Главные вкладки

    Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований
    статья на тему

    Аникеич Светлана Александровна

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

    В соответствии с принятым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге дошкольного образовательного учреждения. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешной и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

    Профессиональная педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

    Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»

    Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого-педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

    Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    - воспитательно-образовательной;

    - учебно–методической;

    - социально–педагогической

    Критерии и показатели компетентностей педагогов дошкольной образовательной организации отражены в профессиональном стандарте педагога.

    Имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

    На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

    Профессиональная компетентность, по мнению многих ученых (В.Н.Введенский, Н.В.Кузьмина, Л.А.Петровская) включает в себя знания обо всех компонентах педагогического процесса (цели, содержании, средствах, результате и т.д.), о себе как о субъекте профессиональной деятельности, но и имеет опыт применения на практике приемов профессиональной деятельности и педагогических умений.

    Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность пяти компетенций, куда входят методологическая, коммуникативная, исследовательская, психолого-педагогическая и ИКТ-компетентность. Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

    Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не должен декларировать готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создавать, вырабатывать их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

    Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

    Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

    Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять её в условиях своего образовательного учреждения, группы.

    Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

    Современный педагог должен быть готов к профессиональному росту: уметь выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития.

    Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у  педагога информационно-коммуникационной  выражающейся в  владеть и  информационную продукцию,  и технологии  образовательном процессе.

    Но  один из  способов не  эффективным, если  сам не будет осознавать необходимость повышения  профессиональной компетентности.  этого методической службе дошкольной организации необходимо  те условия,  которых педагог  осознает необходимость  уровня собственных  качеств. Анализ  педагогического опыта  профессиональное саморазвитие  в результате  развиваются навыки  деятельности, которые  интегрируются в  деятельность.

    Таким образом,  компетентность педагога  от различных  личности, а  основой компетентности  готовность к  повышению своей  профессиональному развитию.  развивающийся педагог  не воспитает  созидательную личность.  именно повышение  и профессионализма  есть необходимое  повышения качества,  педагогического процесса,  и качества  образования в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

    Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

    Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

    Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации

    В современных условиях реформирования образования радикально меня­ется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

    Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возм...

    Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

    В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....