Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.
материал на тему

Погодина Наталья Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx30.05 КБ
Файл prezentatsiya.pptx88.68 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку серьезные требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

СЛАЙД 2

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, произошел  пересмотр основ теории и практики образования.

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС»,  вошел  в действие Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», что ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.

 Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, возникла потребность в педагогах свободно мыслящих,  умеющих прогнозировать результаты своей деятельности, способных моделировать образовательный процесс, только такие педагоги являются гарантом достижения поставленных целей.

В связи с этим актуальным является вопрос повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Профессиональная компетентность, ее совершенствование является главным средством управления качеством образования в ДОУ.

Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога рассмотрим основные понятия «компетенции» и «компетентность», что они значат и чем отличаются.

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  •  воспитательно-образовательной;
  •  учебно-методической;
  •  социально-педагогической.

 

СЛАЙД 3

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателямикомпетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой
  • умение не просто руководить основными видами деятельности дошкольников, а взаимодействовать с детьми

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно-образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

СЛАЙД 4

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:

  1. методологическую,
  2. психолого-педагогическую,
  3. коммуникативную,
  4. исследовательскую,
  5. презентационную,
  6. акмеологическую,
  7. икт-компетентность.
  8. эмоциональная компетентность.

1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми.

2. Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

3. Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

4. Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации,гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

 5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

7. Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Педагог должен: - уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

  1. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими, умение управлять своим поведением, стрессоустойчивость

СЛАЙД 5

Исходя из всего вышесказанного можно сформулировать следующие основные пути по совершенствованию профессиональной компетентности:

  • самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
  • постоянно действующие обучающие семинары по вопросам введения ФГОС ДО;
  • семинары-практикумы (привлекать педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
  • организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
  • организация деятельности «Творческой группы» по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
  • мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
  • открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
  • прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
  • проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области;
  • стимулировать желание педагога познавать и самореализовываться.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт.  Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

СЛАЙД 6

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации – как условие повышения эффективности работы организации, стимулирование качества.

Слайд 2

Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.; Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)». Нормативно-правовая база современного образования

Слайд 3

воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. учебно –методическая воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов . социально–педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Направления организации и содержания деятельности педагога

Слайд 4

Методологическая компетентность Психолого-педагогическая компетентность Коммуникативная компетентность Исследовательская компетентность Презентационной компетентность педагога Акмеологическая компетентность (готовность педагога к профессиональному росту) ИКТ – компетентность Эмоциональная компетентность основные составляющие профессиональной компетентности

Слайд 5

самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений); постоянно действующие обучающие семинары по вопросам введения ФГОС ДО; семинары-практикумы (привлекать педагогов к методической работе, используя активные методы обучения); организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ; организация деятельности «Творческой группы» по планированию педагогами образовательной работы с детьми; мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом; открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы; прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников; проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и области; стимулировать желание педагога познавать и самореализовываться. ОСНОВНЫЕ ПУТИ по СОВЕРШЕНСТВОВАНИю ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:

Слайд 6

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации

В современных условиях реформирования образования радикально меня­ется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возм...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, первой ступенью непрерывного образования является именно до...