«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »
методическая разработка на тему

Запорожцева Наталья Геннадьевна

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствованию. Обновляющаяся система образования должна учитывать общественные тенденции  к созданию новых подходов и стилей методической работы по повышению квалификации педагогов  в ДОУ.

Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме, а не просто выполнять некие рутинные обязанности.

Становится очевидным, что старые административные методы руководства образовательным процессом надо менять, и эти изменения должны осуществляться по инициативе самих старших воспитателей и руководителей-практиков. Стабильно высокий уровень профессиональной компетенции  может быть достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности. В свете постоянно растущих  требований к профессии педагога и усложняющихся условий труда -  у старшего воспитателя появляются дополнительные задачи обучения педагогов сохранению своего эмоционального здоровья, поддержания  положительного корпоративного духа, слияния лично значимых целей педагога с целями учреждения. Главная задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Сегодня для педагогов актуальна нацеленность на профессиональный рост, успешную карьеру. Для реализации их амбиций необходима благоприятная среда, которую может создать методическая служба ДОУ с помощью механизма социальной и профессиональной вертикальной мобильности. Этот механизм дает шанс реализовать личностный  и деловой потенциал педагогам ДОУ, может стать основой для консолидации конструктивных, созидательных сил, формирование и развитие которых будет проходить снизу, а не сверху, как мы это наблюдаем сейчас.

Цель: обеспечивать выявление, поддержку и карьерное продвижение как можно большего количества педагогов, мотивированных не только на личный успех, но и на служение интересам педагогики.

Перед методической службой поставлены задачи:

-создавать убедительную систему мотиваций, стимулирующих профессиональную активность педагогов через постоянно действующий деперсонализированный механизм поддержки педагогов, независимый от возраста, образовательного ценза и стажа работы.

-обеспечить реализацию современных требований государства к ДОУ;

-формировать профессиональную готовность педагогов к изменению своего профессионального статуса;

-создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет повышения квалификации

педагогических кадров

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема  «Роль методической работы в повышении

профессионального мастерства педагогов

(самообразование, повышение квалификации и др.) »

                                                                              Слушателя курсов повышения

                                                                   квалификации старшего воспитателя

                                                                   ГБОУ д/с №  519 Северного округа

                                                                   Запорожцевой Натальи Геннадьевны

                                                                   Группа ДОУ 3

                                                                

Москва,  октябрь 2012 г.

«Воспитатель – это тончайший инструмент,

вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента»

(«Учительская газета»)

Введение.

       В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствованию. Обновляющаяся система образования должна учитывать общественные тенденции  к созданию новых подходов и стилей методической работы по повышению квалификации педагогов  в ДОУ.

Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме, а не просто выполнять некие рутинные обязанности.

Становится очевидным, что старые административные методы руководства образовательным процессом надо менять, и эти изменения должны осуществляться по инициативе самих старших воспитателей и руководителей-практиков. Стабильно высокий уровень профессиональной компетенции  может быть достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности. В свете постоянно растущих  требований к профессии педагога и усложняющихся условий труда -  у старшего воспитателя появляются дополнительные задачи обучения педагогов сохранению своего эмоционального здоровья, поддержания  положительного корпоративного духа, слияния лично значимых целей педагога с целями учреждения. Главная задача методической деятельности заключается в создании такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Сегодня для педагогов актуальна нацеленность на профессиональный рост, успешную карьеру. Для реализации их амбиций необходима благоприятная среда, которую может создать методическая служба ДОУ с помощью механизма социальной и профессиональной вертикальной мобильности. Этот механизм дает шанс реализовать личностный  и деловой потенциал педагогам ДОУ, может стать основой для консолидации конструктивных, созидательных сил, формирование и развитие которых будет проходить снизу, а не сверху, как мы это наблюдаем сейчас.

Цель: обеспечивать выявление, поддержку и карьерное продвижение как можно большего количества педагогов, мотивированных не только на личный успех, но и на служение интересам педагогики.

Перед методической службой поставлены задачи:

-создавать убедительную систему мотиваций, стимулирующих профессиональную активность педагогов через постоянно действующий деперсонализированный механизм поддержки педагогов, независимый от возраста, образовательного ценза и стажа работы.

-обеспечить реализацию современных требований государства к ДОУ;

-формировать профессиональную готовность педагогов к изменению своего профессионального статуса;

-создавать условия для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого специалиста.

Теоретическая часть

В Российской педагогической энциклопедии (1993г.) М.М.Поташник дает такое определение: «Методическая работа в образовательных учреждениях Российской Федерации есть часть непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели ее - освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов».

Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющей собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией детского сада, старшим воспитателем, специалистами  и воспитателями в целях овладения методами и приемами воспитательно-образовательной  работы, творческого применения их в организованной и неорганизованной образовательной деятельности, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа в детском саду – это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе воспитательно-образовательного процесса.

Прямой целью методической работы является рост уровня педагогического мастерства отдельного педагога и всего педагогического коллектива, оказание действенной помощи воспитателям и специалистам в улучшении организации обучения и воспитания, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов детского сада.

Постепенно вошедшие в практику педагогики организационные формы методической работы по повышению квалификации в основном сформировались к 60-м годам и были систематизированы В.Т. Рогожкиным. Центром методической работы В.Т. Рогожкин считает педагогический совет. Указывая на три основных формы методической работы - педсовет, методобъединения, самообразование. За следующих более чем тридцать лет добивалось лишь 3-4 формы: проведение ролевых и деловых игр, решение педагогических задач; можно считать вновь возродившейся формой проведение конкурсов «Воспитатель года», «Детский сад  года».

Значит, можно утверждать, что организационные формы методической работы консервативны: единожды сформировались, они вошли в число форм повышения квалификации, предоставляя право выбирать более приемлемые для данного детского сада в определенные периоды.

В 80-е годы уделялось внимание изучению вопросов воспитания дошкольников, их психологии, поэтому в содержание методической работы включались такие вопросы, как изучение сложных тем и разделов, решение задач повышенной трудности. 

 В наши годы происходит постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. По определению С.Ж. Гончаровой, «методическая деятельность представляет собой специфический тип образовательной деятельности, содержанием которой является системное единство создания метода, его апробации, внедрения метода (получение методик), применение методик».

Автором разработана модель методической деятельности, включающая в себя три «пространства деятельности» (термин Г.П. Щедровицкого): пространство создания методов, пространство распространения и внедрения методов (получение методики), пространство применения методик.

Также, содержанием методической работы занимались П.И. Третьяков, К.Ю. Белая, которые предлагают выстраивать методическую работу в 3-х плоскостях: по отношению к конкретному педагогу, по отношению к педагогическому коллективу и по отношению к общей системе непрерывного образования, выделяют критерии оценки методической работы.  Формы методической работы К.Ю.Белая предлагает в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.). Раскрывается также содержание деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Сегодня потенциал педагога во многом определяют его инновационные знания, инновационный  опыт  и личные особенности педагога. Для того чтобы воспитатели применяли в практической деятельности новые педагогические технологии необходима специальная методическая работа, научно-методическое сопровождение процесса образования. Инновационный потенциал педагога – это совокупность творческих и культурных характеристик личности педагога, выражающая готовность совершенствовать педагогическую деятельность, и наличие внутренних , обеспечивающих  эту готовность средств и методов, плюс желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать  уже существующие нестандартные подходы в образовании.  

Реализуя эти направления методической работы в нашем детском саду, мы прежде всего хотели:

  • Предрасположить педагогов к творческой деятельности;
  • Направить на осмысление множества педагогических идей, на поиск путей использования их в своей работе;
  • Содействовать формированию у педагогов интереса и склонности к инновационной деятельности;
  • Способствовать формированию профессиональной  культуры педагога.

В нашем детском саду мы стараемся использовать перечисленные выше методы и формы работы по повышению квалификации педагогов, при этом отбираем более приемлемые для нашего коллектива, есть и  «излюбленные» формы. Прежде чем выстраивать свою методическую линию по повышению квалификации педагогов, считаю необходимым проанализировать кадровую , образовательную и социальную ситуацию в детском саду.

-Каков возрастной состав педагогов;

-Уровень образования, квалификации, владения информационными технологиями;

-опыт работы педагогов, уровень и  состояние методической работы в детском саду;

-социальное положение педагога;

-уровень профессиональных запросов педагогов, их амбиций.

Анализ кадрового состава по этим параметрам:

-Средний возраст педагогов «40 лет»

-Из 18 воспитателей только 4 человека имели среднее профессиональное образование, 5 человек – непрофильное образование и учились в профессиональном колледже, 9 человек – бывшие учителя. 4 человека имели 1 квалификационную категорию, 5 человек 2-ю квалификационную категорию. Информационными технологиями владели не все.

-Педагоги имели уже достаточный опыт работы, но при этом работали по-старинке, детский сад не имел ни одной грамоты окружных или городских конкурсов, методическая работа велась нерегулярно и не систематически.

-Большинство педагогов находились в благоприятных жизненных ситуациях.

-У педагогов невысокий уровень сформированности профессионально-педагогических ценностных ориентаций.

Успешное ведение воспитательно-образовательного процесса во многом определяется еще и научной базой и методической обеспеченностью процесса.

Практическая часть

В начале работы мы предположили , что если начать вести целенаправленную и систематическую работу по научно-методическому сопровождению, применению инновационных компонентов, то процесс развития инновационного потенциала педагогов будет осуществляться более эффективно. Мы активизировали наставничество. Мы планировали, что работа наставников (индивидуальная – беседы, консультации, посещение  занятий, их анализ, помощь в работе над темой самообразования, семинары –практикумы) будет способствовать созданию ситуации успешности педагогов, удовлетворенности профессией и в конечном итоге приведет к тому, что инновационная педагогическая деятельность станет потребностью педагогов.

На первом этапе мы проводили диагностику и анализ затруднений педагогов, их творческого потенциала и готовности к инновациям, определение условий работы. Для осуществления такой диагностики были использованы тесты и анкеты, созданные руководителем лаборатории «Наставник» О.Бурцевой, которые мы адаптировали для детского сада. Педагоги-наставники и я, старший воспитатель ,  проводили индивидуальные беседы, посещали и анализировали занятия. При анализе результатов особое внимание мы уделяли недостатку теоретических знаний по видам деятельности дошкольника и методике его преподнесения, мотивации педагога на профессиональный рост, готовности к освоению инноваций, недостатку технических средств для ведения занятий.
Анализ мотивационной готовности к освоению инноваций показал, что важны для педагогов:
    осознание недостаточности знаний по методике преподнесения видов деятельности и желание ознакомиться с новыми педагогическими технологиями;
    высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов;
    потребность в контактах с интересными, творчески работающими педагогами;
    желание создать эффективную образовательную среду для детей;
    готовность проверить на практике полученные знания о новых педагогических технологиях.
В связи с этим мы сделали выводы, что уровень инновационного потенциала педагогов зависит от того, насколько преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, а антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций, - это:
    недостаток методических и дидактических материалов
    неуверенность в себе;
    сложность приспособления к современным требованиям ведения организованной образовательной деятельности.
Не каждый педагог может сам найти, понять и применить новую, более эффективную технологию, поэтому роль старшего воспитателя - оказывать методическую помощь специалисту, исходя из его собственных трудностей, учитывая требования времени к качеству работы воспитателя, современные принципы и подходы к организации инновационной деятельности в детском саду.
На втором, основном этапе практическая работа по разработке методического сопровождения процесса развития инновационного потенциала педагогов заключалась в:
    анализе психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам модернизации образования в д/с, теоретических характеристик инновационных процессов в современном образовании, рекомендаций опытных педагогов-практиков по этой проблеме;
    знакомстве с работой методических центра по развитию инновационного потенциала педагога;
    создании информационного поля: коллекции электронных образовательных ресурсов по видам деятельности, библиотеки современных педагогических технологий, проведении работы по систематизации, обновлению и пополнению электронных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения занятий, отвечающих современным требованиям педагогической науки;

проведении мастер-классов, теоретических и практических семинаров по использованию инновационных технологий  на занятиях.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности для повышения своего педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы дошкольников помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом. Они дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализовать све профессиональное «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень.

После анализа кадрового состава и анализа методического обеспечения образовательного процесса мною были предприняты следующие мероприятия:

  1. Приведение в соответствие нормативных документов:
  • Подборка  всех нормативных документов, регламентирующих работу дошкольного учреждения;
  • Переработка  «Образовательной программы» и «Программы развития» учреждения.
  • Помощь педагогам в приведение в соответствие педагогической документации

     2.Анализ методической литературы по основной общеобразовательной    программе. Приобретение недостающих пособий.

3.Изменение  предметно-развивающей среды учреждения и групп

4.Повышение профессионально-образовательного уровня педагогов:

  • Лекции-консультации («ликбезы») некоторых вопросов дошкольной педагогики и психологии;
  • Консультации-презентации  о грамотном профессиональном проведении режимных моментов, устройства образовательного пространства группы, ведении занятий по видам деятельности дошкольника, ведении разных форм взаимодействия с родителями.
  • Индивидуальные консультации и консультации-показы ведения режимных моментов образовательной работы, ведения документации воспитателя.
  • Обучение ведению папок по самообразованию, созданию педагогического портфолио.
  • Организация открытых показов  ведения образовательной деятельности в группе.
  • Направление  педагогов на курсы повышения квалификации.
  •  Организация наставничества.
  • Практические семинары
  • Творческие отчеты воспитателей о проделанной работе в виде презентаций и видеороликов.
  • Организация проведения тематических  недель с последующим отчетом-презентацией воспитателей.

5. Вовлечение педагогов  в участие в окружных, городских, региональных конкурсах. Вступление детского сада в  работу Городской экспериментальной  площадки  ГЭП-1 под руководством кандидата педагогических и кандидата психологических наук  А.И.Савенкова.

6.Расширение научно-методической базы, связь с МЦ, Управлением образования.

7.Методическая и психологическая помощь по поддержанию и улучшению эмоционального и физического самочувствия педагогов, по укреплению их психического здоровья, профилактика синдрома «эмоционального сгорания», обучение осознанному  управлению собственными эмоциональными состояниями.

Заключительная часть

  1. Создана папка нормативных документов  для дошкольного учреждения, которой всегда может воспользоваться любой педагог детского сада.
  2. Документация воспитателей ведется грамотно, архивируется и хранится 5 лет.
  3. Созданы и приняты педагогами на педсовете «Образовательная программа» и «Программа развития» детского сада, которые помогают планировать и вести образовательный процесс в учреждении.
  4. Детский сад укомплектован учебными и методическими пособиями в соответствии с общеобразовательной программой.
  5. Воспитатели ведут папки по самообразованию , собирая в них весь ценный опыт за 3 года.
  6. Все сотрудники ведут творческие папки, 6 сотрудников создали свое электронное портфолио.
  7. Сотрудники посещают курсы повышения квалификации
  8. Детский сад занял 1 место в Региональном конкурсе «Я- исследователь» в номинации «до 6 лет» 2009г.
  • 2 место в окружном конкурсе «Маленький исследователь» 2009г.
  • 2 место в окружном конкурсе «Огонь-друг, огонь- враг» 2009г.
  • 1 место в городском конкурсе «Солнечный зайчик»2010г.(в номинации «интернет-голосование»)
  • 1 место в окружном конкурсе «Огонь» 2011г.
  • 3 место в окружном конкурсе «Маленький исследователь»2012г.
  • Участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года» 2012г. (результаты еще неизвестны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества методической работы старшего воспитателя с педагогами по самообразованию и молодыми специалистами в ДОУ

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания про...

Самостоятельная работа 10 «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»

Количество человек: 25Результат: Численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работн...

Самостоятельная работа 10 «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»

laquo;Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...