Обобщение вебинара " Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога"
материал на тему

Обобщение вебинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshhenie_vebinara_po_samoobrazovaniju.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                                         

                                               

                                                                       Обобщила материал воспитатель

                                                                    МАДОУ д/с  «Солнышко» с. Тербуны

                                                                                  Зуева Татьяна Витальевна

Лого_Учитель

Тербуны, 2016 год

Всякое настоящее образование

                                                                             добывается  только

                                                                             путем самообразования.

Н.А.Рубакин

Значение самообразования для профессиональной компетентности Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- соответствие педагога требованиям общества и государства.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует умения перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности.

Самообразование осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Самообразование

-осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Самообразование может иметь следующие направления:

Направления самообразования:

-профессиональное;

- психолого-педагогическое и психологическое;

- методическое;

- эстетическое;

- в области ИКТ;

- в области формирования ЗОЖ.

Анкетирование и изучение профессиональных запросов   показывает, что основными  трудностями, которые испытывает педагог  при переходе на ФГОС, являются:

-упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

-сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения традиционного занятия;

-отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

-отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы .

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары  и т.д.  
Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. В этих условиях наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности».

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Очень важно создать условия  для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Отношение к повышению квалификации влияет на карьеру и профессионализм. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
-знакомство с педагогической и методической литературой;

- самообразовательная  работа над докладом по какой-либо теме; 
-обзор в Интернете информации;

- посещение семинаров,  конференций, занятий коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

 - систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 

-освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;

- общение с коллегами в сетевых сообществах;

- участие в профессиональных конкурсах.

 Формы самообразования педагогов:

- Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.  С этой целью педагог составляет планы самообразования.

- Коллективная форма направлена на активное участие педагогов в методической работе межсадовских методических объединений.

Обобщение и распространение собственного опыта (статьи, доклады, мастер-класс)максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит  время и силы при подготовке к последующей аттестации;  позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и собственных  профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

Самостоятельная работа по самообразованию позволит  педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;  анализ  профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы,  выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы,  осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;  знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;  накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит  адаптация теоретического материала к конкретной ситуации; апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.  Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий,  мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.  Данный этап предусматривает практические выходы: отчет  о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых занятий,  мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором  педагог должен провести анализ своей  самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.  Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

    Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы,  глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования  подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

- одна из задач образовательного учреждения;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.                

Алгоритм составления плана работы по самообразованию  

 На основании выбранной темы педагог  разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  •  название темы,
  •  цель,
  •  задачи,
  •  предполагаемый результат,
  •  формы самообразования,
  •  этапы работы,
  •  сроки выполнения каждого этапа,
  •  действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой,
  •  способ демонстрации результата проделанной работы,
  •  форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это

• литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

• Интернет;

• видео, аудио информация на различных носителях;

• семинары и конференции;

• мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;

• курсы повышения квалификации и др.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе дошкольного учреждения.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом воспитательно-образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Самоанализ деятельности педагога ДОУ как средство профессиональной компетентности педагога".

В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физичес...

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "

     Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентност...

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.Значение самообразования в ...

Обобщенный педагогический опыт на тему: «ИКТ - технологии как средство повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС»

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Перспективность  обусловлена современностью  информационной...

«Самообразование как условие профессионального роста педагога»

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.Для педагогической деятельности на совре...

Организация работы по самообразованию, как условие повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Материал представлен в виде презентации и содержит в себе рекомендации по самообразованию, поиски и мотивы побуждающие педагога, а также основные направления в системе самообразования....