Методическая служба дошкольного образовательного учреждения как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов
статья по теме

Новоселова Светлана Викторовна

О роли методической службы в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического  коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая служба дошкольного образовательного учреждения

как необходимое условие повышения профессионального мастерства педагогов

Дошкольное образование сегодня является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Соответственно уровням образования, определяющим специфику педагогической деятельности, выделяются следующие специальности: педагог дошкольного образования (воспитатель), педагог начальной, основной и старшей школы. Отсюда вытекает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и информационной культурой, является одним из основных направлений Национальной доктрины образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) является основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также определяет требования к кадровым условиям.

Именно поэтому сегодня особое значение приобретает проблема развития непрерывного образования, которое основывается на девизе Европейской ассоциации образования взрослых: «Учиться никогда не поздно».

В настоящее время особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов дошкольного образования.

В связи с этим требуется внесение существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов, начиная с образовательных учреждений.

Условия для непрерывного образования педагогов дошкольного образования создаются в рамках методической работы.

Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель.

Организатор методической работы и педагоги (музыкальные руководители, педагог – психолог, учителя – логопеды, инструктор по физической культуре), осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне современных требований, методическое сопровождение и своевременное оказание им методической помощи.

Цель методической службы заключается в создании организационно – педагогических условий для осуществления непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации, развития и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического  коллектива.

В качестве принципов, способствующих достижению данной цели, выступают:

  • принцип актуальности, предполагающий учет современного заказа общества на образование, учет проблем, близких педагогическому коллективу;
  • принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям;
  • принцип системности, предполагающий единство цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога;
  • принцип мобильности, проявляющийся в способности к быстрому приему образовательной информации и его передаче, с учетом индивидуальных особенностей педагогов;
  • принцип открытости, предполагающий открытость внешнему миру, готовность принимать опыт других и делиться своим опытом с коллегами, открытое обсуждение профессиональных проблем, методическая поддержка и помощь в их решении;
  • принцип креативности, предполагает творческий характер методической работы, создание своей системы методической работы в учреждении.

Задачи методической службы определены:

  • по отношению к конкретному педагогу – формировать индивидуальную, авторскую, высокоэффективную систему педагогической деятельности педагога, стимулировать творчество педагога во всех его проявлениях;
  • по отношению к педагогическому коллективу детского сада –формировать коллектив единомышленников, педагогическое кредо, традиции коллектива, выявлять, обобщать и распространять передовой педагогический опыт, приобщать к научно – экспериментальной работе;
  • по отношению к общей системе непрерывного образования - изучать направления развития образовательной политики, нормативно – правовые документы,  внедрять достижения науки и передовой практики.

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и принципов, на основе которых она создается. В структуре методической службы нашего детского сада выделено три педагогические мастерские: «Школа молодого педагога», «Школа передового опыта», «Школа высшего педагогического мастерства».

«Школа молодого педагога» - объединение молодых специалистов. За каждым из них закреплен опытный педагог – наставник. Руководит Школой воспитатель с высшей категорией. На занятиях Школы молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса, что помогает адаптироваться начинающим педагогам, выработать собственную систему воспитания.

Основными задачами «Школы молодого педагога» являются:

  • формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность непрерывного самообразования;
  • осуществлять методическое сопровождение педагогов с опорой на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта;
  • стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

Деятельность «Школы высшего педагогического мастерства» направлена на организацию экспериментальной работы, апробацию новых идей, проектов, программ, осуществление наставничества над молодыми педагогами, сопровождение педагогической практики студентов.

Значимость «Школы передового опыта» заключается в ее открытости для всех коллег. Внутри данного объединения проходят мастер – классы, тренинги, панорама открытых мероприятий, семинары – практикумы, осуществляется взаимное посещение занятий и тщательный анализ. Общение «на равных» опытных и начинающих педагогов, глубокая заинтересованность каждого каждым способствуют созданию в коллективе творческой атмосферы, стимулируют педагогический поиск, что, в конечном счете, обогащает образовательный процесс. Такое творческое содружество совершенствует работу всех педагогов, а также заключается в том, что не только мы учим педагога, но и ему предоставляется возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию.

Педагогические мастерские реализуют на практике личностно - ориентированный подход к повышению педагогической компетентности и самообразованию педагогов, создают условия для расширения круга их интересов и профессионального роста, способствуют не только усвоению чужого педагогического опыта, но и моделированию собственного.

Особенно профессиональная творческая активность педагогов проявляется через такие формы методической работы как деятельность мобильных творческих объединений и творческих инициативных групп:

  • мобильные творческие объединения – это добровольные объединения нескольких педагогов, созданные для срочного решения конкретной кратковременной творческой проблемы.  Главным методом является «мозговой штурм», например, разработка сценария праздника, конспекта занятия, подготовка к мероприятиям, конкурсам. Отличительной особенностью является невозможность перерыва деятельности до полного решения проблемы. Длительность работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы;
  • творческие инициативные группы - добровольные объединения педагогов, заинтересованных общей идеей, взаимным творчеством, изучением, разработкой, обобщением материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой педагог высшей категории, работают в течение года по разработанному плану («Мастерица в лицах», «Нас объединяют дети», «Есть идея»). 

Творческая инициативная группа «Есть идея» организована с целью оформления стендов, помещений, территории детского сада, а также организации выставок совместного творчества и детского рисунка.

Творческая инициативная группа «Мастерица в лицах» работает в направлении «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. «Мастерицы» разрабатывают и реализуют мероприятия и познавательно - развлекательные занятия по народным календарным праздникам: «Спас», «Капустница», «Рождество», «Масленица», «Пасха».

Творческая инициативная группа «Нас объединяют дети»  создана с целью реализации проекта «Нас объединяют дети», направленного на создание  единого социально - образовательного пространства, включающего дошкольное образовательное учреждение и семью, которое предполагает  методическое и психолого – педагогическое сопровождение деятельности семейных групп через организацию активного и дистанционного взаимодействия.

В настоящее время мы находимся на втором,  внедренческом, этапе реализации проекта (январь 2013г. – май  2015г.), который заключается в формировании активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семейных групп:

  • создание единого сообщества педагогов детского сада и родителей - младших воспитателей семейных групп через организацию активных форм взаимодействия для приобретения родителями - младшими воспитателями практических навыков: мастер-классы, консультации – практикумы, круглые столы, тренинги, выставки совместного творчества, конкурсы, дегустации блюд детского питания, представление родителем - младшим воспитателем семейной группы своего опыта работы и т.д.;
  • создание рубрик «Семейная группа», «Дистанционное обучение» на сайте дошкольного образовательного учреждения;
  • создание каталога полезных сайтов с  практическим материалом (по воспитанию и обучению ребенка, практические материалы и развивающие игры, детская литература, журналы и др.);
  • организация  выставок  детских поделок и рисунков, проведение тематических праздников, досугов и развлечений с участием воспитанников семейных групп.

Кроме этого, наши педагоги принимают активное участие в районных методических объединениях – это традиционное, добровольное объединение педагогов одного или нескольких профилей деятельности, на которых происходит формирование творческой деятельности в процессе группового взаимодействия, обмен опытом, обсуждение достигнутых результатов, распространение и применение имеющегося опыта в новых ситуациях.

На базе нашего детского сада действуют два районных МО, руководителями которых являются наши педагоги: МО учителей - логопедов и МО инструкторов по физической культуре.

Таким образом, в системе повышения квалификации педагогов мы используем самые разнообразные формы методической работы (традиционные, активные и дистантные).  

Одними из решающих условий развития методической работы выступают организация инновационной деятельности и использование информационно - коммуникационных технологий.

В связи с этим, а также в соответствии с одной из приоритетных задач развития образования в России, направленной на создание единой образовательной информационной среды, возникла необходимость введения педагогического эксперимента по теме «Электронный детский сад как модель единого открытого информационно - образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения», направленного на создание модели «Электронный детский сад», которая предполагает  методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь всем тем, кто имеет детей дошкольного возраста, кто работает в детском саду, кому небезразличны проблемы дошкольного образования.

Статус муниципальной экспериментальной площадки присвоен решением Совета управления от 15.11.2012г. №3 /приказ Управления образования администрации Гурьевского муниципального района от 15.11.2012г. №570/1 «Об утверждении перечня муниципальных экспериментальных площадок».

В составе рабочей группы 17 человек, из них 2 представителя общественных органов (председатель Родительского комитета и председатель Управляющего совета).

Первостепенной задачей является повышение информационной компетентности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет.

В ходе педагогического эксперимента реализовано три этапа: диагностический, прогностический и организационный. В  настоящее время продолжается работа на практическом этапе (апрель 2013г. – июнь 2014г.) по реализации программы педагогического эксперимента.

Результаты, полученные за этот период в процессе экспериментальной деятельности:

  • стабильно функционирующий сайт учреждения;
  • на сайте учреждения созданы следующие страницы: страница логопеда, страница музыкального руководителя, страница инструктора по физической культуре, страница воспитателя по изобразительной деятельности, семейные группы, дистанционное обучение, страницы групп;
  • создана локальная компьютерная сеть в учреждении, объединяющая компьютеры заведующего, делопроизводителя, методического кабинета, педагога - психолога;
  • создан  электронный методический кабинет;
  • совершенствуется оснащение учреждения компьютерной, организационной и мультимедийной техникой (приобретено  мультимедийное оборудование, ноутбуки, принтеры, сканер);
  • создан Медиацентр, ведется оснащение оборудованием;
  • ведется методическая работа по повышению информационной компетентности: мастер-классы, индивидуальные консультации – практикумы, методическая поддержка педагогов через участие  в вебинарах, интернет – конкурсах, информационных интернет – ресурсах;
  • повысился уровень информационной компетентности педагогов: владеют компьютером на уровне пользователя, используют интернет, создают презентации, буклеты, листовки, электронные пособия 31 педагог (91%), до начала эксперимента владели 15 (44%);
  • 25 педагогов (73,5%) имеют собственные сайты, на которых размещено электронное портфолио, до начала эксперимента имели 6 (17,5%);
  • 25 педагогов (73,5%) имеют публикации в электронном СМИ, размещают опыт работы на сайтах «Дошколенок», «Мааам.ру», Социальная сеть работников образования и т.д., до начала эксперимента имели 6 (17,5%);
  • 25 педагогов (73,5%) прошли  повышение квалификации в области ИКТ (на базе КРИПК и ПРО, учебного центра ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова (центральная библиотека г.Гурьевска)), до начала эксперимента - 5 (15%).

Опыт реализации программы педагогического эксперимента был представлен:

  • на районном уровне /Презентация в рамках муниципальной научно – практической конференции «Педагог нового типа – основа модернизации образования», 2012г./;
  • на областном уровне /Презентация в рамках областного конкурса «Новая волна», 2012г., на областном проблемно – ориентированном семинаре «Использование педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ» (2013г.)/;
  • на Всероссийском уровне /Всероссийский  конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2012г./;
  • на международном уровне /Международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2012, 2013», международная выставка – ярмарка «Кузбасский образовательный форум – 2013»/.

Задачами следующего, обобщающего этапа (июль 2014г. - август 2014г.), будут анализ и оценка результатов, корректировка гипотезы.

Также одним из условий является  система мотивации педагогов:

  • материальное стимулирование - осуществляется в целях усиления материальной заинтересованности работников учреждения в повышении качества образовательного процесса, в развитии творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач;
  • формы поощрения, не требующие затрат, но входящие в число самых стимулирующих для работников -

Интересная работа и вовлечение педагогов в процесс принятия решений: делегирование некоторых обязанностей руководителя, старшего воспитателя педагогам, что дает возможность педагогам развивать свои профессиональные навыки, демонстрирует уважение их точки зрения, увеличивает их ответственность перед учреждением.

Повышение ответственности и независимости: предоставление педагогам свободы в выборе способа выполнения работы, возможностей действовать, обучаться и профессионально расти - сильный стимулирующий фактор. Это демонстрирует педагогам, что им доверяют, уважают их и принимают близко к сердцу их интересы. Педагоги, чувствующие свою независимость, привнесут дополнительные идеи, энергию и инициативу в свою работу.

Один из самых эффективных способов поощрения сотрудников – это обратная связь и публичное признание - обеспечение получения работниками информации о качестве выполняемой ими работы через размещение ее на сайте учреждения и информационных стендах, на общих собраниях, благодарность в приказе, представление на награждение Почетной грамотой, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования».

Непосредственное взаимодействие внутри учреждения методическая служба осуществляет с ПМПк, аттестационной комиссией, органами самоуправления учреждения (Совет педагогов учреждения, Родительский комитет, Общее собрание трудового коллектива, Управляющий совет).

В социальном окружении методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с МБУ «Информационно-методический центр в системе ДПО (ПК) ГМР», ЦППРиК, районной ПМПК, образовательными учреждениями дополнительного образования (ЦДО, ДДТ), школами, дошкольными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства  (учреждения культуры и спорта).

Результатом деятельности методической службы является формирование у педагогов потребности в непрерывном росте профессионального мастерства:

  • 15 педагогов (44%) имеют высшее образование, 4 (12%) - незаконченное высшее; 15 - (44%) среднее профессиональное;
  • 13 педагогов (38%) имеют высшую квалификационную категорию, 10 (30%)  -  первую  квалификационную  категорию, 3 (9%)  -  вторую  квалификационную  категорию, 6 (17%) – соответствие занимаемой должности, 2 (6%) – молодые специалисты, работающие первый год;
  • 23 педагога (68%) имеют методические разработки: рабочие программы, методические рекомендации, проекты, сборники;
  • 14 педагогов (41%) являются руководителями студий, секций, кружков, что позволяет реализовать компонент учреждения в объеме 20% от общей нагрузки Учебного плана;
  • опыт работы 18 педагогов (53%) был предоставлен на разных уровнях:

муниципальный (на муниципальной научно – практической конференции «Педагог нового типа – основа модернизации образования» (2012г.), на районном проблемном семинаре «Технология создания методической продукции» (2013г.);  в рамках августовского совещания «Приоритетные направления деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Гурьевского муниципального района в условиях изменений законодательства в сфере образования» (2013г.));

областной (на областном проблемно – ориентированном семинаре «Использование педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ» (2013г.));

всероссийский и международный (на ХIII специализированной выставке – ярмарке  «Образование. Карьера. Занятость»  I специализированной  выставке  «Дети. Спорт. Здоровье»  г. Новокузнецк (2011г.), на XIV специализированной выставке – ярмарке «Образование. Карьера. Занятость» II специализированной  выставке  «Дети. Спорт. Здоровье»  г. Новокузнецк (2012г.), на международной выставке – ярмарке «Кузбасский образовательный форум – 2013»);

  • 32 педагога (95%) принимают активное участие конкурсах профессионального мастерства разного уровня:

областной (5 педагогов - лауреаты областного конкурса «Планета детства – 2012», 4 - лауреаты и победители областного конкурса «70 лет Кузбассу» (2013г.), 2 – участники и 1 - победитель областного конкурса «Новая волна» (2012г., 2013г.), 2 – участники областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» (2013г.));

всероссийский (4 педагога являются лауреатами и победителями Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» (2012г., 2013г.), 3 – лауреаты Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» (2012г., 2013г.), 2 – победители Всероссийского конкурса «Патриот России» (2012г., 2013г.), 9 – лауреаты Всероссийского конкурса «Лучшее для ДОУ» (2013г.), 20 – лауреаты  и участники Всероссийского конкурса «Открытая книга» (2013г.), 2 – лауреата и 1 победитель Всероссийского конкурса ССИТ «Чудеса для Деда Мороза – 2013», 3 - участники Всероссийского конкурса «Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду» (2011г., 2012г.), 6 – лауреаты  и победители Всероссийского конкурса «Инновации в ДОУ» (2013г.), 2 – лауреаты  Всероссийского конкурса «Творческая мастерская (2013г.), 1 – лауреат  Всероссийского конкурса «Цветные ладошки» (2013г.));

международный (16 - лауреаты  и участники международного конкурса «Здравствуйте, дети! (2013г.), 1 - участник международного конкурса «Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду» (2013г.), 1 - участник международного конкурса «В гармонии с наукой и душой» (2013г.), 2 - участники международного конкурса «Я - педагог» (2012г.)).

Таким образом, выбранная нами модель методической службы позволяет осуществлять непрерывное образование педагогов, способствует повышению их профессиональной квалификации, развитию и реализации творческого потенциала каждого педагога и всего педагогического  коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

«Использование инновационных форм в методической работе дошкольного образовательного учреждения как фактор повышения педагогической компетенции педагогов»

Статья посвящена вопросам созданию модели организации методической работы,  способствующей не только повышению профессионального мастерства и личностному росту каждого педагога, но и ...

«Влияние психологического климата в коллективе на повышение профессионального мастерства педагога дошкольной образовательной организации».

Данный материал помогаем выяснить,  при каких условиях развития и какие факторы психологического климата в коллективе влияют на повышение  профессионального мастерства педагогов. А та...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...