Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
проект на тему

Щербакова Надежда Валерьевна

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возможностями  здоровья,  тем  самым  мотивируя  их  пойти  учиться  в  школу  вместе  с  другими  детьми. Инклюзивное  образование  начинается  с  понимания  того,  что  ребенок  с  ограниченными  возможностями  имеет  все  те  же  потребности,  что  и  здоровый  ребенок,  плюс  особые  потребности.                    

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_rip_-_zvyozdnyy.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЕКТ 

Профессиональная компетентность педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В деле обучения и воспитания … ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.

К.Д. Ушинский

Содержательная часть

Как известно педагог – ключевая фигура реформирования образования. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. В «Профессиональном  стандарте  педагога»,  утвержденном  приказом  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от  18  октября  2013  г.  идет речь  о  необходимости  овладения  педагогами  современными  образовательными  технологиями,  методиками  обучения  и  воспитания,  знаниями,  умениями  и  навыками  в  целях  обеспечения  инклюзивного  образования  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ),  а  также  повышение  социального  статуса  и  престижа  педагогической  профессии.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возможностями  здоровья,  тем  самым  мотивируя  их  пойти  учиться  в  школу  вместе  с  другими  детьми. Инклюзивное  образование  начинается  с  понимания  того,  что  ребенок  с  ограниченными  возможностями  имеет  все  те  же  потребности,  что  и  здоровый  ребенок,  плюс  особые  потребности.                    

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья:

  • глубокое и всестороннее  знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста  с ОВЗ;
  • знание оптимальных способов организации инклюзивного образования, проектирование образовательного процесса интегрирующего  совместное обучение детей с особыми возможностями здоровья и и детьми, не имеющими нарушений в развитии.
  • моделирование развивающей предметно-пространственной среды и использование ресурсов и возможностей ДОО для успешной социализации и образования детей с ОВЗ;
  • овладение современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ.

К огромному сожалению в  настоящее время существует дефицит педагогических кадров  имеющих специальную профессиональную подготовку, как в нашем ДОУ так и в других дошкольных образовательных учреждениях региона.

В МБДОУ 32 % молодых специалистов, выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений, но при этом имеющих  недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций для работы с детьми ОВЗ ; 12 % педагоги с большим стажем работы, со сложившимися стереотипами, но со «старыми» взглядами на проблему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Есть педагоги с недостаточным уровнем толерантности, духовной  и нравственной поддержки инклюзивных процессов, имеющих явное или латентное сопротивление инклюзии  в условиях ДОО.

Надо отметить, что на практике  даже у педагогов с высоким уровнем знаний и профессионализма, умения оперативно принимать решения и действовать в конкретной педагогической ситуации нередко противостоят психологической неготовности педагога к принятию ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Это может стать причиной регулярных профессиональных стрессов, эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов.

Уже сейчас  90% ДОО региона посещают  дети с ОВЗ, дети-инвалиды. И в дальнейшем запросы населения на получение качественного и доступного дошкольного образования детьми с ОВЗ будут прогрессировать. Нам необходимо удовлетворить данные запросы  в полной мере и в первую очередь обеспечить специальную подготовку педагогических работников способствующую организации успешной социализации и  качественного образования  в соответствии с индивидуальными запросами детей с ОВЗ.

В настоящее время задача по профессиональной подготовке педагогов является главной задачей для дошкольного образовательного учреждения. Необходимо создать условия повышающие профессиональную компетентность педагогов в работе с особыми детьми, спланировать системную  работу направленную на профессиональную готовность педагога к инклюзивной практике, мотивационную готовность к инновационной деятельности, формированию социально-личностных качеств, как обязательного условия профессиональной успешности педагога в инклюзивном образовательном пространстве.

Очевидно, что целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению педагогов, младших воспитателей поможет успешно организовать деятельность по социализации и образованию детей с ОВЗ.

 Проблема обеспечения качественного и доступного образования, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-инвалидов - сложная и многоаспектная.

Следует отметить, что в научно-теоретическом плане инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ можно признать достаточно проработанным направлением современной образовательной политики. Вместе с тем это одно из самых проблемных направлений формирования единого образовательного пространства в контексте организации и реализации образовательного процесса.

 К числу нерешенных проблем можно отнести:

  • организацию целостной многоуровневой образовательной среды в соответствии с образовательными потребностями и психофизическими возможностями детей с ОВЗ;
  • не проработанность форм  и неустойчивый характер взаимодействия специалистов между собой и родителей в том числе;
  • модификацию образовательного процесса с учетом потребности детей с ОВЗ в индивидуальном  обучении не только на занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО;
  • проектирование и мониторинг образовательного процесса педагогами;
  • низкий уровень готовности большого числа педагогов инклюзивного образовательного учреждения к овладению коррекционными технологиями сопровождения детей с ОВЗ;
  • наличие дипломированных педагогов и специалистов, не имеющих профильной специализации инклюзивного образования.

Из вышесказанного видно, что круг выявленных проблем достаточно широк и распространяется на  многие дошкольные образовательные организации региона, касаясь всех участников педагогического процесса, а педагогических работников и специалистов в первую очередь.

Считаем, что решение поставленных вопросов напрямую связано с повышением квалификации и профессиональной подготовкой педагогических работников ДОО.

Цель проекта:

Разработка и апробация новой программы повышения профессиональной компетентности педагогов образовательной организации в вопросах инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта: 

        

• Модернизировать систему методической работы дошкольной образовательной организации  в условиях ее развития  и в режиме инновации.

• Разработать программу повышения квалификации педагогов, с использованием новых моделей профессионального развития.

• Обеспечить эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов ДОО в работе с детьми ОВЗ.

• Собрать банк информационно-образовательных ресурсов для дошкольных образовательных организаций.

Гипотеза.

Новая инновационная программа профессиональной подготовки педагогов обеспечит их психолого-педагогическую, социально-личностную компетентность в организации инклюзивного образования  детей с  ОВЗ.

Обоснование новизны проекта.

Разработка инновационной программы профессиональной подготовки педагогов, создание инклюзив-центра педагогического развития в структуре ДОО, является одновременно и возможностью обеспечения подготовки педагогических кадров в соответствии с современными требованиями, и источником разработки методических и дидактических ресурсов инклюзивного образования как продукта научно-исследовательской деятельности педагогов, их методического обеспечения и апробации.

Разработка содержания работы каждой «школы» инклюзив-центра является целенаправленной и планируемой деятельностью возглавляемой руководителями служб ДОО.

Таким образом, разработка инновационной программы профессиональной подготовки педагогов, организация центра профессионального развития и активная деятельность педагогов по разработке планов его работы рассматриваются, с одной стороны, как  технология формирования готовности педагогов к работе в условиях образовательной  инклюзии, развития у них профессиональных и социально-личностных компетенций, а с другой ‒ как собственно ресурс, обеспечивающий продвижение идей и ценностей инклюзивного образования в социальном сообществе. общеразвивающих групп. В полной мере овладеют  современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми инвалидами и детьми ОВЗ.

         В ДОО при условии создания  комплексной  модели  деятельности  специалистов, на оптимальном уровне будет  обеспечен  процесс  сопровождения  ребенка  с  ОВЗ  в  инклюзивном  образовании централизованный на потребностях ребенка и его семьи. Не ребенок будет вписываться в существующую образовательную систему, а сама система будет гибко учитывать приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.  

     Сформируется толерантные  сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.

Критериями  результативности проекта можно считать:

  • Понимание и знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей с ОВЗ, находящихся в ДОО;
  • Умение отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием.
  • Реализация различных способов педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образовательного процесса;
  • Умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды.

        Социальная значимость деятельности инновационной площадки направлена на получение педагогами необходимых профессиональных знаний при работе с детьми ОВЗ. В процессе инновационной работы по апробации новой модели повышения психолого-педагогической компетентности педагогов в условиях ДОУ будет создана система помощи и поддержки педагога, работающего с детьми ОВЗ, которая обеспечит его профессиональный рост и качественное инклюзивное образование детей.

        Усовершенствованная модель методической службы, ее вариативность и адресная направленность позволить систематизировать, обобщать и распространять положительный опыт работы среди дошкольных организаций региона.

        Система специальных педагогических мероприятий будет способствовать быстрому вхождению в инклюзивный образовательный процесс молодых и вновь принятых на работу педагогов, что наиболее  актуально для новых дошкольных учреждений региона.

        Освоение нового содержания, форм организации образовательного процесса повысит уровень профессионального мастерства педагогов, сформирует желание и умение работать по-новому.

        Проводимые мониторинговые исследования позволять объективно оценить результаты инновационной работы.

Описание способов обеспечения достоверности результатов.

        Проверка результатов деятельности предусматривает контроль, оценку, коррекцию получаемых в ходе  экспериментальной деятельности результатов. Контроль направлен на периодическое отслеживание результатов: сравнение этих результатов с прогнозом; корректировку в случае необходимости.

        Методы контроля: самоанализ деятельности по предложенным анкетам, опрос, беседы, наблюдения за профессиональной деятельностью, тестирование педагогов, анализ продуктов деятельности (конспекты, планы, модели отдельных видов деятельности, презентация опыта).

Планируемое методическое обеспечение (публикации) по теме исследования

1. Создание и апробация программы повышения квалификации педагогов работающих с детьми ОВЗ.

2. Составление конспектов занятий по социально-коммуникативному развитию детей в рамках работы «Школы общения».

Оценка ресурсов необходимых для реализации проекта.

В ДОУ имеется необходимая информационно-методическая база.

Обеспечен доступ к получаемым в процессе инновационной деятельности электронным образовательным продуктам.

Разрабатаны  рабочие программы деятельности воспитателей, узких специалистов, охватывающие весь комплекс содержания и организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ.

В работе используются все имеющиеся условия морального и материального поощрения, в соответствии с Положением определены стимулирующие выплаты педагогам.

Список литературы

  1. Богословец Л.Г., Давыдова О.И. Положение, регламентирующие деятельность ДОО. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
  2. Букина О.В. Пространство детского сада: познание экология. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
  3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».  – М.: Мозаика Синтез, 2014.
  4. Волосовец Т.В. Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика Синтез, 2011.
  5. Емельянова И., Маркова С. Специфика работы с детьми ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех») // Дошкольное воспитание 2016. №11
  6. Каратаева Н.А. О.В. Крежевских, В.Г. Барабаш.  Стандартизация и вариативность дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
  7. Крылова О.Н., Кузнецова Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. – Санкт-Петербург, КАРО, 2013.
  8. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы ДОО. Рекомендации и нормативные документы. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
  9. Лапп Е.А. Е.В. Шипилова. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитания: Инструктивно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Микляева Н.В. Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов? – М.: АРКТИ, 2016.
  11. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников.  – Волгоград: Учитель, 2013.
  12. Пегов В.А. Особые дети – особая педагогика: проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования. Сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2015.
  13. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
  14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. От 27.08.2915) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №5444н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  17. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
  18. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // http//www.firo.ru/  
  19. Погребняк Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2014.
  20. Селищева Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. – Волгоград: Учитель, 2014.
  21.  Шелкунова О., Квасова А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения индивидуальных программ. // Дошкольное воспитание. 2016. №11
  22.  Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Учебное издание. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
  23. Правовой навигатор http://navigator.osoboedetstvo.ru 
  24. Сайт «Особое детство» http://wwwosoboedetstvo.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Организация адаптивной образовательной среды в ДОУ(Организации) в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Современное дошкольное образование находится на новом этапе развития - идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены в обществе. Ратификация Россией международ...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации

В современных условиях реформирования образования радикально меня­ется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной педагогической компетенци...

Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации в условиях современных требований

Профессиональная компетентность современного педагога ДОО определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом, первой ступенью непрерывного образования является именно до...