Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.
статья на тему

Бушуева Тамара Васильевна

   В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результатов в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_dou_s_semey.2.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

     Опыт работы

                           

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                   

   Тема: Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов  по взаимодействию ДОУ с семьей        

 

                                     

                        г. Лянтор

                  Сургутский район

                       ХМАО – Югра

   

Системный подход

в развитии профессиональной компетентности педагогов  по взаимодействию ДОУ с семьей.

(Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с общеразвивающего вида«Ромашка», г.Лянтор Сургутского района,ХМАО-Югра)

          

            Проблема качества образования дошкольников неразрывно связана  с  развитием ребенка в семье. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. 

  Актуальность, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы инновационной деятельности в нашем дошкольном учреждении в 2006 учебном году (развитие профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию ДОУ с семьей). Учитывая анализ по проблеме затруднения педагогов, администрацией, методической службой дошкольного учреждения, Советом дошкольного учреждения  было определено основное направление работы по достижению результативности образовательного процесса  -создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса которое осуществлялось под руководством В.В. Абашиной,  научного руководителя  кандидата педагогических наук, заведующего кафедрой дошкольного и начального школьного образования Сургутского государственного педагогического университета.                                                                                                     На протяжении  четырех лет мы работали над решением проблемы повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее  и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОУ  являлось следущее:

-повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

-приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

-повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо было вовлечь их в жизнь детского сада. Поэтому наши родители совместно с детьми и педагогами являлись участниками исследовательской деятельности.  

Большую роль в развитии мотивации у педагогов к творческой деятельности играет поэтапная работа администрации дошкольного учреждения  по организации и введению инновационных технологий в образовательный процесс.

Творческой группой разработана технология реализацией  инновационного процесса, основные положения и обозначены пошагово этапы реализации проекта с 2007 по 2011г.г.,определены основные цели, задачи и содержание методической работы, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов и внедрение современных подходов в организации взаимодействия семьи и ДОУ, повышения качества образования воспитанников по основным направлениям их развития

 ( оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное).  Для исследования были определены экспериментальные и контрольные группы. При отслеживании динамики развития профессиональной компетентности использовались методики научных авторов (В.А.Акуленко,О.Б.Зайцева).             Уникальность нашего инновационной деятельности  заключалась в построении собственной траектории развития (идейность содержания ВОП) отличающая от других через проектирование новых форм и методов работы с родителями  и их детьми , как педагогической так и управленческой деятельности с применением педагогических технологий:                                                                                                                                                    -Технология педагогического сопровождения по созданию благоприятного климата среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и родителями.                                                                                           -Технология организации развивающего видов деятельности по направлениям (оздоровительное, художественно-эстетическое, познавательное, социально-личностное .                                                                                                           - Технология организации коллективной педагогической творческой деятельности                     (по взаимодействию всех субъектов ВОП «Эффективный старт, технология управленческой деятельности по обобщению и распространении педагогического опыта «Педагогический портфель»).                                                                                                                        

  Деятельность в нашем учреждении направлена на организационно системный механизм с четкими подходами к решению задач воспитательно-образовательного процесса , на основе «Принципа колеса» и модели «Шестеренка».Где  основа колеса символизирует прочную взаимосвязь между членами команды, творческими группами инновационной деятельности МДОУ развития детей по основным  направлениям развития ребенка (художественно-эстетическое, познавательное, оздоровительное,  социально-личностное) а модель  «Шестеренка» символизирует интеграцию социальных партнеров и распространение передового опыта наших педагогов. Деятельность дошкольного учреждения осуществлялась во  взаимодействии с социальными партнерами.                                                                                                                 

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет .Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.  Перед методической службой  на протяжении этих лет стояла задача,  чтобы  методический кабинет  был копилкой лучших традиций дошкольного учреждения,  накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете. И ,мы думаем, что нам это удалось. Сегодня методическим центром «Образовательный салон» , создана целостная система   взаимосвязанных  между собой авторских проектных моделей, проектов, программ  которые помогают совершенствовать педагогический уровень и развиваться ребенку индивидуально в сопровождении взрослого. Это проектная модель «Эффективный старт» по осуществлению воспитательно-образовательного процесса  по взаимодействию всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения, управленческий проект «Педагогический портфель» который направлен на реализацию поставленных задач и обобщения опыта педагогов по проблеме, проект «Задумано-сделано», «Модель поощрения педагогов», «Банк идей» и многие другие с которыми, Вы уважаемые коллеги можете познакомиться в процессе общения с нашими педагогами   как, на «Час-мастер классов», так и на форуме –ярмарке «Педагогический идей».                                                                                                                                                

     Обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития и достижению положительных результатов в нашем ДОУ являются формы работы, способствующие эффективности инновационной методической деятельности, формы взаимодействия ДОУ способствующие повышению эффективности работы с родителями.

  Реализуя поставленные задачи перед педагогическим коллективом  подводя итоги  работы  за период  с 2007 по 2011г.г., по результатам  итогового мониторинга  инновационной деятельности дошкольного учреждения можно сказать о повышении компетентности  педагогов по взаимодействию т.е. уровень как профессионала достаточно высок (более 90%) по реализуемым направлениям работы с детьми  оздоровительного, познавательного,  художественно-эстетического и социально-личностного развитию детей более 80% .

 Анализ экпериментальных групп в отличии от контрольных групп  показывают более профессиональные качества в области организаторских, проектировочных, гностических (умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями её протекания), коммуникативных умений. Этому способствует   внедрение новых современных форм работы с педагогами и семьями воспитанников

 Проблематика и успешность профессиональной компетентности педагогов нашего дошкольного учреждения отражена через выпуск методических пособий, авторских программ работы с детьми и информационных источников  которые имеют рецензию научных работников и приносят  материальный вклад в развитие учреждения.                                                                                                                                               Инновационная методическая  деятельность, как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, была представлена  на выставке «Достижения системы образования Сургутского района»,  на  4-ой  выставке – форуме «Образование-Югры-2010» «Учитель Югры-миссия в современной школе» где были представлены проектные  материалы инновационной деятельности и имели свои  отличительные особенности:                                                                                                                         -в обеспечении  работы образовательного учреждения в режиме развития;                                        - отбора содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста.

  Конечно, же для нас имеет немаловажное значение  мнение  и комплексная оценка управленческих компетенций  социальными     институтами в рамках инновации для того, чтобы  учреждению двигаться дальше по намеченному маршруту развития на  2011-2015годы. И сегодня можно подвести итог  профессиональной педагогической компетентности  педагогов и  родителей в деле воспитания дошкольников. Поэтому        ----                                                                                                                Высокой оценкой для нашего педагогического коллектива по реализации инновационных направлений является   -Подведение итогов Всероссийского конкурса "Детские сады - детям"в  Госдуме,  участие и достижение результата в конкурсе  где наш педагогический коллектив  стал Победителем среди  ДОУ России   в номинации «Лучший педагогический коллектив»  применяющий инновационные технологии развития детей дошкольного возраста (департаментом образования администрации Сургутского района,  научными руководителями  Уральского отделения Российской Академии образования и Сургутского государственного университета.

 В 2010г. наше дошкольное учреждение включено в регламент национального реестра «Ведущие образовательные учреждения России», так  как наше ДОУ внедряет новации в своей деятельности, применяет на высоком уровне новые организационные и управленческие методики, а также вносит позитивный вклад образования на территории нашего района и округа.

Учитывая  высокую оценку нашей деятельности социальными партнерами, мы главным результатом всей нашей педагогической инновационной деятельности считаем преемственность в продолжении воспитания и обучения детей в школе, дополнительных учреждения  нашего города и их успешность в том числе охватывая детей не имеющих возможности посещать дошкольные учреждения в полном режиме.   Вся деятельность с детьми в инновационном режиме была построена на реализации принципа коцепции «Я» через комплексно-тематического планирование «Семь-Я», через игровую технологию комплексной инновационной программы нашего ДОУ «От рождения до школы» под редакцией.. Вераксы в настоящее время, (ранее «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой»)  «Школа Семи Гномов». Эта технология применялась и применяется сейчас не только с детьми, но и с родителями, в чем Вы можете сейчас убедиться сами, просмотрев 2 часть нашего творческого отчета-  «Час-мастер классов».

       Таким образом,  на мой взгляд, наши  направления инновационной деятельности доказывают, что использование нетрадиционных  форм совместно с традиционными формами взаимодействия  педагогов детского сада с социальным институтом, способствует повышению эффективности работы с родителями, а самое главное понимание и успешность родителя  в воспитании своего ребенка. При завершении инновационной деятельности по данной проблеме мы можем с уверенностью отметить, что  рост активности и творческий потенциал  наших педагогов ДОУ позволит работать и дальше уже по намеченному пути в системе инновации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.

Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени профессиональной компетенции, а так же от уровня мотивационно...

« Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях сетевого взаимодействия».

Развитие компетенций педагогов в системе сетевого взаимодействия...

"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...