Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
методическая разработка на тему

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Значение самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога:

- повышение качества преподавания предмета;

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;

- соответствие педагога требованиям  общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_samoobrazovaniya_v_razvitii_-_kopiya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Роль самообразования в развитии

профессиональной компетентности педагога

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования

хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания…

считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

 Константин Сергеевич Станиславский

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие   к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию,  воспитательному мероприятию и др.  возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека»

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в объединение,   к  конкретному педагогу.  

Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим   быть обидно.

Материальное стимулирование.  Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

Какова же предметная область приложения этих глаголов?

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры

На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.

Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

- выбор направления и темы самообразования;

- формулирование цели и задач самообразования;

- определение круга источников информации;

- выбор формы самообразования;

- составление плана самообразования;

- определение результата самообразования;

- анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим этапы.

1 этап – выбор направления самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

- профессиональное (предмет преподавания);

- психолого-педагогическое, ориентированное на учащихся и родителей;

- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

- информационно-компьютерные технологии;

- здоровьесбережение;

- правовое;

- эстетическое;

- историческое;

- иностранные языки;

- политическое;

- интересы и хобби и т.д.

2 этап – выбор темы самообразования

Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Новизна

Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.

2. Актуальность

Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения дополнительного образования детей   в целом:

- социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;

- формирования здорового образа жизни;

- привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков;

- создание воспитательных систем в детских сообществах;

- обобщение инновационного опыта педагогов.

3. Соответствие современным достижениям науки

Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4. Стабильность

Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.

5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей

ПДО могут использоваться в качестве рабочего материала  другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.

6. Оптимальность опыта

Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.

Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

3 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

- изучение и внедрение новых педагогических технологий;

- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

4 этап – определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

- телевидение;

- газеты, журналы;

- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

- материалы сети Интернет;

- видео, аудио информация на различных носителях;

- платные курсы;

- семинары и конференции;

- мастер-классы;

- мероприятия по обмену опытом;

- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

- курсы повышения квалификации;

- уроки коллег;

- путешествия и т.д.

5 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения,  семинаров, практикумов,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.  

6 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

- название темы;

- цели;

- задачи;

- предполагаемый результат;

- этапы работы;

- сроки выполнения каждого этапа;

- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

- способ демонстрации результата проделанной работы;

- форма отчета по проделанной работе.

Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:

- систематический просмотр определенных телепередач;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

- прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

- общение с коллегами в ЦДОД, районе, области и в Интернете.

7 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования   на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приемов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- разработка пакета тестового материала в электронном виде;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов педагогических разработок;

- разработка модели образовательного процесса;

- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) и т.д.

8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчётных работ могут быть:

- обобщение опыта;

- доклад;

- сбор и анализ отчетной документации;

- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчёт с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование педагога будет продуктивным, если в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает своё несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой –  самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности и готовностью к педагогическому творчеству. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога:

- повышение качества преподавания предмета;

- готовность к педагогическому творчеству;

- профессиональный и карьерный рост;

- создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника;

- соответствие педагога требованиям  общества и государства.