«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
материал

Фролова Олеся Джахоновна

В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников имеет высокую актуальность на сегодняшний день. Это связано, во-первых, с требованиями времени: запрос государства на восстановление утраченного в гражданах страны, в том числе и в детях, чувства патриотизма и гражданственности. Во-вторых, важность данной задачи прослеживается в содержании нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования: федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и федеральной образовательной программе дошкольного образования, которая максимально нацелена на базовые ценности российского народа, на развитие патриотизма у дошкольников.

Понятие компетентности педагога определяется как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя не врождённое качество, оно формируется под влиянием всей образовательной среды, в том числе в процессе дополнительного профессионального образования и самообразования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий педагога.

Цель: создание системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены следующие этапы работы: исследовательский, проектировочный, исполнительский, контрольно-оценочный.

В ходе первого этапа были изучены и выделены концептуальные идеи ученых по данной теме, выявлен уровень профессиональной компетентности педагогов в области нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

На основе работ Э.Ф. Зеера были выделены критерии, которые наиболее чётко характеризуют уровень профессиональной компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей: мотивационная готовность, теоретическая готовность и практическая готовность.

Оценка выделенных критериев осуществлялась с помощью следующих методов: анкетирование, тестирование, анализ образовательных планов, наблюдение за деятельностью педагогов в образовательном процессе и самоанализ педагогов.

Второй этап, проектировочный, включал в себя работу по составлению общего плана работы с педагогами и индивидуальных программ саморазвития педагогов по итогам выявленных затруднений.

На третьем этапе была проведена работа по планам общей и индивидуально-дифференцированной работы с педагогами, обогащены материалы методического кабинета.

 На данном этапе использовались традиционные и инновационные формы работы с педагогами:

  • теоретические семинары «Нормативно-правовое и методическое обеспечение патриотического воспитания детей в ДОУ», «Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;
  • деловая игра «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»;
  • мозговой штурм «Профессиональное развитие педагога»;
  • семинар-практикум «Как знакомить дошкольника с историческим прошлым России? Содержание работы. Методы и приёмы»;
  • практикум по созданию интерактивной игры «Творческая лаборатория педагога»;
  • консультации для педагогов «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в условиях ФОП ДО», «Реализация регионального компонента в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста», «Требования по созданию развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию дошкольников»;
  • метод «Модерации», позволивший «заставить» педагогов действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных и  реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;
  • «Кейс-технология», которая применялась для краткосрочного обучения педагогов на основе реальных или вымышленных ситуаций, в ходе непосредственного обсуждения деловых задач;
  • «Аукцион педагогических идей», был организован с целью представления педагогических находок своим коллегам;
  • «Педагогические чтения», организовывались для активизации вовлечения педагогов в обсуждение теоретических и практических проблем и вопросов;
  • «Коучинг-сессия» - интерактивное общение, где педагог не получал советов и рекомендаций, а только отвечал на вопросы и самостоятельно находил пути для решения проблем.  Данная технология проводилась нами при поддержке педагога-психолога ДОУ, который осуществлял индивидуальную поддержку педагогов, ставящих перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности.

На контрольно-оценочном этапе был проведён сравнительный анализ компонентов профессиональной компетентности, который показал результативность проведенной работы: увеличилось количество педагогов с высоким уровнем мотивации к преобразованию профессиональной педагогической деятельности и способностью осваивать новые профессиональные компетенции, обновлять формы и методы педагогической деятельности в вопросах патриотического воспитания дошкольников, умеющих решать профессиональные педагогические задачи не по стереотипному образцу, а с помощью рефлексивного анализа ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....

Опыт работы по теме "Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ "

В сообщении представлена актуальность, цель и задачи, этапы работы с педагогами и формы работы, результативность...

Интерактивные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Повышение профессиональной компетентности педагогов на сегодняшний день приобретает особую значимость и одним из путей совершенствования профессиональной компетентности педагогов являются интерактивны...

Методическое сопровождение по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ

В статье раскрывается понятие профессиональной компетентности, виды педагогической компетентности, пошаговое методическое сопровождение, которое начинается с диагностики (представлена карта анализа за...

"Система методической работы, способствующая повышению профессионального роста педагогов дошкольной организации"

В статье говорится о том, что  методическая компетентность, как часть профессионально- педагогической компетентности определяет  готовность педагогов к принятию современных педагогических те...

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...