Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "
проект на тему

Шиваракова Раиса Евгеньевна

       Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:  ставить цели, задачи, планировать работу, работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.), умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др..

Участниками проекта являются педагоги  и специалисты ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников » № 6  «Почемучка»  п.Новоорск

УТВЕРЖДАЮ

                                                           Заведующий МДОУ

«Детский сад» № 6 «Почемучка»

_______________ М.А.Приймак

                                                                        «___» _________________2013г

Проект

"Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях ФГОС "

                           

 

Автор: Шиваракова Раиса Евгеньевна

                                                              старший воспитатель

                                               

п. Новоорск-2014

Аннотация к проекту:

     

       Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:  ставить цели, задачи, планировать работу, работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.), умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др..

Участниками проекта являются педагоги  и специалисты ДОУ.

Тема проекта: Инновации в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Автор проекта: старший воспитатель Шиваракова Р.Е.

Тип проекта: административный

Участники проекта:

педагоги МБДОУ № 6 п.Новоорск:

11- воспитателей;

1- музыкальный руководитель;

1- учитель-логопед;

1- инструктор по физической культуре.

Сроки реализации: сентябрь 2014г – август 2015г

Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ в условиях ФГОС.

Проблема:   Процесс реализации федеральных государственных стандартов вызывает затруднения  из-за недостаточного аналитического умения педагогов к самосовершенствованию, умения интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая целостность воспитательно-образовательной работы.

Цель проекта: Систематизировать  методическую работу в ДОУ по самообразованию, поиск эффективных путей и стремлений к  совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов, обеспечивающую развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Гипотеза:  Самообразование может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ, если:

- работа с педагогами  в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства;

- процесс самообразования педагога систематически включается в методическую работу ДОУ.

Задачи:

  • Совершенствовать аналитические умения педагогов, поддерживая интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия  выхода педагогов на уровень активного саморазвития.
  • Поиск эффективных путей и стремлений к самосовершенствованию.
  • Ориентироваться в вариативном образовательном пространстве.
  • Грамотно отбирать технологии и методики, способствующие  решению задач развития детей.
  • Умело интегрировать содержание образовательных программ в процессе планирования, обеспечивая целостность воспитательно-образовательной работы.

Актуальность:

Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь":  Коренным образом изменились требования к педагогам – дошкольникам. Современный воспитатель - это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  • Способный отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  • Обладить высокой профессиональной компетенцией.
  • Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

       Самообразование является одной из  наиболее важных форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условии информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации:  в учебных заведениях - очное обучение, заочное обучение, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары, интернет - семинары и т.д.  Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет.  Имея многолетний опыт работы с педагогами, я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет  идти «в ногу со временем». Предварительно изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию,  я попыталась их структурировать и применить  в работе с педагогами.  

Проектные действия

Основные направления методической работы

маркетинговое: изучение спроса педагогов 
информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педагогического коллектива.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых технологий в образовательный процесс МДОУ.

Формы самообразования педагогов

Индивидуальная - предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

 Коллективная - направленная на активное участие педагогов в методической работе МОУ.

Компоненты готовности педагогов к самообразованию

когнитивный (базовая культура личности,  профессиональные знания,  умение их применять)

мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)

организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)

нравственно-волевой (любознательность,  критичность, трудоспособность)

Условия профессионального роста

  • Самообразовательная  работа над рефератом по теме
  • Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
  • Обзор в Интернете информации по теме
  • Посещение семинаров,  конференций, занятий коллег.
  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  • Проведение открытых занятий.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.
  • Общение с коллегами в МДОУ, на районном уровне и в Интернете.
  • Участие в конкурсах в Интернете.
  • Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Срок реализации проектных мероприятий: календарный  год

Пути решения поставленных задач:

Создать условия для самообразования педагогов:

  • Постоянное приобретение методической литературы;
  • Увеличение числа подписных изданий;
  • Предусмотреть в графиках работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
  • Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
  • Включить в годовой план ДОУ мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
  • Продумать участие педагогов в открытых мероприятиях городских творческих объединений (мастер - классы, панорама передового педагогического опыта и др.), семинарах.

Механизм реализации проекта:

Повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов можно оценить посредством следующих компонентов:

  • Уровень освоения воспитанниками программного содержания, сформированность необходимых знаний, умений и навыков (диагностика ЗУН).
  • Итоги контроля: тематического, итогового, собеседование (констатируются факты использования педагогами современных программ, технологий, разнообразных форм организации воспитательно-образовательного процесса по активизации познавательной деятельности детей, нетрадиционных способов взаимодействия и др.)
  • Анализ участия педагогов в методической работе.
  • Оценка деятельности педагога при проведении открытых мероприятий, занятий и др.
  • Аттестация.

Стратегия и механизмы реализации:

Этапы реализации

Содержание работы

Форма методической работы с педагогическими кадрами

Предполагаемый результат

Подгото-

вительный

этап:

сентябрь-октябрь 2014г.

Изучение  и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов

Анкетирование, использование диагностических карт,

карты самообразования

Выявить трудности в работе  педагогов

Основной этап:

ноябрь 2014г- май 2015г

У педагогов совершенствуются аналитические  и  нарабатываются инновационные умения и методы работы по самообразованию. Развиваются рефлексивные способности педагогов и способности изучать и выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам ДОУ.

Участие в районных  ярмарках педагогических инноваций

Трансформация передового опыта

Посещение семинаров,  конференций, занятий коллег

Повышение профессионализма через изучение опыта работы коллег

Проектировочные семинары, педагогические гостиные,

круглые столы

Самостоятельное изучение новинок методической литературы

Повышение  профессионализма педагога через самостоятельную работу с литературой

Работа в малых творческих группах с презентацией педагогических достижений

Мотивация к освоению новых методик и технологий

Использование Интернет- сайта

Повышение новой информации

Заключительный  этап:

май-август 2015г

Овладение педагогами навыками самостоятельной работы, развитие самооценки профессиональных качеств.

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Система мониторинга по вопросам самообразования

Отслеживать эффективность самообразования педагогов

План проектных мероприятий

Мероприятие

Срок

Ожидаемый результат

1 этап
исследовательский

1. Анкетирование педагогов “Оценка реализации потребностей педагогов в развитии”

сентябрь

Определить стадии развития педагогов:

Активно реализуют свои потребности в саморазвитии,

Отсутствует сложившаяся система развития,

Стадия остановившегося развития.

2. Анкетирование педагогов “Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов”

сентябрь

Выявить способности педагогов к самообразованию

3.Анкетирование педагогов “Степень владения навыками самостоятельной работы”

октябрь

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы

2 этап
подготовительный

Целеполагание: формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

ноябрь

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

Разработка памятки по самообразованию

3 этап
практический

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников на начало года (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования)

Декабрь

Май

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Составление педагогами плана по самообразованию

Сентябрь

Направить работу педагогов на получение профессиональных достижений.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений, памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

Октябрь

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций “Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности”

Ноябрь

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

«Взаимодействие педагогов и родителей в                  сохранении психического и физического здоровья детей».                                            

 (из опыта работы воспитателей)

Педсовет

№ 2

Ноябрь

Самостоятельное решение педагогами конкретных проблем развития дошкольников посредством изучения методической литературы

Практическое занятие “Деловая игра “Аукцион идей”

Декабрь

Закрепить умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой.

Самоанализ педагогов по итогам работы за 1 полугодие, год

Январь

май

Развивать умения анализировать результаты наблюдений, экспериментов, составлять прогноз на будущее.

«Художественно – речевое развитие детей в ДОУ»

Педсовет

№ 3

Февраль

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.

Оформление инновационного банка

Февраль

Анализ текущей обстановки в детском саду, составление прогноза развития.

Слово специалистам “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников” (из опыта работы)

Педчас

Март

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения

 Алгоритм  работы над  темой самообразования. Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»

По плану ДОУ

в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного центра для родителей. Выпуск тематических газет

В течение года

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях районных творческих объединений

В течение года

по плану

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Изучение нормативно-правовых документов

В течение года

по плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Повышение уровня профессиональной информированности педагогов: обзор новинок методической и научной литературы (при участии педагогов)

Ежемесячно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

4 этап
заключительный

Семинар- практикум: «Организация работы творческой группы в ДОУ»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Апрель

Помочь педагогам в организации работы творческой группы Формирование общественного мнения коллектива по актуальным проблемам ДОУ и дошкольного образования в целом.

Деловая игра “Аукцион идей”

Май

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Подведение итогов работы по проекту, оценка результатов, оформление материалов проекта

Педсовет

Май

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Условия реализации:

  1. материально-техническое обеспечение.
  2. методическое обеспечение изданиями периодической печати и инновационной литературой.

грамотное построение методической работы с педагогическими кадрами

Ожидаемые результаты:

  Повышение профессиональной компетентности педагогов: знаний, умений и личностных качеств, в процессе совершенствования работы по самообразованию. Самостоятельная работа по самообразованию позволит педагогам пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.   Будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

   Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

 Клуб "Начинающий воспитатель" поможет более успешно адаптироваться  молодым педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

 

Выводы о результатах работы

      Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны  и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки по проблеме;

•советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей

Литература:

 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)  «Об утверждении ФГОС ДО»  от 17 октября 2013 № 1155», вступил в силу с 01.01.2014 г.;

2. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3

3. Л.Д. Морозова педагогическое проектирование в ДОУ: то теории к практике. //Приложение к журналу «Управление ДОУ»

4. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3

 5.Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10

 6.  Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6

Приложение 1

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии

Анкета № 1

для выявления способности педагогов к развитию

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.
  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
  6. Я анализирую свои чувства и опыт.
  7. Я много читаю.
  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
  9. Я верю в свои возможности.
  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Анкета № 2

для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – да (препятствуют или стимулируют);

4 – скорее да, чем нет;

3 – да и нет;

2 – скорее нет;

1 – нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.
  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.
  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.
  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).
  5. Состояние здоровья.
  6. Недостаток времени.
  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.
  2. Обучение на курсах.
  3. Пример и влияние коллег.
  4. Пример и влияние руководителей.
  5. Организация труда в ДОУ.
  6. Внимание к этой проблеме руководителей.
  7. Доверие.
  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
  9. Занятия самообразованием.
  10. Интерес к работе.
  11. Возрастающая ответственность.
  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.

Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

        Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.

        Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.

        Данные заносятся в таблицу.

        Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.

        Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К = К (фактическое) : К (максимальное)

Где:     К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,

К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.

Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

№ п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.

педагога

Стимулирующие

факторы

Препятствующие факторы

Система

    мер

1

Активное развитие

2

Не сложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Приложение 2

Анкета № 3

Степень владения навыками самостоятельной работы

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы  развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных  заданий.

   10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:

+   владею свободно,

?   владею посредственно, вызывает затруднение,

!   не владею.

Приложение 3

Читательская конференция

Цель: Способствовать выявлению общественного мнения коллектива по актуальным проблемам здоровьесбережения в ДОУ и дошкольного образования в целом.

Предмет обсуждения: педагогические книги и статьи, вызвавшие особый интерес педагогов.

Оформление выставки.

План проведения

Вводно-теоретическая часть: “Вступительное слово” (краткое, примерное):

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно – методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых.
  • Изучение прогрессивного опыта коллег.
  • Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др.
  • Сообщения по прочитанным книгам, статьям, вызвавшие особый интерес педагогов.
  • Обмен мнениями.
  • Принятие и выработка рекомендаций.

                                                                                        Приложение 4

Памятка по самообразованию

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.
  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.
  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме
  • Включите современные взгляды на проблему
  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.
  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Приложение 5

Памятка «Как подготовиться к докладу, выступлению»

  1. Этап – подготовка доклада, выступления.

  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.
  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.
  3. Составление развернутого плана выступления.
  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего  опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.
  2. Письменное изложение полного текста выступления.

  1. Этап – работа с подготовленным материалом

  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.
  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).
  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).

  1. Этап – подготовка к выступлению

  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.
  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.

Приложение 6

Памятка к исследовательской работе педагога

  1. Как правильно сформулировать тему:
  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение, Исследование

Развитие, Формирование

Становление, Воспитание

Анализ, Разработка

Организация, Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности и т.п.

Например: «Подвижные игры как средство развития двигательных способностей детей дошкольного возраста»

  1. Формулировка темы  по схемам:
  • ЧТО – ТО          как условие развития        ЧЕГО – ЛИБО
  • ЧТО – ТО          как средство формирования   ЧЕГО – ЛИБО
  • Использование    ЧЕГО – ЛИБО  как средство (условие)  развития (формирования, воспитания, становления и т.п.)   ЧЕГО –ТО

Например:

«Подвижные игры как средство развития двигательных способностей детей дошкольного возраста»

 «Использование подвижных игр как средство формирования двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

  1. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

Приложение 7

Деловая игра “Аукцион идей”

Цель: Расширить представления педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Задачи:

Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников.

Развивать потребность педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Самостоятельный поиск педагогами эффективных, приоритетных для себя приемов развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями.

Наглядность: деревянный молоток, плакат “Аукцион идей”, поощрительные жетоны.

Домашнее задание:

Подготовить материалы из собственной практики по организации работы с детьми на основе современных программ, технологий.

Подготовить представление данного материала, ответить на вопросы: Какую проблему пытаетесь решить? Почему именно данная проблема привлекла ваше внимание? Чем с вашей точки интересен данный материал?

Игра проводится в форме аукциона. Тот, кто предложил наибольшую “цену” после представления материала дает пояснение: чем ценен данный материал? Почему предпочтение отдано именно этому материалу?

Эксперты фиксируют “цену” каждого лота, определяют наиболее “дорогостоящий”. Участника, набравшего наибольшее количество жетонов, в конце игры ожидает поощрительный приз (книга, методическое пособие и др.).

Приложение 8

Алгоритм  работы над  темой самообразования

  • Подбор темы
  • Определение целей  и задач
  • Дата начала работы над темой
  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
  • Подбор источников самообразования
  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне

Алгоритм составления плана по самообразованию

   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе

Приложение 9

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Какие формы  представления результатов самообразования для вас более приемлемы?

  • Доклад
  • Защита исследовательской работы
  • Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе  обучения
  • Брошюра,
  • листовка,  
  • буклет
  • Открытое занятие
  • Проведение семинара
  • Обучения коллег новым методикам
  • Практикум  (тренинг)
  • Лекция

Диагностика

 «Показатели профессионального роста педагогов»

  1. активное  творческое начало педагогов;
  2. стремление педагога к повышению квалификационного разряда;
  3. потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;
  4. готовность педагога разработать тему по самообразованию исследования до конечного результата, т. е. до авторской разработки.
  5. стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.

Приложение 10

Консультация для педагогов

Профессиональная компетентность воспитателя

Под профессиональной компетентностью воспитателя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать воспитателя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании .

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма воспитателя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность воспитателя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием ДОУ, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности воспитателя, нельзя не сказать о создании портфолио воспитателя, Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Приложение 11

Советы по организации самообразования

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  • Формирование основ педагогического мастерства;
  • Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;
  • Адаптация к педагогической деятельности.

Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  • в определении темы, целей и задач;
  • в планировании работы по самообразованию;
  • в ходе реализации плана;
  • в изучении и анализе результативности своей работы.

Приложение 12

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы

Деятельность

педагога

старшего воспитателя

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2.

Планирование работы по самообразованию

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• видеозаписи;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег».

4.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5.

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

                                                                                     Приложение 13

Консультация для педагогов

Направления самообразования педагога.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием методиками воспитания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков педагог не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

• Профессиональное (предмет преподавания)

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)

• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)

• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)

• правовое

• эстетическое (гуманитарное)

• историческое

• иностранные языки

• политическое

• информационно-компьютерные технологии

• охрана здоровья

• интересы и хобби

• ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ДОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение

• Газеты, журналы

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Интернет

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Платные курсы

• Семинары и конференции

• Мастер-классы

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

• Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

        Литература:

        1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”)

        2.Белая К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским садом / К.Ю. Белая – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001 – 399 с.

        3.Горбачева Н.Б., Рожина Г.А. Педагогический совет: журнал “Ребенок в детском саду” № 6 – 2005, стр. 30

        4.Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию: журнал “Дошкольное воспитание” № 8 – 2004, стр. 36

        5.Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с (Приложение к журналу “Управление ДОУ”)

        6.Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39

Приложение 14

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад» № 6 "Почемучка" 

План по самообразованию

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»

2013/2014учебный год

Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»

ФИО педагога: Наследова А.В.

Специальность: воспитатель

Образование: среднее профессиональное

Стаж  педагогической работы: 32 года

Квалификационная категория: первая

Дата начала работы над темой: 01.09.2013 год

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2014 год

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно- методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки)

3. Направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья.

4. Разработать прогулки для подготовительного группы по временам года.

5. Систематизировать изученную литературу

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, "Почтовый ящик"

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Перспективный план самообразования педагога:

 

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение Дня Здоровья

Проведение осеннего праздника

Организация подвижных игр (ежедневно)

Проведение физкультурных занятий (в течение года)

Учить детей охранять и укреплять свое здоровье

Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.

Фотоотчет

Фотоотчет

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Конспект

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Октябрь

Работа с детьми

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года)

В качестве профилактики утомления

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы

В целях укрепления организма

В качестве развития моторики

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Выявит уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных

Фотоотчет

Проведение релаксации (в течение года)

Проведение утренней гимнастики

(каждый день)

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно)  

Проведение осеннего праздника

Диагностика уровня физической подготовки детей

Работа с родителями

Консультация для родителей «Берегите глазки»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Повышение знаний, сбор материала

Ноябрь 

Работа с детьми

Проведение тематического мероприятия «День Матери»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей «Агрессивные дети»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Обновление физкультурного уголка

Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Создание условий для сохранения здоровья

Повышение знаний, сбор материала

Декабрь

Работа с детьми

Проведение новогоднего утренника

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Встречаем Новый год вместе с ребенком»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Анализ заболеваемости в зимний период

Сбор аналитической информации

Январь

Работа с детьми

Проведение тематических дней новогодних каникул

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Работа с родителями

Консультация для родителей « Что такое подготовка к школе?»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическое развитие»»

Повышение знаний, сбор материала

Февраль

Работа с детьми

Проведение утренника к Дню Защитника Отечества

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация « Отец как воспитатель»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с методической литературой

(ж-л «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала

Март 

Работа с детьми

Проведение утренника к 8 Марта

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Счастье- это когда тебя понимают»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с методической литературой

(ж-л «Здоровье дошкольника»)

Повышение знаний, сбор материала

Апрель

Работа с детьми

Развлечение «День Земли»

Мониторинг

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Готовность к школе»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «От рождения до школы» по образовательной области «Физическое развитие»

Повышение знаний, сбор материала

Май

Работа с детьми

Проведение праздника «День Победы»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Что такое патриотическое воспитание»

Собрание

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «От рождения до школы» по образовательной области «Физическое развитие»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

Пополнение методической копилки

Используемая литература:

  1. Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.
  4. Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»
  5. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
  6. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.
  7. Горшенинник В.В., Самошкина  И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007. 
  8. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет:  М.: Вако, 2007.                          
  9. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.
  10. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования, 2012.
  11. Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.
  12. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.
  13. Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М.  Казин.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2010.-214с.-ISBN978-5-7148-0338-3.
  14. Климова,Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-     образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ
  15. Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П.  Денеулина- М.:ТЦ  Сфера,2004.
  16. Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 года)
  18. Свирская Л. Работа  с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных  образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.
  19. Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.
  20. Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного  учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б. Федорцева, Т.В.  Шелкунова.-Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. –(Образование и здоровье).ISBN978-5-7291-0456-7.
  21. Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
  22. Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.

Творческий отчет о результатах работы по проекту: 

"Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по здоровьесбережению через самообразование"

 Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны  методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны  и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки по проблеме;

•  советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Уровень профессионального мастерства педагогов  зависят от конкретных условий.

Владея технологией проектирования, наши педагоги реализуют темы самообразования в форме проекта:

- «Воспитание ЗОЖ у старших дошкольников»;

- «Дети и этикет»;

- «Островок безопасности»;

- «Маленькие исследователи»;

- «Фитбол-гимнастика» и др.

После теоретического изучения проблемы и разработки проектов, был организован педагогический совет, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь. На основании индивидуальных планов мною составлен общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.

В феврале текущего года в детском саду прошёл районный мастер-класс «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ», содержание которого отражало тематику самообразования педагогов. Формы открытых мероприятий были выбраны воспитателями, что способствовало повышению их мотивации к участию в неделе педагогического мастерства:

- занятия «Цирк» и «Следы невиданных зверей»,

Все мероприятия прошли с приглашением педагогов района, родителей, и общественности, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи и жителей посёлка, активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.

Одним из условий повышения качества работы нашего дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Моя задача, как старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием.

Педагог  в течение учебного года  углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Тематикой самообразования являются:

- одна из годовых задач ДОУ;

- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Созданы условия для работы воспитателя по самообразованию:

• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;

• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

• видеозаписи;

• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;

• материалы из опыта работы;

        Самообразование в нашем ДОУ уже не  сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становиться стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

                                                  Шиваракова Раиса Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Повышение эффективности методической работы с цель повышения профессионализма педагогов...

Формирование профессиональной компетентности педагога в процессе самообразования

Чтобы не отстать от времени, педагог постоянно должен совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения, тем самым обеспечить возможность для с...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

«Формирование профессиональной компетентности педагога ДОО по самообразованию»

Самообразование - одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену...