"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"
презентация

Симонова Елена Сергеевна

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива ДО не может оставаться в стороне. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников»

Слайд №1, 2 Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива ДО не может оставаться в стороне. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДО.

Слайд №3 Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровней – Конвенция о правах ребенка, Конституцией РФ, Законе «Об образовании», семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов – ДО в том числе, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический   характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.

Слайд №4 Так ли важно сотрудничество с родителями?

Сотрудничество с родителями способствует тому, чтобы дети росли здоровыми, жизнерадостными, счастливыми, активными, жизнелюбивыми, общительными и гармонически развитыми личностями.

А установление тесного и эффективного взаимодействия с семьей – часть профессионализма педагогического состава ДО

Слайд № 5 Говорили ли вы когда-нибудь такую фразу, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество ДО с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.

Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают?

Семья взаимодействует с ДО или ДО с семьей?

Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

 «Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос:

Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия?

(Конечно же, нет)

Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, то оно, является наивысшей точкой взаимодействия ДО и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями.

Слайд № 6 Алгоритм взаимодействия с семьями воспитанников 

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

Слайд № 7 

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

Слайд № 8

 5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Слайд № 9 Все вышесказанное приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. 

Вопрос:

Из чего складывается успех общения?

(из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера – услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию)

Так что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в организации взаимодействия с семьями воспитанников?

Слайд № 10  Отвечая на этот вопрос мы намечаем Портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в организации взаимодействия  с родителями воспитанников:

• Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании

• Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

• Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• Обладает высокой степенью диалогичности (умеет вести диалог)

• В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и

• Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания и образовательных потребностей родителей;

• Учитывает социальные запросы родителей при организации общения с ними;

• Умеет планировать предстоящее общение, подбирает необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей

• Обладает развитыми коммуникативными навыками

Основными направлениями взаимодействия с семьей являются :

• Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

• Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Слайд № 11 Выделяются следующие формы работы во взаимодействии педагогов с семьями воспитанников 

– индивидуальные;

– подгрупповые;

– коллективные;

– традиционные/нетрадиционные

Слайд № 12: Традиционные формы работы ДО с семьями воспитанников: 

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Слайд № 13 В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы

Информационно-аналитические ЦЕЛЬ: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов

Анкеты

Индивидуальные беседы

Картотека «Педагогическая копилка :«Родители для педагогов», «Педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

- «Почтовый ящик»

- Переписка по электронной почте

Слайд № 14 Досуговые - Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

- Совместные досуги, праздники Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

- Дни добрых дел

- Турниры знатоков

- КВН

- совместные экскурсии

Слайд № 15 Познавательные - Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

• - Педагогическая лаборатория

Такое мероприятие рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. В начале года проводится анкетирование. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а также их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения.

- Семинары-практикумы знакомят родителей, с какими – то понятием, и в ходе мероприятия обучают различным упражнениям, помогают применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем семинара – практикума может звучать так: «Как помочь ребенку стать успешным». На семинаре – практикуме могут выступать логопед, психолог и другие специалисты, даже сами родители. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

- педагогическая конференция. Форма работы с родителями, где проводится подготовительный этап перед мероприятием. Родителям заранее дается какое – либо задание по определенной теме.

- дискуссии.

Интерактивная форма работы с родителями, позволяющая высказать различные точки зрения на предмет обсуждения. Позволяет увидеть проблему с разных сторон, и приобрести новое видение и решение проблемы. Одна из дискуссионных форм общения с родительским коллективом является родительские ринги. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами

- деловая игра

имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения. Работа родителей проходит по группам. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения.

- круглый стол

Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, позволяет обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Такая форма работы помогает родителям услышать компетентные высказывания разных специалистов по обсуждаемой проблеме, приобрести новое видение проблемы и ее решения

- педагогическая библиотека для родителей, родительские чтения

Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом : на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Педагог собирает информацию и анализирует ее. Подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.

- Мастер – классы. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести небольшой урок мастер - класс, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, что у них получается или как сделать так, чтобы получилось. В конце собрания подводится итог.

- педагогическая гостиная

- устные педагогические журналы,

- игры с педагогическим содержанием

- мини-собрания

- исследовательская, проектная деятельность

- Интернет-журнал

- «Родительский Университет»

Цель такой формы взаимодействия : установление партнерских отношений с родителями; объединение усилий для развития и воспитания детей. "Университет для родителей" - форма живого общения родителей и специалистов ОУ. Структура работы предусматривает ежемесячные встречи педагогов ОУ, специалистов с родителями с сентября по май. Участниками могут быть все желающие родители.

Слайд № 16 Наглядно-информационные. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

- Информационные проспекты для родителей

- дни (недели) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.

- выпуск газет

- организация мини-библиотек

- выставки работ

- Буклеты

- Электронные газеты

- Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

- Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в д/с

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, в настоящее время, наиболее актуальны для активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : новизна, оригинальность, востребованность, интерактивность.

Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

Слайд № 17 Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса

Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателю. Чтобы выстроить общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

   Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие компоненты:

Слайд № 18 Личностные качества и установки (личностный компонент)

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Слайд № 19 Знания (содержательный компонент)

о семье

об особенностях семейного воспитания

о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

о методах изучения семьи

о современных формах организации общения

о методах активизации родителей.

Слайд № 20 Умения и навыки (деятельностный компонент)

Умение преодолевать психологические барьеры общения

Владение методами изучения семьи

Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

Умение ориентироваться в информации

Умение конструировать программу деятельности с родителями

Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Слайд № 21 Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

   Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Слайд № 22 Примерный кодекс общения педагогов с родителями:

- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

   Нам, педагогам, в работе с семьей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка.

Слайд № 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников

Карта оценки профессионального мастерства педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.

Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральны...

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...

Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ).

Семинар -коучинг проводится с целью формирования повышения профессиональной компетентности педагогов по  организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потре...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...