Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников
методическая разработка

Москвина Надежда Васильевна

Опыт работы по реализации модели методического сопровождения педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи ДОО – «вечные проблемы» дошкольной педагогики. Тема работы обусловлена тем, что в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.

 Организация процесса взаимодействия педагогов с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время ярко выражено противоречие между требованиями нормативных документов и реальной ситуацией. Современные родители образованы, широко эрудированны, обладают доступом к научно-методической литературе из области педагогики, к сети Интернет. Однако это не всегда повышает уровень их педагогической культуры. И многие из них очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании своих детей. С другой стороны,  не у всех  педагогов ДОУдостаточно развиты необходимые профессиональные умения в области общения с современными семьями, осуществления индивидуального подхода к родителям, выбора эффективных форм взаимодействия  с современными родителями. Поэтому необходимо повышать профессиональную компетентность воспитателей и оказывать методическую поддержку педагогам ДОУ по организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Многие авторы, такие, как М.Г. Аравелян, Т.В. Андреева, Е.И. Артамонова, И.В. Гребенников и другие уделяют внимание вопросам, связанным с развитием детей в семье, разработкой форм взаимодействия дошкольных учреждений с семьей.

Проблема объединения усилий дошкольной организации и семьи наиболее полно разработана в трудах Л.В. Гориной, Н.Ф. Виноградовой, О.Л. Зверева, Т.А. Макаровой, Н.Г. Волкова и других. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, О.А. Куревина, Л.В. Свирская, З.И. Теплова и др. отмечают важность сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного участника в образовательную среду дошкольной образовательной организации качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные представления о сфере дошкольного образования ребенка.

Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:  Методическое сопровождение педагогов, способствующее повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Задачи :

1. Заинтересовать педагогов во взаимодействии с современными родителями, показать значимость семьи в воспитании дошкольника

2. Формировать у педагогов умение отбирать и использовать в свей работе содержание, эффективные формы и методы организации взаимодействия с современными родителями

3. Способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе реализации методической работы старшего воспитателя с педагогическими кадрами через активные и интерактивные формы работы как наиболее отвечающих меняющимся социальным и педагогическим условиям.

4. Создать условия для повышения методической активности педагогов, их заинтересованности в участии в профессиональных конкурсах и методических мероприятиях всех уровней во взаимодействии с семьями воспитанников.

После проведенного кадрового анализа, проведенной  диагностики профессиональной компетентности педагогов (Диагностика профессиональной компетентности педагогов (авторы Чеменева А.А., Попова В.Р., Вербовская Е.В. Нижегородское образование, №3, 2015 г), самооценки педагогической компетентности по организации  взаимодействия с семьей («Самооценка уровня педагогической компетентности по организации взаимодействия с семьей» О. А. Комарова, Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №11, 2010) можно сделать выводы:

Особые трудности как воспитателей со стажем, так и у молодых специалистов возникают при отборе эффективных форм и методов взаимодействия с современными родителями. Молодые специалисты испытывают затруднения в поиске индивидуального подхода к родителям. Педагоги с большим стажем работы тяготеют к традиционным формам взаимодействия с семьей, неохотно используя нетрадиционные формы и  методы.

Исходя из данных , я разработала модель методического сопровождения педагогов по взаимодействию  с семьями воспитанников, которая состоит их двух этапов.

Первый этап направлен на то, чтобы заинтересовать воспитателей во взаимодействии с родителями воспитанников, вызвать желание взаимодействовать, показать воспитателям значимость взаимодействия с семьей, подвести их к пониманию того, что может дать такое взаимодействие для развития самих дошкольников.

На этом этапе проводилась:

-беседа «Современная семья-какая она?», цель которой-поговорить, обсудить с воспитателями сведения об особенностях современной семьи, выполняемых ею функциях, способствовать появлению интереса к проблемам семьи.

С целью формирования у воспитателей понимания необходимости дифференцированного подхода к взаимодействию с каждой семьей используются следующие формы: проблемный семинар «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи»,

круглый стол «Место ребенка в семье и жизни родителей»,

Консультация «Семья глазами ребенка»,

Беседа «Чем взаимодействие может быть полезно в моей педагогической деятельности»,

«Мои проблемы в общении с семьями воспитанников».

Второй этап направлен на то, чтобы способствовать накоплению воспитателями практического опыта взаимодействия с родителями воспитанников. По результатам проведенного анализа и самоанализа педагоги испытывают трудности в отборе содержания, эффективных форм и методов взаимодействия с современными родителями. Помимо общих трудностей, при организации взаимодействия с родителями мы выявили у отдельных педагогов такую особенность, как недостаточный уровень коммуникабельности при взаимодействии с родителями.

Для повышения уровня компетентности педагогов в отборе эффективных форм и методов организации взаимодействия с современными родителями проводились индивидуальные и групповые консультации по данной проблеме и другие мероприятия:

«Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия»

Семинар-практикум «Инновационные формы организации взаимодействия педагогов с современными родителями»

«Как организовать формы взаимодействия, построенные на диалоге с родителями»

«Проектный метод в работе с родителями»

«Сайт педагога- форма работы с родителями».

На проводимых мероприятиях использовались такие формы работы с педагогами, как:

Дискуссии,

Ролевые игры,

Творческие задания,

Элементы тренинга.

Дискуссии помогают педагогам увидеть разные точки зрения, высказать свое мнение, прийти к некоему общему знаменателю. Ролевые игры направлены на то, чтобы педагогм смогли попробовать себя в разных позициях, ощутить себя в роли родителя, увидеть мир глазами другого. Творческие задания раскрывают потенциал воспитателей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха, тренинг рассматривается в качестве одного из методов подготовки педагогов к общению.

Для повышения уровня коммуникабельности педагогов я проводила различные упражнения. Данные упражнения направлены на развитие интуиции в общении, совершенствование коммуникативной культуры, формирование установки на взаимопонимание с родителями, развитие навыков контакта с родителями.

Например, тренинг «Дать название ситуации»-участники дифференцируют ситуацию взаимодействия с родителями, описывают ее и дают нестандартные пути решения. Для педагогов с низким уровнем развития коммуникабельности будет важным создание ситуаций успеха, похвала, положительный отзыв о работе педагога. «Практикум общения педагогов с родителями» (автор Т.В. Кротова)- способствует развитию открытости, эмпатии, умения воспринимать других. Особенность практикума-использование упражнений тренингового характера.

Целенаправленная методическая работа с педагогами ДОУ  и педагогов с родителями способствует развитию партнерских отношений во взаимодействии семьи и детского сада. Но, прежде всего, необходимо помочь педагогам пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать на благо ребенка, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнерской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

"Система работы ДОУ способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников".

—Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленько...

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями

Соблюдение принципов при взаимодействии педагогов с родителями. Способы воздействия на проблемы взаимодействия с родителями....

"Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников"

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...

«Развитие профессиональной компетентности педагогов в организации взаимодействия с семьями воспитанников. Ожидаемая результативность»

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протя...