Мастер класс "Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"
методическая разработка

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагога

Задачи:

1. Раскрыть  проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы

2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства  педагога

3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога

4. Проанализировать рост профессиональных компетентностей  воспитателя  на основе самообразования.

5. Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов

Программа  мастер класса :

1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование  воспитателей  как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

- Анализ состояния и продуктивности самообразовательной деятельности педагогов детского сада

- Анализ состояния материалов работы педагогов над темами самообразования

2. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

"Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога"

Цель: выявление влияния самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагога

Задачи:

1. Раскрыть  проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы

2. Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования профессионального мастерства  педагога

3. Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога

4. Проанализировать рост профессиональных компетентностей  воспитателя  на основе самообразования.

5. Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов

Программа  мастер класса :

1. Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование  воспитателей  как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

- Анализ состояния и продуктивности самообразовательной деятельности педагогов детского сада

- Анализ состояния материалов работы педагогов над темами самообразования

2. Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

4 Разное

Ход :

1.Основные критерии профессионализма педагогов. Теоретические аспекты проблемы развития способности  педагога  к самоанализу и саморазвитию в процессе методической работы. Самообразование учителя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

Особенно большое влияние на формирование  профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Эта деятельность предполагает:

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации  занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

Образование должно быть непрерывным. Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение  и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе нашей молодой республики , так и масштабе всего мира.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод:

Педагог 21 века - это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Немецкий педагог А. Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях.

В современных социокультурных  условиях все больше распространяется другой подход, утверждающий, что сущностью любого образования выступает самообразование. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса.

Если процесс образования:

- осуществляется добровольно,

- осуществляется сознательно,

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Дискуссия (Обсуждение с педагогами: "Почему воспитателю необходимо заниматься самообразованием?)

Подведение итогов и формулировка выводов.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к  выступлению, родительскому собранию,  общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у педагога  возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Обсуждение с педагогами: "По каким направлениям деятельности педагогу необходимо заниматься самообразованием?"

Подведение итогов и формулировка выводов.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников  и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

информационно-коммуникативные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

В чём заключается суть процесса самообразования? Воспитатель  самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Обсуждение с педагогами: "Из каких источников педагог  может использовать информацию для повышения своего профессионального уровня?"

Подведение итогов и формулировка выводов.

Определим источники получения знаний:

телевидение;

газеты, журналы;

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

интернет;

видео, аудио;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер - классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Если представить деятельность педагога  в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

ПАМЯТКА 1 Составляющие процесса самообразования педагога

Все это может реализоваться через следующие деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

ПАМЯТКА 2 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития

Результат самообразования.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования  отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. И у ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы учреждения образования;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

К личности  педагога  в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.

К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Только тот учитель, который понимает значимость самообразования в своей профессиональной деятельности и владеет этими навыками, сможет осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.

Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании. Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса.

Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи по вопросу формулировки темы, составления плана, определения перспективности своей деятельности. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; он также не всегда чётко представляет цель своего педагогического труда, т.е. то, что понимает под результатом этого труда, и то, как его измерить, диагностировать; в системе опыта практики нередко не улавливают системы идей, опираясь на которые можно успешно продвигаться к вершинам педагогического мастерства и педагогического творчества; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.

Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в нашей школе необходимо создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов с целью формирования высокого профессионального мышления, организационной культуры, устойчивой потребности в самосовершенствовании, непрерывного стремления к изучению новой информации, опыта самостоятельного приобретения знаний

Педагогам с целью повышения уровня профессиональной компетентности можно рекомендовать памятку.

ПАМЯТКА 3 Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать  педагог?

В системе организации работы по самообразованию педагогов  необходимо использовать такие формы работы, которые будут содействовать развитию уровня коммуникативной компетентности педагогов. Это психологические тренинги, семинары-тренинги, спецкурсы, конференции, круглые столы. Это предусматривает решение следующих задач:

- Выявить способности  педагога  к саморазвитию;

- Определить факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию и самореализации педагогов;

В настоящее время особо подчеркивается важнейшая социальная роль педагога, его место и функции в обществе. Чтобы стимулировать развитие ученика, его творческую активность, педагогу в первую очередь необходимо эффективно работать над собой, заниматься саморазвитием и самовоспитанием, т.е. вырабатывать такие качества, которые представляются ему желательными и профессионально значимыми. Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью - это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов целесообразным представляется вовлечение учителей в деятельность по развитию как их профессиональных, так и творческих качеств. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий "Управление эмоциональным состоянием педагогов". Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов учителей, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов.

Все учителя-предметники, классные руководители, педагог -организатор занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;

2. Разработка плана по самообразованию;

3. Определение источников информации;

4. Изучение теоретических источников;

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных , мероприятий);

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;

7. Подготовка отчета по теме самообразования;

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

2 .Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. Ученые выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

Факторы, препятствующие саморазвитию педагога

- Недостаток времени;

- Состояние здоровья;

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

- Собственная инерция.

Факторы, стимулирующие развитие самообразования:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. Необходимо разработать рейтинговую система оценки деятельности педагогов, что даст возможность проводить оценку результативности профессиональной деятельности учителей по ряду критериев (результативность работы по предмету, внеклассной работы, методической деятельности). При оценке результативности методической работы необходимо сделать акцент на: участие в конкурсах педмастерства, в педсоветах, семинарах, работа по обобщению опыта, проведение открытых уроков, результативность самообразовательной деятельности).

Далее нам хотелось бы определить основные проблемы несовершенства в нашей самообразовательной деятельности. Для этого у вас на столах есть листы рефлексии с установкой на саморазвитие. Я попрошу каждого ответить на предложенные вопросы.

(музыка, работа с листами рефлексии)

РЕФЛЕКСИЯ

1. Что еще надо добавить в вашу профессиональную деятельность?

2. Каких черт характера не хватает вам для того, чтобы быть успешным педагогом?

3. Какой из жизненных принципов Вам ближе всего и почему?

4. Вы карьерист? В хорошем смысле этого слова? Какой вы видите в будущем свою педагогическую карьеру?

Каждый отвечает или большинство

3 Подведение итогов:

Современный  педагог - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Воспитатель  постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.

проект решения

1. Все педагогические работники  детского сада оформляют необходимую документацию по организации самообразовательной деятельности. Это: индивидуальный план работы над темой самообразования на текущий год, анализ за прошлый год, перспективный план самообразовательной деятельности в основном на 3-5 лет, материалы работы над единой методической темой, над индивидуальной темой, изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса..

3. У большинства педагогов широко представлены практические наработки по теме самообразования (разработки уроков, дидактический материал, разработки внеклассных мероприятий, классных и информационных часов, факультативов).

Анализ тем самообразовательной деятельности показывает, что у большинства из них темы достаточно актуальны, дано обоснование актуальности выбранной темы. Темы выбираются с учетом единой методической темы , актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов, их уровня профессионального мастерства, стажа. В организации работы по самообразованию не удалось в полной мере избавиться от формализма.. С целью устранения этих негативных моментов необходимо в дальнейшем систематически анализировать результативность работы педагогов по самообразованию на заседаниях МО, методического совета, педсовета, рекомендовать педагогам применять более разнообразные нетрадиционные формы презентации результатов работы по самообразованию.

ПАМЯТКА 1 Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

ПАМЯТКА 2 Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

изучение информационно-компьютерных технологий;

ПАМЯТКА 3

Какими педагогическими коммуникативными умениями должен обладать  педагог?

Во-первых, уметь выстраивать коммуникативные задачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие.

Во-вторых, уметь пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения, а это:

уметь понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности;

владеть средствами невербального общения (мимика, жесты);

уметь вставать на точку зрения ученика;

уметь создавать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

уметь владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении;

быть готовым вовремя поблагодарить ученика, при необходимости извиниться перед ним;

уметь поддерживать равное отношение ко всем детям;

уметь с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Совершенствование профессионального мастерства педагога по руководству игровой деятельностью детей раннего возраста"

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно,  когда педагог во чтобы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить  педагогический дар, веру и бесконечные воз...

Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании

В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...

Статья "Современные образовательные технологии как механизм совершенствования профессионального мастерства педагога"

vПедагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от вол...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях реализации ФГОС ДО, ПСП через трансляцию опыта на различных уровнях

ВведениеАктуальность. Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают вс...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...

Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога

Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога...

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...