Развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы;

- Детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей;

- Целевые прогулки как наглядный метод развития познавательных интересов дошкольника.

Методологическая основа:

- Концепция познавательного развития Л.А.Венгера

- Научные труды исследователей (Н.И.Поддъякова, С.Л.Новоселовой, О.В.Дыбиной и др.)

Программное обеспечение:

- Федеральные государственные требования

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

- «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация» - «Познание» - «Коммуникация» - «Художественное творчество»

Механизм реализации проекта:

Ребенок – воспитатель – учитель-логопед – родитель

Принципы реализации:

- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов)

- принцип развивающего обучения (получение знаний повышенного уровня, опережающие развитие детей)

- принцип свободы выбора (выбор материала и самостоятельная работа)

- принцип личностно – ориентирования (индивидуализированный подход к каждому ребенку)

- принцип интеграции

- принцип креативности (приобретение собственного опыта)

- принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции)

Этапы реализации проекта:

1 этап (подготовительный) – сентябрь

2 этап (основной) – октябрь – апрель

3этап (заключительный) – май

Подготовительный этап:

- Изучение состояние проблемы

- Изучение современных программ и технологий

- Анализ нормативно – правовой, организационно – методической, метериально – технической базы

- Создание предметно – пространственной развивающей среды, уголка исследовательской деятельности в групповой комнате

- Разработка комплексно – тематического планирования

- Разработка программы и плана кружка

- Анкетирование родителей, мониторинг, родительское собрание

- Диагностические исследования

- Создание картотек опытов, экспериментов

Основной этап:

- Непосредственно образовательная деятельность

- Кружковые занятия «Юный исследователь»

- Организация самостоятельной деятельности в уголке экспериментирования

- Создание серии тематических консультаций для родителей

- Создание презентации по направлению

- Проведение экскурсий и целевых прогулок

- Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала

- Оформление альбома «Мои открытия»

- «Дни открытых дверей» для родителей

- Размещение материала в сети Интернет

- Разработка и реализация детских проектов

- Участие с докладами и представлением проектной деятельности дошкольников на научно-практических конференциях педагогического института МичГАУ

Заключительный этап:

- Размещение на сайтах

- Защита проекта на базе МБДОУ

- Итоговое занятие кружка

- Организация и проведение диагностических исследований, мониторинга

- Обобщение опыта работы на пед. совете, на базе УМиИЦ

Результативность проекта

1.Развитие познавательных способностей

2. Результативность кружка

Выводы:

- В ходе поисковой деятельности по решению проблемы дошкольники научились самостоятельно действовать в соответствии с заданием

- Исследовательская деятельность вызвала у детей интерес к познанию природы, развила мыслительные операции, стимулировала познавательную активность и любознательность, восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества

- Сформировались способности прогнозировать результат, систематизировать полученные данные и знания, а также первичные навыки исследовательской деятельности

- Совместная деятельность со сверстниками и дома с родителями (совместно работать и общаться, искать и собирать информацию, анализировать ее) зародила необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что способствовало саморазвитию личности каждого ребенка

- Привлечение родителей к реализации проекта повысило эмоциональный настрой детей и позволило добиться большей эффективности в поставленной цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"

В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...