Доклад на тему: "Игровая технология как средство формирования общих коммуникативных компетенций".
методическая разработка на тему

Шлычкова Алла Валентиновна

Цель и задачи игровой технологии. Основные направления реализации игровых приемов и ситуаций. Этапы реализации игровой технологии на уроках по "Технологии отделочных строительных работ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г(О) БОУ  ПУ-26 г Липецк

 Доклад на тему:

   «Игровая  технология  как средство формирования

общих  коммуникативных  компетенций»

(Из  опыта  работы)

Выполнил:              преподаватель профессионального цикла

Шлычкова А.В.

                                                        Г Липецк-2012

 Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных,  так и в профессиональных  учебных заведениях является применение  игровых  технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у  обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является     создание условий для раскрытия коммуникативной функции  и позволяющих приблизить процесс обучения к реальным  условиям, что повышает мотивацию к изучению предмета . Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом

  Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

        дидактическая цель ставится   в форме игровой задачи;

        учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

        успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  

   Целью игровых технологий является решение ряда задач:

•        дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

•        развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

•        воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

•        социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

 

Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1.  должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

  По характеру педагогического процесса игра бывают:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

           

3. По характеру игровой методики делятся на:

- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

 Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д.  

Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации   ситуаций из жизни общества, а  обучающимся  – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.

Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры.  

    В своей работе на первом этапе по реализации игровой деятельности(2006) я перевела дидактические задачи уроков   в игровую форму путем введения небольших соревновательных игр(на 10-15 минут). Игровые разминки были направлены на актуализацию опорных знаний, контроль качества знаний, закрепление пройденного материала.

   Из учащихся  в группе сформировала звенья; во главе звена – звеньевой.

Задачи звеньевого – получить задание на звено, проанализировать его, провести расстановку сил, выполнить наиболее сложное на его взгляд задание, при необходимости помочь советом членам своего звена

       Учащиеся выполняли технологические диктанты, отгадывали кроссворды, чайнворды. Были конкурсы звеньевых.

Звенья на уроках работали в постоянном составе , заменялись лишь звеньевые.

Таким образом я давала возможность каждому учащемуся проявить себя в качестве лидера, принимать ответственные решения , что являлось основой компетенции будущего специалиста. Работа учащихся оценивалась по пятибалльной системе и суммировалась в каждом звене .Победа  звена зависела от успешной работы каждого.(дух состязательности присутствовал)

 Вывешивался  экран успеваемости звеньев.   В результате использования И.Т. повысился интерес к изучаемым предметам, степень активности учащихся, возможность самореализации и как следствие – качество знаний.      В  дальнейшем, чтобы приблизить учебную деятельность к профессиональной деятельности  и реальной жизни, в своей практике преподавания  я стала применять деловые имитационные  игры.

Приведу пример урока пресс-конференции по материаловедению по  теме: Вяжущие вещества. Цемент, его свойства,область применения.

Ввожу ситуацию: в некоторой местности планируется строительство цементного завода. Ответственные лица и  ведущие специалисты  будущего производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение.

Распределяю роли:  группа журналистов различных газетных изданий, группа экологов, главные технологи, представители строительных организаций.  

Затем деловая игра проводилась по следующему плану:

2.  Выступление "редакторов" из методических журналов "Начальная школа"  

3.  Подведение итогов экспертным советом.  Представление альтернативной программы (каждой подгруппой).

 По своей сути – это урок – семинар, но привнесены элементы деловой игры ,и урок становится интересным для учащихся. Они самостоятельно осуществляют поиск полезной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Урок становится творческим.

Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи).

 Формируются коммуникативные способности, умение выражать мысли, способности правильно строить речь, используя термины, определения  Наблюдая друг за другом, слушая ролевую речь и результат учебного материала, учащиеся способны оценить каждого, критически выразить свои замечания и определить, выполнены ли поставленные перед ними задачи, и что ещё необходимо доработать или изучить дополнительно учебный материал.

Проведение ролевых игр в профессиональном  училище  позволяет учащимся глубже познавать значение дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, получить практический опыт будущей профессиональной деятельности, учиться применять полученные знания для решения конкретных производственных вопросов; анализировать изменяющуюся обстановку и принимать обоснованные квалифицированные решения;  оформлять различную документацию, разбираться в нормативно-технической литературе и пользоваться ею.  В итоге ролевая игра ускоряет адаптацию молодых специалистов на производстве, что позволяет выпускать специалистов, способных сразу после окончания  училища  активно, со знанием дела, творчески включаться в производственный процесс.



Предварительный просмотр:

Г(О)БОУ ПУ-26  г.Липецк

 

Открытый урок  

«Игровой контроль знаний»

по предмету «Технология оштукатуривания».

Разработал преподаватель спецтехнологии

Шлычкова А.В.

Липецк  2010

Элемент урока (Высококачественное оштукатуривание поверхностей).

Актуализация опорных знаний (текущий контроль) игровым методом.

Образовательная цель: Контроль усвоения, закрепление знаний по технологии оштукатуривания поверхностей.

Воспитательная цель: вызвать у учащихся эмоционально положительное отношение к продуктивной работе, настроить на коллективную работу.

Развивающая цель: показать учащимся логические приемы нахождения новых знаний. Сформировать у учащихся творческую активность, инициативу, познавательный интерес.

Этапы реализации:

Учащиеся делятся на две бригады.

Назначаются руководители, которые получают задания на всю бригаду, анализируют их и сами распределяют для каждого участника.

Необходимо выполнить четыре игровых задания:

 

Отгадать технологический чайнворд по оштукатуриванию.

Чайнворд – цепочка слов, в которой последняя буква каждого слова становится первой следующего слова.

Технологический чайнворд

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

3

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

10

 

7

12

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

Значение слов.

Инструмент для проверки точности штукатурки (правило)

Инструмент для провешивания поверхности (отвес)

Инструмент для нанесения и разравнивания раствора (сокол)

Внутренний угол (лузг)

Сухая штукатурка (гипсокартон)

Третий слой штукатурки (накрывка)

Механизм для штукатурных работ (агрегат)

Декоративный раствор (терразит)

Инструмент для затирки штукатурки (терка)

Армирующий наполнитель (асбест)

Инструмент для декоративной штукатурки (троянка)

Сцепление раствора с поверхностью (адгезия).

Технический словарь.

Исходное слово: штукатур.

Необходимо написать наибольшее количество терминов (относящихся к штукатурным работам), начинающихся с букв, содержащихся в исходном слове.

Важно не только перечислить термины, но и дать им краткую характеристику.

Проанализировать основные технологические операции при подготовке деревянных поверхностей к оштукатуриванию. Определить недостающие.

Наименование технологических операций

Надкалываем деревянную поверхность

Натягиваем антисептированную мешковину для создания звуко –и теплоизоляции

Набиваем выходной ряд драниц

Ответ: отсутствуют операция по сортировке драни; по набивке первого простильного ряда драниц

Решить практическую задачу и построить чертеж помещения.

Посчитать необходимое количество раствора для оштукатуривания комнаты длиной 6м, шириной 4м, высотой 3м. В комнате имеется две двери 2х1м, два окна 1,5х2м. Оштукатуривание производиться улучшенной штукатуркой.

Ответ: ~0,8

Выполнение задания 5-10 мин.

Подведение итогов работы звеньев.

Критерии оценок

Эталон

Оценки

1.Технологический чайнворд

отгадан полностью

     5

не отгаданы 2-3 слова

     4

отгадано на половину

     3

2.Тенический словарь

максимальное кол-во терминов

с их объяснением


5

объяснены не все термины

4

без объяснения терминов

3

3. Анализ технологических операций

полный анализ

       5

проанализировано не полностью

      4

проанализировано без объяснения

      3

4.Практическое задание

полный ответ

5

ход решения верный, арифметические ошибки


4

ход решения не верный, чертеж не точный

       3

7 Рефлексия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

… Школа без игры – казенщина В. А. Сухомлинский Доклад на тему: «Игровая технология как средство формирования о бщих коммуникативных компетенций » (Из опыта работы) Преподаватель спецтехнологии по профессии «Мастер отделочных строительных работ » Шлычкова А.В.

Слайд 2

основные направления реализации игровых приемов и ситуаций дидактическая цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Слайд 3

Задачи игровой технологии дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности) развивающие (развитие внимания, памяти, мышления, творческих идей) воспитывающие (воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, общительности ) социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды )

Слайд 4

Игровая методика Игры ролевые сюжетные деловые имитационные

Слайд 5

1 э тап реализации Игровой технологии Перевод дидактических задач уроков в игровую форму Игровые разминки - как элементы урока (чайнворды, ребусы, технологические диктанты, конкурсы...) Отгадать технологический чайнворд по оштукатуриванию. Чайнворд – цепочка слов, в которой последняя буква каждого слова становится первой следующего слова. Технологический чайнворд 1 2 8 3 9 4 10 7 12 5 11 6

Слайд 6

1 этап реализации Игровой технологии

Слайд 7

Мониторинг качества знаний учащихся на уроках с применением Игровой технологии

Слайд 8

Требования к играм Быть интересными Доступными Увлекательными Включать учащихся в разные виды деятельности

Слайд 9

2 этап -Деловые игры

Слайд 10

Уроки с использованием Игровой технологии в рамках ФГОС Результатом освоения программ профессиональных модулей является развитие обучающимися общих (ОК) компетенций: ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. (- владение различными способами поиска информации; - адекватность оценки полезности информации; - используемость найденной для работы информации в результативном выполнении профессиональных задач, для профессионального роста и личностного развития; - самостоятельность при решении не типовых профессиональных задач) ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами. (- полнота понимания и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды - владение способами безконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; - соблюдение принципов профессиональной этики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Информационно-коммуникационная технология как средство формирования и развития общих компетенций

Данный материал посвящен использованию на уроках технологии приготовления продукции питания информационно-коммуникационной технологии для формирования и развития у учащихся общих компетенций....

Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста

Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют...