Технология сотрудничества как средство формирования общих и профессиональных компетенций специалиста
статья на тему

Козина Лариса Станиславовна

Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Козина Л.С., преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

История ее возникновения и развития теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX века идеи сотрудничества в обучении широко использовались в США.

Основателями педагогики сотрудничества в нашей стране по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова  Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Они обобщили опыт

  • лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко),
  • достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и
  • зарубежной психолого-педагогической практики и науки (Ж. - Ж. Руссо, Я. Колчак, К. Роджерс, Э. Берн).

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала  

Каждый член группы  отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая поставленной цели.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

        Задача преподавателя - создать условия для активной совместной учебной деятельности. Учащиеся разные: одни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения.  Некоторые ребята стесняются задавать вопросы. Поэтому, если их  объединить в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать  общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то  возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и  за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. 

Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся  сами!»

        Конечно, как и  любая  педагогическая технология групповая форма организации работы имеет достоинства и недостатки. К минусам можно отнести неумение ребят вести диалог, психологические проблемы при неправильном формировании малых групп,  а также использование некоторыми  ребятами результатов труда более сильных  учеников.

        Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:

«Обучение в команде»

«Ажурная пила»

 «Учимся вместе»

«Исследовательская работа»  

        Обучение в команде - особое внимание - «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими при работе над изучаемым вопросом.

Обучающиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опорные тексты, др. учебные материалы. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.

Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

  Задача каждого учащегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник  команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

Основные принципы обучения в команде:

а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки, отметки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения;

б) индивидуальная ответственность каждого учащегося  означает, что успех или неуспех команды зависит от удач или не удач каждого;

в) равные возможности каждого учащегося в достижении успеха, каждый приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

        Подход с названием «Ажурная пила».      Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся внимательно слушают партнеров по команде, делают записи в тетрадях, они заинтересованы, чтобы все члены группы  добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается  по данной теме каждый в отдельности и вся команда в целом (может быть спрошен любой член группы).

         «Учимся вместе»      Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) части в 3-5 человек. Каждая из них получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных всех команд  достигается усвоение всего материала в целом.

«Исследовательская работа» учащихся в группах        Этот вариант является разновидностью метода обучения «Учимся вместе», акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в командах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Все эти варианты требуют  четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:

1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.

2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3) Оценивается работа не одного человека,  а всей группы. Оценка ставится одна на всех.

4) Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый  учится в силу  собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

        Бернард Шоу говорил, давайте представим, у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!

           Работа в группах  не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.  Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.

Преимущества использования технологии сотрудничества:

  1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

    5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все студенты работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что студенты стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.

        Для работы в группах, я рассаживаю учащихся так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по два стола вместе).   В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания),  отслеживающий культуру общения  и взаимопомощи внутри группы и другие.  В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся.

Важный и обязательный момент такого урока - оценивание результатов групповой работы. Наряду с учебными достижениями учащихся и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения, комментировать проявленные коллективистские качества, подмечать проявления помощи, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.

   Работу в малых группах я использую на разных этапах урока:  проверка домашнего задания, изучение нового материала,  закрепление  нового материала,   а так же на повторительно – обобщающих уроках, лабораторно-практических занятиях

На уроке "Товароведения продовольственных товаров" дается задание группам, состоящим из 3-7 человек, задание: "Провести органолептическую оценку качества товара", используя нормативные документы (ГОСТы).

Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:

1. единым результатом – оценить качество товаров;

2. общими ресурсами - один нормативный документ на группу;

3. распределением ролей - каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;

4. общей оценкой.

Другие группы получают такое же задание. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп.

На МДК «Техническое оснащение отрасли» студенты в малых группах  самостоятельно, изучая руководство по эксплуатации осваивают работу на весах, контрольно-кассовых машинах (кто-то изучает, а затем учит других членов группы подготавливать ККМ к работе, другой изучает, а затем учит других работать в режиме «Касса», следующий в режиме «Отчеты» и т.д.

Я использую технологию «обучение в сотрудничестве», потому что современное информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Применение этой технологии предполагает моделирование такой системы образования, в которой главную роль играет не традиционная трансляция знаний, умений, а создание условий для развития каждой личности.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Козина Л.С., преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Сегодня в теории и практике современного образования существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

История ее возникновения и развития теряется в глубокой древности. Уже в Талмуде говорилось, что для верного изучения учащийся должен иметь партнера. Высказывания о пользе взаимного обучения можно найти у Квинтилиана и Сенеки. Ян Амос Коменский был уверен, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В конце XVIII в. Джозеф Ланкастер и Андре Белл интенсивно использовали систему взаимного обучения школьников в Англии (Ланкастерская система). Во второй половине XIX века идеи сотрудничества в обучении широко использовались в США.

Основателями педагогики сотрудничества в нашей стране по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов Виктор Федорович, Лысенкова  Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Они обобщили опыт

  • лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко),
  • достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и
  • зарубежной психолого-педагогической практики и науки (Ж. - Ж. Руссо, Я. Колчак, К. Роджерс, Э. Берн).

Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, составленных из учеников разного уровня обученности, направленная на выполнение различных заданий, ведущих к более успешному усвоению учебного материала  

Каждый член группы  отвечает не только за свой индивидуальный результат, но и помогает товарищам по команде, тем самым вместе с остальными достигая поставленной цели.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

        Задача преподавателя - создать условия для активной совместной учебной деятельности. Учащиеся разные: одни быстро «схватывают» все объяснения преподавателя, а другим нужно время и дополнительные разъяснения.  Некоторые ребята стесняются задавать вопросы. Поэтому, если их  объединить в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать  общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то  возникает такая ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и  за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятные вопросы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. 

Девиз обучения в сотрудничестве: «Помогая другим, учимся  сами!»

        Конечно, как и  любая  педагогическая технология групповая форма организации работы имеет достоинства и недостатки. К минусам можно отнести неумение ребят вести диалог, психологические проблемы при неправильном формировании малых групп,  а также использование некоторыми  ребятами результатов труда более сильных  учеников.

        Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:

«Обучение в команде»

«Ажурная пила»

 «Учимся вместе»

«Исследовательская работа»  

        Обучение в команде - особое внимание - «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена команды в постоянном взаимодействии с другими при работе над изучаемым вопросом.

Обучающиеся разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опорные тексты, др. учебные материалы. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий всеми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При этом учитель, конечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявляется общая оценка группе.

Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

Это эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

  Задача каждого учащегося в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник  команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки.

Основные принципы обучения в команде:

а) «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки, отметки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения;

б) индивидуальная ответственность каждого учащегося  означает, что успех или неуспех команды зависит от удач или не удач каждого;

в) равные возможности каждого учащегося в достижении успеха, каждый приносит своей команде очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

        Подход с названием «Ажурная пила».      Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Учащиеся внимательно слушают партнеров по команде, делают записи в тетрадях, они заинтересованы, чтобы все члены группы  добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается  по данной теме каждый в отдельности и вся команда в целом (может быть спрошен любой член группы).

         «Учимся вместе»      Группа разбивается на разнородные (по уровню обученности) части в 3-5 человек. Каждая из них получает одно задание, являющееся подзаданием какой – либо большой темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных всех команд  достигается усвоение всего материала в целом.

«Исследовательская работа» учащихся в группах        Этот вариант является разновидностью метода обучения «Учимся вместе», акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в командах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена на изучение всей группой. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

Все эти варианты требуют  четкого соблюдения основных принципов обучения в сотрудничестве:

1) Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости. При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые учащиеся.

2) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3) Оценивается работа не одного человека,  а всей группы. Оценка ставится одна на всех.

4) Успех всей группы зависит от вклада каждого. Равные возможности предполагают, что любой учащийся должен совершенствовать свои собственные достижения. Каждый  учится в силу  собственных возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими.

        Бернард Шоу говорил, давайте представим, у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!

           Работа в группах  не только развивает познавательный интерес учащихся, но и способствует развитию памяти, мышления, воображения, речи.  Еще К.Д. Ушинский отмечал, что безделье на уроке больше утомляет учащихся, чем активная деятельность.

Преимущества использования технологии сотрудничества:

  1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.

    5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения. При групповой работе в сотрудничестве все студенты работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что никто из них не может отсидеться, заняться не общим, а посторонним делом.

Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что студенты стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению, помогает развитию его творческих возможностей.

        Для работы в группах, я рассаживаю учащихся так, чтобы они сидели лицом друг к другу и могли свободно общаться в процессе совместной деятельности (по два стола вместе).   В каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики. У каждого члена группы своя роль, например, ведущий (отвечает за выполнение задания), оформитель (за чистоту оформления задания),  отслеживающий культуру общения  и взаимопомощи внутри группы и другие.  В каждой группе есть ответственный за учет достижений учащихся.

Важный и обязательный момент такого урока - оценивание результатов групповой работы. Наряду с учебными достижениями учащихся и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения, комментировать проявленные коллективистские качества, подмечать проявления помощи, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело.

   Работу в малых группах я использую на разных этапах урока:  проверка домашнего задания, изучение нового материала,  закрепление  нового материала,   а так же на повторительно – обобщающих уроках, лабораторно-практических занятиях

На уроке "Товароведения продовольственных товаров" дается задание группам, состоящим из 3-7 человек, задание: "Провести органолептическую оценку качества товара", используя нормативные документы (ГОСТы).

Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:

1. единым результатом – оценить качество товаров;

2. общими ресурсами - один нормативный документ на группу;

3. распределением ролей - каждый отвечает за свой участок работы, но согласует его с остальными;

4. общей оценкой.

Другие группы получают такое же задание. В этом случае при подведении итогов работы интересно будет сравнить результаты различных групп.

На МДК «Техническое оснащение отрасли» студенты в малых группах  самостоятельно, изучая руководство по эксплуатации осваивают работу на весах, контрольно-кассовых машинах (кто-то изучает, а затем учит других членов группы подготавливать ККМ к работе, другой изучает, а затем учит других работать в режиме «Касса», следующий в режиме «Отчеты» и т.д.

Я использую технологию «обучение в сотрудничестве», потому что современное информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.  Применение этой технологии предполагает моделирование такой системы образования, в которой главную роль играет не традиционная трансляция знаний, умений, а создание условий для развития каждой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В данной статье приведен план урока, способствующий формированию  общих и профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятел...

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные педагогические технологии в формировании общих и профессиональных компетенций"

2018 Республиканская научно-практическая конференция «Инновационные педагогические технологии в формировании  ОК, ПК студентов медколледжа», г. Улан-Удэ, статья "Инновационные пе...

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.

Данная статья предназначена для преподавателей английского языка  профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...