Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.
статья на тему

Карпова Мария Олеговна

Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагогадошкольной реализации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых определена необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе. Развитие профессиональной компетентности педагога эффективно осуществляется в работе с родителями воспитанников. Для оптимизации процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов в работе с семьей необходимо создать ряд условий, таких как развитие мотивации педагогов к работе с семьей, обеспечение психологической готовности к взаимодействию с разными типами семей и др.

Ключевые слова: педагог, профессиональная компетентность, семья, взаимодействие, родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья17.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с семьей.

Карпова М.О.

студент магистратуры,

Нижегородский государственный педагогический

университет им. К. Минина

 Современная система образования повышает требования к уровню развитию профессиональной компетентности педагога дошкольной организации. Актуализация данной проблемы обусловлена принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых определена необходимость пересмотра роли и места воспитателя в образовательном процессе. Развитие профессиональной компетентности педагога эффективно осуществляется в работе с родителями воспитанников. Для оптимизации процесса совершенствования профессиональной компетентности педагогов в работе с семьей необходимо создать ряд условий, таких как развитие мотивации педагогов к работе с семьей, обеспечение психологической готовности к взаимодействию с разными типами семей и др.

Ключевые слова: педагог, профессиональная компетентность, семья, взаимодействие, родители.

Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема развития профессиональной компетентности педагогов в настоящее время является одной из актуальных. Профессиональная компетентность педагога ДОУ, с позиции современных ученых, включает совокупность взаимосвязанных профессионально значимых теоретических знаний и практических умений, которые позволяют осуществлять профессиональные функции и самосовершенствоваться [1]. Компетентность педагога является личностным образованием, которое имеет свойство постоянно изменяться, поэтому важной задачей является определение путей совершенствования профессиональной компетентности. На наш взгляд, одним из таких путей может выступать активизация работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников. В данный момент повышение профессиональной компетентности педагогов в сфере работы с родителями является особенно актуальным, потому что семья играет важнейшую роль в развитии личности ребенка. Доказано, что умение взаимодействовать с семьями воспитанников способно оказать положительное влияние на весь воспитательный процесс в ДОУ, но в тоже же время, взаимодействие с семьями является одной из самых сложных составляющих работы педагога, что обусловлено дефицитом знаний и умений, позволяющих организовать эффективное взаимодействие, отсутствием собственных стремлений, мотивации педагога.

Действительно, человек с раннего возраста постоянно взаимодействует с окружающими людьми; взаимодействие субъектов, осуществляемое в социальном окружении, приводит к их взаимной обусловленности. На определенном этапе времени возникает ситуация, когда первым внесемейным социальным окружением для ребенка становится группа взрослых и сверстников в дошкольной организации, где педагоги направляют свою деятельность не только на воспитание, развитие и формирование личности детей, но и на организацию личностно-ориентированного взаимодействия с родителями воспитанников. Такое взаимодействие проявляется через оказание адресной психолого-педагогической помощи конкретным семьям, индивидуальное консультирование родителей по интересующим их вопросам развития и воспитания ребенка, привлечение родителей к жизнедеятельности детского сада [2, 4]. Однако, несмотря на важность посещения детьми ДОУ, семья для каждого ребенка остается самым значимым социальным институтом, поскольку именно в семье формируется представление о нравственных качествах, ценностях, первый опыт общения и взаимодействия [5]. Чтобы успешнее развивался ребенок в дошкольном возрасте, родителям необходимо строить воспитание на основе взаимопонимания, грамотно применять психолого-педагогические знания, иметь достаточный уровень общей культуры, ориентироваться в методических вопросах, понимать специфику дошкольного возраста. Как показывает практика, родители испытывают трудности в вопросах организации продуктивного общения с детьми, речевого развития, ознакомления с окружающим миром, природой [8], организации игровой и двигательной деятельности и т.д.

Вместе с тем следует отметить, что на сегодняшний день все больше становится семей, в которых растет отчуждение между родителями и детьми, родители испытывают дефицит педагогических знаний, умений, необходимых для воспитания своих детей. Видя эту ситуацию, педагоги дошкольных организаций ставят перед собой важную задачу обеспечения взаимодействия с родителями воспитанников в целях снижения уровня детского невротизма в условиях общественного воспитания, организации эффективной работы по воспитанию и развитию детей, формирования у родителей системы необходимых педагогических знаний в вопросах построения эффективного взаимодействия с детьми.

Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников рассматривается как процесс комплексного двустороннего влияния на развивающуюся личность ребенка. Педагоги в свою очередь должны направлять усилия на развитие у родителей интереса к процессу воспитания детей, стремления принимать активное участие в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом, стимулирование уверенности в своих силах, развитие способности анализировать свои педагогические успехи и неудачи, др. Доказано, что огромное влияние на эффективность взаимодействия педагогов детских садов и семей воспитанников оказывает имеющийся у родителей уровень педагогической культуры, который включает в себя степень осознания родителями воспитанников целей воспитания, степень совпадения представлений о целях воспитания родителей и педагогического коллектива детского сада [3]. Содержанием взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников выступает совместная постановка целей деятельности, планирование предстоящей совместной работы, отбор средств и способов реализации задач в соответствии со специфическими возможностями семьи и детского сада, контроль осуществления деятельности, анализ и оценка результатов совместной работы [7]. Педагогу необходимо не просто понимание значимости данной работы, но и владение навыками осуществления практического взаимодействия с семьей, методами активизации родителей, коммуникативными и речевыми способностями, психологической готовностью к построению диалога. Перечисленные компоненты составляют ядро профессиональной компетентности педагога [6].

Таким образом, взаимодействие педагогов с семьями воспитанников выступает одним из необходимых условий создания единого образовательного пространства в целях обеспечения успешного физического, познавательного, нравственного развития каждого ребенка дошкольного возраста, формирования его личности, дальнейшей успешной социализации.

Список литературы

1. Асаева И.Н. Профессиональная компетентность воспитателя и ее влияние на повышение качества дошкольного образования // Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании: Материалы регион. науч.-практ. конф. - Тобольский гос. пед. ин-т. - Тобольск, 2008. – С. 33-35.

2. Гладкова Ю. Педагог и семья. Проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. 2008. - № 4. – С. 103-110.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. – № 1. - С. 60-68.

4. Карпова М.О. Необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников // Актуальные вопросы перспективных научных исследований: Сборник научных трудов по материалам II-ой Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2017. - С. 37-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в развитии профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьёй.

 В предложенной статье описывается деятельность педагогического коллектива работы с семьей в рамках инновационного развития,идейность управленческой работы по достижению высоких результато...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

В этой статье раскрываются вопросы повышения профессиональной компетенции педагогов в работе с семьями воспитанников...

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском с...

Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»

Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....

"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...